Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение №5






Самостоятельная работа студента (внеаудиторная)

Самостоятельная работа студента – это образовательная деятельность, которая протекает как при непосредственном руководстве преподавателя, так и без такого руководства. Направляющая и корректирующая роль преподавателя является предпосылкой для дальнейшего перехода студентов в режим полного самоуправления. Выделяют два вида самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа студентов, сопряженная с руководством преподавателя, и внеаудиторная самостоятельная работа студентов, основанная на полном самоуправлении (СРС, ВСРС). Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать выступления товарищей на семинаре, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию.

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает наличие таких умений, ка:

- конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками;

- доработка и оформление записей по лекционному материалу;

- проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;

- выполнение рефератов; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; участие в проведении различных исследований и обработке их данных;

- анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовка к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ, подготовка к зачетам и экзаменам. Организация такой работы позволяют решать несколько важнейших задач:

1. Студенты получают возможность черпать информацию не только из уст преподавателя, но и из других источников.

2. Студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

3. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы.

4. Самостоятельная работа студентов за пределами аудиторных занятий осуществляется без непосредственного руководства преподавателем и представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий. Затраты времени на выполнение самостоятельной внеаудиторной работы студентов регламентируется рабочим учебным планом.

Дидактические цели самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом.

2. Формирование общеучебных и профессиональных умений.

3. Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

4. Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению педагогической профессии.

5. Развитие самостоятельности мышления.

6. Формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Качество выполнения самостоятельной работы зависит от умения студентов ее планировать и организовать. В целях оказания помощи студентам в деле организации эффективной самостоятельной работы ниже приведены рекомендации по выполнению подобного рода деятельности.

Самостоятельная работа №1

Реформаторская деятельность Петра I и Александра II.

Задание: сравнить реформаторскую деятельность Петра I и Александра II по следующим пунктам: причины; цели; основные направления; способы проведения; итоги; значение. Форма отчетности: письменно.

Самостоятельная работа №2

Социально-политические движения

Вопросы и задания:

Вопрос 1: Ереси как особая форма социального протеста. Задание: Дать развернутый ответ на вопрос: можно ли считать русские ереси конца XIV – середины XVI вв. частью общеевропейского движения реформации?

Справочные материалы:

РЕФОРМАЦИЯ – это общественное движение в Западной и Центральной Европе, направленное против католической церкви. Идеологи Р. выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства.

СТРИГОЛЬНИКИ (новгородско-псковская ересь) – движение в Новгороде и Пскове во второй половине XIV – начале XV вв. Была направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки церковных должностей и духовного сана духовенством; отвергала таинства, церковную иерархию.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско-московская ересь) – движение конца XV – начала XVI вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и церковные обряды, отвергала многие догматы православия (не признавали догмата о троичности Бога), отрицали священность икон, выступали против церковной организации, отрицали монашество и монастырское землевладение. Провозгласили самого человека храмом Божьим («Душа самовластна, заграда ей вера», Бог сотворил человека свободным и дал ему разум, поэтому человек самовластен). Сторонники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью; с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям. В 1490 г. на церковном соборе Ж. были осуждены и прокляты.

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) – религиозно-политическое течение в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и другие. Н. Придерживались мнения, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться. Против Н. Выступили иосифляне. Осуждены на церковных соборах 1503 г., 1531г.

КРУЖОК ИВАНА И ФЕДОРА КУРИЦЫНЫХ – кружок московской аристократии при дворе Ивана III. Выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что для общения с Богом человеку не нужно посредничества церкви. Участники кружка занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, были хорошо знакомы с произведениями античных философов. Федор Курицын в «Лаодикийском послании» высказал идею о свободе воли («самовластии души»), непосредственно связав ее с образованностью человека

ИОСИФЛЯНЕ (осифляне) – церковно-политическое течение в конце XV – середине XIV вв. Отстаивали незыблемость церковных догм, защищали монастырское землевладение. Идеолог Иосиф Волоцкий. Сначала И. провозгласили «священство выше царства», но затем отказались от этой идеи и поддержали великого князя в его борьбе с сепаратизмом удельных князей, выдвинув теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед Богом. Отсюда следовало. Что Церковь должна иметь привилегированное положение как институт, освящающий светскую власть, а та, в свою очередь, должна заботиться о благополучии Церкви. И. получили поддержку власти в борьбе с еретиками. Иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с государственной властью.

Вопрос 2: Крестьянские движения. Задание: Проанализировать крупнейшие крестьянские движения в истории России: восстания под предводительством И.И. Болотникова, С.Т. Разина, К. Булавина, Е.И. Пугачева, бунты в селах Кандеевка и Бездна, движение Н. Махно, антоновщина. План анализа: название движения; хронологические рамки; лидеры, участники; территория; причины; требования; особенности; выделить черты, общие для всех крестьянских выступлений.

Вопрос 3: Гражданская война. Задания по вариантам (вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки или студенческого билета).

Вариант 1

1.Обозначьте территорию европейской части России, на которой была установлена Советская власть в период «Триумфального шествия» (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1.

2. Обозначьте район действий войск Колчака. – карта 4.

Вариант 2.

1. Обозначьте территорию азиатской части России, на которой была установлена Советская власть в период «Триумфального шествия» (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 2.

2.Обозначьте район действий войск Юденича. – карта 4

. Вариант 3.

1. Обозначьте города, в которых Советская власть была установлена вооруженным путем (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1 и 2.

2. Обозначьте район действий войск Деникина. – карта 4.

Вариант 4.

1. Обозначьте города, в которых Советская власть была установлена без вооруженной борьбы (конец октября 1917 г. – середина марта 1918 г.) – карта 1 и 2.

2. Обозначьте основные направления действий Красной Армии в марте 1919 – марте 1920 гг. – карта 4.

Вариант 5.

1. Отметьте основные направления вторжений германских, австрийских и турецких войск на территории России в феврале 1918 г. – карта 3.

2. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к концу марта 1920 г. – карта 4.

Вариант 6.

1. Обозначьте основные направления действий войск и флота интервентов Антанты и белогвардейцев весной и летом 1918 г. – карта 3.

2. Обозначьте район действий войск Врангеля. – карта 5.

Вариант 7.

1. Обозначьте территорию Советской республики в кольце фронтов в августе 1918 г. – карта 3.

2. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к ноябрю 1920 г. – карта 5.

Вариант 8.

1. Обозначьте основные направления действий Красной Армии в феврале 1919 – марте 1919 гг. – карта 3.

2. Обозначьте основные направления действий войск и флота интервентов и белогвардейцев в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – карта 6.

Вариант 9.

1. Обозначьте территорию, занятую Красной армией к концу марта 1919 г. – карта 3.

2. Отметьте основные направления действий Красной Армии и Народно-революционной армии ДВР и места важнейших сражений. – карта 6.

Вариант 10.

1. Обозначьте линии фронтов к началу марта 1919 г. – карта 4.

2. Обозначьте территорию, занятую Красной Армией в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке от апреля 1920 г. до мая 1925 г. – карта 6.

Форма отчетности: письменно.

Самостоятельная работа №3

Развитие картографических навыков при изучении курса

Как работать с контурной картой.

Внешний вид контурной карты должен быть чистым. Карта должна быть красиво оформлена. Надписи делайте пастой разборчивым почерком. Не ошибайтесь при списывании с карты учебника; нанося названия на контурную карту, сверяйте с настольной картой. Названия городов располагайте в непосредственной близости от условного знака - кружка. Название реки не должно закрывать течение реки или пересекать его.

Все географические названия пишите с заглавной буквы. Работайте аккуратно цветными карандашами. Составьте таблицу объяснения знаков против текста каждого задания. Не перерисовывайте всю карту учебника, а выполняйте только требуемое к контурной карте задание. Задания по контурной карте находятся на самой контурной карте в левом, правом углу или по центру.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.