Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОГРАММА. Специальность: «Педиатрия»

СИЛЛАБУС

 

Специальность: «Педиатрия»

Дисциплина: «Общественное здоровье и здравоохранение»

Объем учебных часов -108/2

 

Шымкент, 2013

Силлабус составлен и рассмотрен на заседании кафедры «Общественного здравоохранение №1»

 

 

Протокол № ______ от «___»__________ 2013 г.,

 

 

Зав кафедрой

д.м.н., профессор _____________________ М.А.Булешов

 

Сведения о преподавателях:

1. Заведующий кафедрой: Булешов Мырзатай Абильдаевич, д.м.н.. профессор

Читает лекции на казахском и русском языках.

2. к.м.н., и.о. доцент Сарсенбаева Гульзат Жанабаевна

Ведет практические занятия на русском и казахском языках.

 

 

Контактная информация

Местонахождение кафедры: пл. Аль-Фараби, 1, главный корпус ЮКГМА, 3-этаж,

тел 40-82-22 (внутр.-121)

 

Политика и процедуры:

- Требования к резидентам:

1. не пропускать занятия без уважительных причин;

2. активность во время практических занятий;

3. подготовка к занятиям;

4. своевременно, по графику, выполнять и сдать СРМ;

5. не опаздывать на занятия;

6. не заниматься посторонними делами во время занятий;

7. быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам, преподавателям;

8. бережно относится к имуществу кафедры;

9. своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам, занятия.

 

 

ПРОГРАММА

Характеристикадисциплины

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает закономерности общественного здоровья, его обусловленность с целью разработки научно-обоснованных медико-профилактических мероприятий стратегического и тактического характера по сохранению и укреплению здоровья и совершенствованию медицинской помощи населению.

Условно предмет состоит из двух разделов: в одном рассматривают преимущественно проблемы охраны и улучшения здоровья не отдельных индивидуумов, а различных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп и общества в целом, в другом – рассматриваются научно обоснованные, оптимальные методы управления здравоохранением, формы и методы работы медицинских учреждений, путем улучшения качества медицинской помощи.

Основная задача нашей науки и дисциплины состоит в глубоком изучении влияния социальной среды на здоровье человека и разработка эффективных мероприятий по устранению вредного влияния среды. Кроме этого важно изучение и разработка благоприятно влияющих на здоровье факторов с максимальным использованием возможностей и ресурсов общества.

Назначением предмета общественного здоровья и здравоохранения является: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.

Этот подход охватывает главные проблемы и задачи предмета: оздоравливающее, позитивное, а также негативное влияние социальных условий и факторов, общественное здоровье и здравоохранение и их улучшение.

Итак, этот предмет изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Методическая база предмета отличается широтой и многообразием методик и методов не только собственных, но и взятых из других наук: социологии, математической статистики, эпидемиологии, социальной психологии, экономических дисциплин, науки управления, информатики и конечно, других медицинских наук.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свой предмет, объект исследования и изучения (общественное здоровье и здравоохранение) и совокупность методов и подходов, что, бесспорно, отвечает современным требованиям и критериям определения их как самостоятельной науки и предмета преподавания.

Предпосылки, причины возникновения рассматриваемой науки и учебной дисциплины заключаются в появлении потребности научно обоснованного объяснения природы, характера здоровья населения (отдельных групп людей, их сообществ, населения в целом).

Важнейшим условием реализации такой потребности стало научное доказательство природы наиболее распространенных, массовых заболеваний населения и социальной, общественной сущности здоровья людей.

 

Цель дисциплины

Преподавание данной дисциплины имеет целью:

1. Обучение резидентов тенденциям, закономерностям изменения здоровья, влияние на него условий и образа жизни населения (труда, питания, образования, воспитания, жилища, поведения людей, их взаимоотношений, психологических установок, социальной помощи и др.);

2. Обучить наиболее оптимальным методам, приемам управления
общественным здоровьем через организацию медицинской и
медико-социальной помощи, сбалансированного распределения сил
и ресурсов с помощью планирования, экономических методов в
условиях достаточного финансирования;

3. Дать знания по воздействию других отраслей и социальной сферы
(социальное страхование и социальное обеспечение) на общественное здоровье и здравоохранение;

4. Дать знания по методологической базе, творческому осмысливанию теоретических проблем и категорий медицины и здравоохранения, в первую очередь сущности здоровья и болезни, исходя из понимания социальной сущности человека и предмета общественных, производственных отношений.

 

Задачи:

• концепции охраны здоровья населения и развития здравоохранения.

• тенденции общественного здоровья в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

• законодательные основы охраны и укрепления здоровья населения.

• экономические аспекты здравоохранения.

• проблемы медицинского страхования.

• научное обоснование моделей управления здравоохранением.

• проблемы здравоохранения в условиях многоукладностей собственности и рыночных отношений.

• развитие первичной медико-санитарной помощи, включая систему врача общей практики и семейного врача.

• проблемы социальной защищенности медицинских работников, врачебной
этики и деонтологии в современных условиях.

• основы планирования и финансирования здравоохранения.

• основы маркетинга в здравоохранении.

• компьютерные технологии.

 

Задания самостоятельной работы

 

Наименование тем Форма контроля
Организация скорой и неотложной медицинской помощи населению. Взаимодействие с организациями, оказывающими ПМСП. Презентация
Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований Презентация
Теоретические аспекты медицинской этики, медицинской деонтологии, биоэтики. Реферат
Научные основы управления здравоохранением. Презентация
Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения. Презентация
Система охраны материнства и детства (ОМД). Интеграция со службами ПМСП Реферат
Организация стоматологической медицинской помощи населению. Презентация
Важнейшие социально значимые заболевания. Реферат
Организация работы СПИД Центров. Реферат
Анализ деятельности и оценка качества лечебно-профилактической помощи. Презентация
Организация медико-санитарной помощи рабочим промышленных предприятий. Презентация
Заболеваемость населения. Инфекционная заболеваемость. Презентация
  Итого  

 

Время консультаций: в соответствии графика консультаций преподавателей кафедры – 2 часа

 

Литература основная и дополнительная.

Основная литература:

  1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю.П.Лисицын. Москва, «ГОЭТАР-Медиа», 2007 г.
  2. Прикладная медицинская статистика. В.М.Зайцев, В.Г.Лифляндский, В.И.Маринкин. Санкт-Петербург, «Фолиант», 2003 г.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина. Москва, «Медицина», 2002 г.
  4. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под редакцией Ю.П.Лисицина, Н.Я. Копыта. Москва, «Медицина», 1984 г.
  5. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Под редакцией А.Ф.Серенко, В.В.Ермакова. Москва, 1984 г.
  6. Общественное здоровье и здравоохранение. В.К.Юрьев, Г.И.Куценко. Санкт-Петербург, 2000г.

 

Дополнительная литература:

1. «Актуальные проблемы социальной медицины и организации здравоохранения». Сборник избранных лекций, под ред. М.К.Кулжанова, Алматы, 1994.

2. Состояние здоровья населения и система здравоохранения РК 1991-2000 годы (стат. сборник), 1999.

3. Актуальные проблемы медицины. Шымкент, 1996.

4. Опыт, проблемы и перспективы реформирования здравоохранения в РК. Алматы, 1999.

5. Закон РК «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 8 июля 1994 г.

6. Закон РК «О профилактике заболевания СПИД» от 5 октября 1994 г.

7. Закон РК «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 16 апреля 1997 г.

8. Закон РК «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г.

9. Указ президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» от 29 сентября 2004 г.

10. Постановление Правительства РК № 1327 «Вопросы Комитета по контролю за качеством медицинских услуг Министерства здравоохранения РК» от 15 декабря 2004 г.

11. Государственная Программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы утвержденная указом Президента РК от 13 сентября 2004 г. № 1438.

12. Постановление Правительства РК № 839 «О неотложных мерах защиты населения от туберкулеза в РК» от 4 сентября 1998 г.

13. Постановление Правительства РКот4декабря 1998г№ 1240 «О мерах по выполнению Указа Правительства РК» от 16 ноября 1998 г, №4153 О Государственной программе «Здоровье народа»

14. Постановление Правительства РК от 28 декабря 2005г №1304 «О мерах совершенствования первичной медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан»

15. Приказ МЗ РК от 21 марта 2006 г. №124 «О деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»

16. Постановление Правительства РК от 26 апреля 1999 г № 472 «О мерах по улучшению ПМСП сельскому населению»

17. Концепция дальнейшего развития здравоохранения РК в 2000-2005 годах от 25 мая 2000 года №790 18.0 номенклатуре учреждений здравоохранения РК № 487 от 23 сентября 1998г..

18. «Об организации и оказании платных медицинских услуг» № 546 от 29 декабря 1995г.

19. «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава РК от 13 февраля 1999г. №68. 22.Здоровье населения РК и деятельность учреждений здравоохранения в 1998 году, Алматы 1999.

20. Состояние здоровья населения и система здравоохранения РК 1991-2000 год. Астана, 2001 года (стат.сборник)

21. «Экономика и предпринимательства» №1-2 (101-102) января 2000 года. Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под редакцией Ю.П.Лисицина;

22. Закон РК от 04.06.2006 г. №430 «О системе здравоохранения»;

23. Приказ МЗ от 14.08.2003 г. №612 «Об утверждении Положения по организации деятельности женской консультации»

24. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы утвержденного постановлением Правительства РК от 13.10.2004 г. №1050

25. Приказ МЗ РК от 11.01.2005 г. №16 «Об утверждении Правил проведения профилактических, медицинских осмотров женщин репродуктивного возраста за счет текущих трансфертов из республиканского бюджета»;

26. Приказ МЗ РК от 24.02.2004 г. №70 «Об организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам»

Процессное управление в социальной сфере. А.В.Решетников, М.Медицина, 2001.

 

 

Критерии и правила оценки знаний

Контроль успеваемости и оценка знаний резидента основаны на ГОСО РК 5.03.006.-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях» от 25 августа 2006, согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в ЮКГФА.

Используются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости проводится согласно расписанию на практических занятиях и занятиях по самостоятельной работе с преподавателем (СРМП).

 

Критерии оценки:

 

Форма контроля Оценка Критерии оценки
Устный ответ Отлично Соответствует оценкам:   А (4, 0; 95-100%); А- (3, 67; 90-94%) Ставится в том случае, если резидент во время ответа не допустил каких-либо ошибок, неточностей. Ориентируется в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и дает им критическую оценку, использует научные достижения других дисциплин.
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3, 33; 85-89%); В (3, 0; 80-84%); В- (2, 67; 75-79%). Ставится в том случае, если резидент во время ответа не допустил грубых ошибок при ответе, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим резидентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2, 33; 70-74%); С (2, 0; 65-69%); С- (1, 67; 60-64%); D+ (1, 0; 50-54%) Ставится в том случае, если резидент во время ответа допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Неудовлетворительно Соответствует оценке   F (0; 0-49%) Ставится в том случае, если резидент во время ответа допускал принципиальные ошибки, не проработал основную литературу по теме занятия; не умеет использовать научную терминологию дисциплины, отвечает с грубыми стилистическими и логическими ошибками.

 

Подготовка и защита реферата

 

Форма контроля Оценка Критерии оценки
Подготовка и защита реферата Отлично Соответствует оценкам:   А (4, 0; 95-100%); А- (3, 67; 90-94%) Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно не менее чем на 10 страницах машинописного текста, с использованием не менее 5 литературных источников. Приведены схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читает, а рассказывает. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы.
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3, 33; 85-89%); В (3, 0; 80-84%); В- (2, 67; 75-79%). Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно не менее чем на 10 страницах машинописного текста, с использованием не менее 5 литературных источников. Приведены схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читает, а рассказывает. При ответе на вопросы допускает непринципиальные ошибки.
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2, 33; 70-74%); С (2, 0; 65-69%); С- (1, 67; 60-64%); D+ (1, 0; 50-54%) Реферат выполнен аккуратно и сдан в назначенный срок, написан самостоятельно не менее чем на 10 страницах машинописного текста, с использованием не менее 5 литературных источников. При защите реферата текст читает. Неуверенно отвечает на вопросы, допускает принципиальные ошибки.
Неудовлетворительно   Реферат выполнен неаккуратно и не сдан в назначенный срок, написан самостоятельно менее чем на 10 страницах машинописного текста, с использованием менее 5 литературных источников. При защите реферата текст читает. При ответе на вопросы допускает грубые ошибки, не ориентируется в материале.

 

Презентация темы

 

Форма контроля Оценка Критерии оценки
Презентация темы Отлично Соответствует оценкам:   А (4, 0; 95-100%); А- (3, 67; 90-94%) Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок, объемом не менее 20 слайдов. Использовано не менее 5 литературных источников. Слайды содержательные и лаконичные. При защите автор демонстрирует глубокие знания по теме. Не допускает ошибок при ответе на вопросы во время обсуждения.
  Хорошо Соответствует оценкам: В+ (3, 33; 85-89%); В (3, 0; 80-84%); В- (2, 67; 75-79%). Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок, объемом не менее 20 слайдов. Использовано не менее 5 литературных источников. Слайды содержательные и лаконичные. При защите автор демонстрирует хорошие знания по теме. Допускает непринципиальные ошибки при ответе на вопросы, которые сам исправляет.
  Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (2, 33; 70-74%); С (2, 0; 65-69%); С- (1, 67; 60-64%); D+ (1, 0; 50-54%) Презентация выполнена самостоятельно, в назначенный срок, объемом не менее 20 слайдов. Использовано не менее 5 литературных источников. Слайды не содержательны. При защите автор допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы.
  Неудовлетворительно   Презентация не сдана в назначенный срок, объем составляет менее 20 слайдов. Использовано менее 5 литературных источников. Слайды не содержательны. При защите автор допускает грубые ошибки при ответе на вопросы. Не ориентируется в собственном материале.

Подготовка тестовых заданий

 

Форма контроля Оценка Критерии оценки
Подготовка тестовых заданий Отлично   Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы.
  Хорошо   Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Неоднотипные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы.
  Удовлетворительно   Тестовые задания содержат не менее 10 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа теста несодержательна. Имеются тестовые задания, сформулированные нечетко, некорректно, неконкретно. Неоднотипные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Не все верные ответы отмечены правильно.
  Неудовлетворительно   Тестовые задания содержат менее 10 вопросов. Несодержательная основа теста, нечеткая постановка вопроса. Неоднотипные варианты ответов. Не имеется алгоритма ответов. Неверно отмечено более 50% правильных ответов.

 

 

Итоговый контроль

 

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 157 «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии образования»

Учебные достижения (знания, умения навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», «неудовлетворительно» «F») с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе.

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-ное содержание Оценка по традиционной системе
A 4, 0 95-100 Отлично
A- 3, 67 90-94
B+ 3, 33 85-89 Хорошо
B 3, 0 80-84
B- 2, 67 75-79
C+ 2, 33 70-74 Удовлетворительно
C 2, 0 65-69
C- 1, 67 60-64
D+ 1, 33 55-59
D 1, 0 50-54
F   0-49 неудовлетворительно

 

Инструкция

Для преподавателей по проведению текущего контроля успеваемости резидентов по 100-балльной системе

  1. При текущем контроле успеваемости учебные достижения резидентов оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, сдача СРМ, рубежный контроль).
  2. В журнале успеваемости выставляется не цифровой эквивалент рейтинг-балла, а его процентное выражение.
  3. По окончании академического периода результат текущего контроля успеваемости проводится по расчетам среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода, умноженного на коэффициент 0, 6.
  4. Внесение рейтинг баллов в электронный журнал производится один раз в неделю и только один раз. Не допускается изменение рейтинг-балла.
  5. Изменение рейтинг балла допускается по листу отработок, выданному по распоряжению деканата на основании справки об уважительной причине (например: состояние здоровья).
  6. Минимальный рейтинг допуска к экзамену – 36 баллов.
  7. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки рейтинг-допуска и итогового контроля. Рейтинг допуск составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине, и оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цель дисциплины | ОБ АВТОРЕ. Скотт Каннингем (1956 – 1993) - плодовитый викканский автор и эксперт в области магии природы и магии земли




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.