Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРОГРАММА. Специальность: «Педиатрия»
СИЛЛАБУС
Специальность: «Педиатрия» Дисциплина: «Общественное здоровье и здравоохранение» Объем учебных часов -108/2
Шымкент, 2013 Силлабус составлен и рассмотрен на заседании кафедры «Общественного здравоохранение №1»
Протокол № ______ от «___»__________ 2013 г.,
Зав кафедрой д.м.н., профессор _____________________ М.А.Булешов
Сведения о преподавателях: 1. Заведующий кафедрой: Булешов Мырзатай Абильдаевич, д.м.н.. профессор Читает лекции на казахском и русском языках. 2. к.м.н., и.о. доцент Сарсенбаева Гульзат Жанабаевна Ведет практические занятия на русском и казахском языках.
Контактная информация Местонахождение кафедры: пл. Аль-Фараби, 1, главный корпус ЮКГМА, 3-этаж, тел 40-82-22 (внутр.-121)
Политика и процедуры: - Требования к резидентам: 1. не пропускать занятия без уважительных причин; 2. активность во время практических занятий; 3. подготовка к занятиям; 4. своевременно, по графику, выполнять и сдать СРМ; 5. не опаздывать на занятия; 6. не заниматься посторонними делами во время занятий; 7. быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам, преподавателям; 8. бережно относится к имуществу кафедры; 9. своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам, занятия.
ПРОГРАММА Характеристикадисциплины Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает закономерности общественного здоровья, его обусловленность с целью разработки научно-обоснованных медико-профилактических мероприятий стратегического и тактического характера по сохранению и укреплению здоровья и совершенствованию медицинской помощи населению. Условно предмет состоит из двух разделов: в одном рассматривают преимущественно проблемы охраны и улучшения здоровья не отдельных индивидуумов, а различных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп и общества в целом, в другом – рассматриваются научно обоснованные, оптимальные методы управления здравоохранением, формы и методы работы медицинских учреждений, путем улучшения качества медицинской помощи. Основная задача нашей науки и дисциплины состоит в глубоком изучении влияния социальной среды на здоровье человека и разработка эффективных мероприятий по устранению вредного влияния среды. Кроме этого важно изучение и разработка благоприятно влияющих на здоровье факторов с максимальным использованием возможностей и ресурсов общества. Назначением предмета общественного здоровья и здравоохранения является: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья. Этот подход охватывает главные проблемы и задачи предмета: оздоравливающее, позитивное, а также негативное влияние социальных условий и факторов, общественное здоровье и здравоохранение и их улучшение. Итак, этот предмет изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения. Методическая база предмета отличается широтой и многообразием методик и методов не только собственных, но и взятых из других наук: социологии, математической статистики, эпидемиологии, социальной психологии, экономических дисциплин, науки управления, информатики и конечно, других медицинских наук. Общественное здоровье и здравоохранение имеют свой предмет, объект исследования и изучения (общественное здоровье и здравоохранение) и совокупность методов и подходов, что, бесспорно, отвечает современным требованиям и критериям определения их как самостоятельной науки и предмета преподавания. Предпосылки, причины возникновения рассматриваемой науки и учебной дисциплины заключаются в появлении потребности научно обоснованного объяснения природы, характера здоровья населения (отдельных групп людей, их сообществ, населения в целом). Важнейшим условием реализации такой потребности стало научное доказательство природы наиболее распространенных, массовых заболеваний населения и социальной, общественной сущности здоровья людей.
Цель дисциплины Преподавание данной дисциплины имеет целью: 1. Обучение резидентов тенденциям, закономерностям изменения здоровья, влияние на него условий и образа жизни населения (труда, питания, образования, воспитания, жилища, поведения людей, их взаимоотношений, психологических установок, социальной помощи и др.); 2. Обучить наиболее оптимальным методам, приемам управления 3. Дать знания по воздействию других отраслей и социальной сферы 4. Дать знания по методологической базе, творческому осмысливанию теоретических проблем и категорий медицины и здравоохранения, в первую очередь сущности здоровья и болезни, исходя из понимания социальной сущности человека и предмета общественных, производственных отношений.
Задачи: • концепции охраны здоровья населения и развития здравоохранения. • тенденции общественного здоровья в связи с изменившимися социально-экономическими условиями. • законодательные основы охраны и укрепления здоровья населения. • экономические аспекты здравоохранения. • проблемы медицинского страхования. • научное обоснование моделей управления здравоохранением. • проблемы здравоохранения в условиях многоукладностей собственности и рыночных отношений. • развитие первичной медико-санитарной помощи, включая систему врача общей практики и семейного врача. • проблемы социальной защищенности медицинских работников, врачебной • основы планирования и финансирования здравоохранения. • основы маркетинга в здравоохранении. • компьютерные технологии.
Задания самостоятельной работы
Время консультаций: в соответствии графика консультаций преподавателей кафедры – 2 часа
Литература основная и дополнительная. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. «Актуальные проблемы социальной медицины и организации здравоохранения». Сборник избранных лекций, под ред. М.К.Кулжанова, Алматы, 1994. 2. Состояние здоровья населения и система здравоохранения РК 1991-2000 годы (стат. сборник), 1999. 3. Актуальные проблемы медицины. Шымкент, 1996. 4. Опыт, проблемы и перспективы реформирования здравоохранения в РК. Алматы, 1999. 5. Закон РК «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 8 июля 1994 г. 6. Закон РК «О профилактике заболевания СПИД» от 5 октября 1994 г. 7. Закон РК «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 16 апреля 1997 г. 8. Закон РК «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г. 9. Указ президента РК «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» от 29 сентября 2004 г. 10. Постановление Правительства РК № 1327 «Вопросы Комитета по контролю за качеством медицинских услуг Министерства здравоохранения РК» от 15 декабря 2004 г. 11. Государственная Программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы утвержденная указом Президента РК от 13 сентября 2004 г. № 1438. 12. Постановление Правительства РК № 839 «О неотложных мерах защиты населения от туберкулеза в РК» от 4 сентября 1998 г. 13. Постановление Правительства РКот4декабря 1998г№ 1240 «О мерах по выполнению Указа Правительства РК» от 16 ноября 1998 г, №4153 О Государственной программе «Здоровье народа» 14. Постановление Правительства РК от 28 декабря 2005г №1304 «О мерах совершенствования первичной медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан» 15. Приказ МЗ РК от 21 марта 2006 г. №124 «О деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» 16. Постановление Правительства РК от 26 апреля 1999 г № 472 «О мерах по улучшению ПМСП сельскому населению» 17. Концепция дальнейшего развития здравоохранения РК в 2000-2005 годах от 25 мая 2000 года №790 18.0 номенклатуре учреждений здравоохранения РК № 487 от 23 сентября 1998г.. 18. «Об организации и оказании платных медицинских услуг» № 546 от 29 декабря 1995г. 19. «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава РК от 13 февраля 1999г. №68. 22.Здоровье населения РК и деятельность учреждений здравоохранения в 1998 году, Алматы 1999. 20. Состояние здоровья населения и система здравоохранения РК 1991-2000 год. Астана, 2001 года (стат.сборник) 21. «Экономика и предпринимательства» №1-2 (101-102) января 2000 года. Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под редакцией Ю.П.Лисицина; 22. Закон РК от 04.06.2006 г. №430 «О системе здравоохранения»; 23. Приказ МЗ от 14.08.2003 г. №612 «Об утверждении Положения по организации деятельности женской консультации» 24. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы утвержденного постановлением Правительства РК от 13.10.2004 г. №1050 25. Приказ МЗ РК от 11.01.2005 г. №16 «Об утверждении Правил проведения профилактических, медицинских осмотров женщин репродуктивного возраста за счет текущих трансфертов из республиканского бюджета»; 26. Приказ МЗ РК от 24.02.2004 г. №70 «Об организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам» Процессное управление в социальной сфере. А.В.Решетников, М.Медицина, 2001.
Критерии и правила оценки знаний Контроль успеваемости и оценка знаний резидента основаны на ГОСО РК 5.03.006.-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях» от 25 августа 2006, согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в ЮКГФА. Используются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый. Текущий контроль Текущий контроль успеваемости проводится согласно расписанию на практических занятиях и занятиях по самостоятельной работе с преподавателем (СРМП).
Критерии оценки:
Подготовка и защита реферата
Презентация темы
Подготовка тестовых заданий
Итоговый контроль
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 157 «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии образования» Учебные достижения (знания, умения навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», «неудовлетворительно» «F») с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале, согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе.
Инструкция Для преподавателей по проведению текущего контроля успеваемости резидентов по 100-балльной системе
|