Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории развития эндогенного и экзогенного направления 2 страница






Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: ребенок просит взрослого обратить на него внимание, взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом с взрослым, сесть к нему на колени и т.д. Зависимость проявляется в том, что ребенок боится остаться один. Он научается вести себя так, чтобы привлечь внима­ние родителей. И здесь Р. Сире рассуждает как бихевиорист: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь.

Зависимость, с позиций бихевиоризма, формируется при соблюдении двух зако­нов — закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого пове­дения служит получение внимания. Ассоциация — это присутствие матери и ком­форт ребенка, отсюда только присутствие матери создает комфорт. Ребенок часто прекращает плакать, как только увидит мать, еще до того, как она успевает что-то сделать для удовлетворения потребности ребенка. С другой стороны, отсутствие ма­тери означает отсутствие комфорта и, соответственно, стимул для тревоги и страха. Это также учитывается в воспитании ребенка: эффективность материнского при­ближения/удаления дает ей инструмент для воспитания у ребенка необходимых пра­вил социальной жизни.

Но как только появляется зависимость, она должна быть ограничена. Ребенок должен научиться быть самостоятельным. Родители часто выбирают стратегию иг­норирования. Скажем, если ребенок плачет, то родители в некоторых случаях ста­раются не обращать на это внимание. Но могут быть и другие стратегии, которые помогают ребенку научиться вести себя так, чтобы получить внимание взрослого. Отсутствие подкрепления зависимости может привести к агрессивному поведению. Р. Сире рассматривает зависимость как сложнейшую мотивационную систему, не врожденную, а формирующуюся при жизни.

Каковы же условия, формирующие зависимое поведение? Обычное поведение матери, ухаживающей за ребенком, обеспечивает ему знакомство с предметами, ко­торыми ребенок может манипулировать; подкрепляющие воздействия со стороны матери придают этим реакциям устойчивую форму зависимого поведения. Со своей стороны ребенок с самого начала располагает оперантными реакциями. Первые та­кие реакции ограничиваются сосанием или ощупывающими движениями рта, реф­лексами схватывания и сжимания, позами, которые позволяют взрослому брать ре­бенка и перемещать его.

Оперантное поведение матери очень сложно, поскольку оно направлено на дос­тижение многих целей, связанных с уходом за ребенком, — это кормление, купание, смазывание, согревание и т.д. Оно включает также многочисленные действия, ра­дующие мать: прижимание ребенка к себе, ласки, прислушивания к ребенку, вос­приятие его запаха и даже вкуса, ощущение прикосновений рук и губ малыша.

Поскольку поведение матери почти всегда обусловлено осознанными или бес­сознательными целями ее действий, эта множественность канализируется в контро­лируемые системы, которые имеют формообразующее влияние на поведение малы­ша. Его собственный репертуар действий увеличивается по мере «созревания» его поведения и по мере того, как подкрепляются одни его движения и не получают подкрепления другие. В результате подобных взаимно удовлетворяющих взаимо­действий возникают вторичные подкрепления и подкрепляющие стимулы для обоих членов пары. Это разговор, поглаживание, улыбка матери при кормлении и ответ-


ные реакции малыша.

Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов этой пары ожиданий. Каждый научается отвечать на позы, улыбку и другие действия партнера реакциями, которые соответствуют ожиданию последующих со­бытий. Ожидания ребенка — это опосредствованная внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери; они имеют существенное значение для изменения его реак­ций, превращая их в целенаправленные единицы деятельности. Если мать не выпол­няет ожидаемое малышом действие из его собственного репертуара, у него возника­ет фрустрация, и он выражает недовольство плачем или беспокойством, или каким-то другим способом поведения, который он усвоил ранее применительно к фрустра­ции.

Развитие взаимных ожиданий сплавляет мать и младенца в единую диаду, еди­ницу, которая эффективно функционирует только до тех пор, пока оба ее члена вы­полняют свои привычные роли в соответствии с ожиданием. В результате этого мла­денческого опыта ребенок научается «просить» у матери соответствующего взаим­ного поведения.

По Р. Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимо­отношение между практикой родительского ухода и зависимым поведением у детей. Социальная среда, в которую входит ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «социальная среда» он включает: пол ребенка, его положение в семье, сча­стье его матери, социальную позицию семьи, уровень образования и др. Мать видит ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к нему в зависимости от его пола. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее от­ношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность развития здорового ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.

Таким образом, первая фаза в развитии ребенка связывает биологическую на­следственность с его социальным наследием. Эта фаза вводит малыша в социаль­ную среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.

Вторая фаза развития длится со второй половины второго года жизни до поступ­ления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, но постепенно перестраиваются, превращаясь во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредником на ранней стадии этой фазы, наблюдая за поведением ребенка, помогая образованию более зрелых форм поведения. На этой основе у ребенка возникают побуждения к усвое­нию социального поведения. Ребенок осознает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие. Поэтому его действия по­степенно становятся само-мотивированными: он стремится освоить действия, ра­дующие родителей и приносящие удовлетворение ему самому.

Когда ребенок становится старше, мать видит в зависимости поведение, которое надо изменить. Зависимость начинает модифицироваться: знаки любви и внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. В жизнь ребенка входят другие люди. Постепенно ребенок по­нимает, что ничто не может быть его личной монополией и он должен конкуриро­вать с другими ради достижения своих целей, за внимание своей матери. Теперь и средства становятся для него столь же важными, как и сама цель.

Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приуче-


ния к опрятности, воспитания сексуальной скромности. По Р. Сирсу, тенденция ро­дителей к давлению на ребенка в этих сферах ведет к феминизации мальчиков и де­вочек, а терпимость способствует у обоих полов формированию мужского характе­ра. Правильное воспитание предполагает золотую середину.

На третьем году жизни у ребенка появляется идентификация с родителями. Ребе­нок любит мать, эмоционально зависит от нее. Когда ее нет рядом, ребенок воспро­изводит последовательность необходимых действий, как если бы она была рядом. Он делает это, чтобы получить удовлетворение, которое связывает с присутствием матери. Собственная активность угашает потребность и снижает фрустрацию, вы­званную отсутствием матери. Таким путем ребенок идентифицирует себя с матерью. Одновременно это приводит к умению действовать «как другие».

В отличие от ранних форм научения идентификация строится не на основе проб и ошибок, а возникает из ролевой игры. В ней воспроизводится зависимое поведение в отсутствии родителей. Таким образом, зависимость — принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родите­лей.

Обобщая результаты своих исследований, Р. Сире выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родитель­ским поведением.

1. «Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с по­
мощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или так называемого оппози­
ционного поведения (сопротивление указаниям, правилам, порядку и требова­
ниям путем игнорирования, отказа или противоположного поведения). Эта
форма — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений
по отношению к ребенку, т.е. слабое воспитание со стороны матери и — осо­
бенно по отношению к девочке — сильное участие в воспитании отца. В этом
поведении есть черты агрессивности, но также с целью привлечения внимания
к себе. Условия возникновения этой формы: «занятая мать» (слабость мате­
ринского внимания), слабость ограничительных требований и отсутствие тре­
бований к осуществлению зрелых форм поведения.

2. «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обеща­
ний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта
форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих
родителей.

3. «Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу
благодаря привлекательности кооперативной активности или, наоборот,
стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более зрелая форма
зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение
одобрения от окружающих людей. Что же касается условий предшествующего
воспитания, то здесь обнаруживается терпимость матери и отца, поощрение
зависимости.

4. «Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле другого ре­
бенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного
проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

5. «Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и
обнимание других. Это форма незрелого зависимого поведения. Условием ее
образования является атмосфера инфантилизации.

В школьные годы, на третьей фазе, зависимость ребенка претерпевает дальней­шие изменения. Зависимость от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверст­ников возрастает, но эти изменения в свою очередь определяются прежним опытом


ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения.

Стремление маленького школьника к независимости уравновешивается контро­лем со стороны взрослых и осознанием степени своей свободы.

В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, резуль­тат научения.

Выводы и заключения

1. Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, разли­
чают два научных направления: эндогенное, где основной движущей си­
лой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается
среда.

2. К ранним теориям эндогенного направления традиционно относят тео­
рии Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Бю- лера, А. Гезелла
и др. — во всех них присутствует идея разворачивания наследственно
заданных свойств в развитии.

3. В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании на­
следственности играет собственная активность ребенка: чем более он
активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей
для разворачивания наследственных факторов.

4. Если в биогенетических вариантах мы имеем дело с отождествлением
роста и развития, то в бихевиоризме (Б. Скиннер Э. Торндайк, С. Бижу,
Д. Баер) речь идет об отождествлении развития с научением, приобре­
тением ребенком нового опыта под воздействием среды (экзогенное на­
правление).

5. В концепции Р. Сирса, изучавшего отношения родителей и детей и прак­
тику воспитания, бихевиоризм соединен с идеями психоанализа.

ТРАКТОВКА РАЗВИТИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Классический психоанализ 3. Фрейда и его трактовка стадий развития. Фор­мирование детского психоанализа. Развитие концепции 3. Фрейда в работах А. Фрейд. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Возникнув как метод лечения, психоанализ почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, позволяющих прояснить истоки лич­ностных особенностей и проблем индивида. 3. Фрейд внес в психологию идею, что психологические проблемы взрослой личности могут быть выведены из ранних пе­реживаний детства и детский опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого.

Структура личности, по 3. Фрейду, широко известна: Id — Оно (примитивное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, ничего не знающее ни о морали, ни об обществе, изначально аморальное и иррациональное), Ego — Я (ин­станция, удовлетворяющая Id выработкой механизмов, позволяющих тому адапти­роваться к среде; к его функциям относится сохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрозы и дискомфорта) и Super-Ego


— Сверх-Я (источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и нака-зующий Ego, выполняющий роль «цензора»). Если Ego — продукт индивидуального развития, то Super-Ego — продукт влияний общества. Одним из ведущих человече­ских мотивов 3. Фрейд считал сексуальность, понимая под ней все, что способно доставить телесное удовольствие.

На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза дет­ской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребыва­ет в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источ­ник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление — поглощать пищу. Ведущая эрогенная об­ласть этой стадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни и соответствующих двум последовательным либидозным действиям — сосанию и укусу.

Первоначально сосание связано с пищевым удовольствием, но постепенно оно становится либидозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты Id: ребенок и в отсутствии пищи иногда посасывает свой большой палец. Этот тип на­слаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту ста­дию он называет аутоэротичной.

В первое полугодие жизни, по 3. Фрейду, ребенок еще не отделяет свои ощуще­ния от объекта, которым они были вызваны: мир ребенка — это фактически мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма (его базисное состоя­ние — сон), при котором он не осознает существования других объектов в мире.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться пред­ставление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него, — он ис­пытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциа­ция Ego и Id, повышается опасность со стороны внешнего мира и чрезмерно вырас­тает значение матери как объекта, который может защитить от опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая, возникнув, останется в психике навсегда. Но мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца; в воспитании неизбежны ограничения, стано­вящиеся источником дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внешним и внутренним, согласно взглядам 3. Фрейда, дос­тигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидозную потребность ребенка. Но мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, даже если он недоволен или расстроен, и его стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

По 3. Фрейду, у новорожденного еще нет Ego, но оно постепенно дифференциру­ется из Id, модифицируясь под влиянием внешнего мира. Его функционирование связано с принципом «удовлетворение-отсутствие удовлетворения». Поскольку мир


познается ребенком через мать, при ее отсутствии он испытывает состояние неудов­летворенности и благодаря этому начинает выделять мать, так как отсутствие матери для него есть отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанция Super-Ego, и Ego ребенка находится в постоянном конфликте с Id.

Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии раз­вития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, про­исходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормально­го развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетво­рения и поэтому не может перейти на следующую стадию генетического развития.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовле­творенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представле­ниям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной ста­дии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от ораль­ных стимулов. Люди раздражительные, агрессивные, саркастичные, склонные к пе­рееданию, грызущие ногти, сосущие волосы и пальцы, много говорящие, беспре­станно курящие, любящие жевательную резинку, леденцы и семечки, как сказал бы 3. Фрейд, «застряли на оральной стадии развития». Наоборот, удовлетворительное грудное вскармливание, близость матери способствует развитию и дает спокойных, самостоятельных людей.

За оральным периодом следует анальный (с 12—18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либи­до концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приоб­ретает конфликтный характер.

По 3. Фрейду, на этой стадии полностью образована инстанция Ego, и теперь она способна контролировать импульсы Id. Обучение туалетным привычкам мешает ре­бенку получать удовольствие, которое он испытывает от удержания или выделения экскрементов, и в его поведении в этот период появляются агрессия, зависть, упрям­ство, собственнические чувства. У него также развиваются защитные реакции про­тив копрофилических тенденций (желание потрогать испражнения) — отвращение и чистоплотность. Детское Ego научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принужде­ние, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авто­ритеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психо­аналитиков, — аккуратность, опрятность, пунктуальность, великодушие и даже гиб­кость мышления; но также и упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие раз­ного отношения ребенка к естественным телесным процессам, которые были объек­том его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне разви­тия. Ребенок, успешно прошедший эту стадию, по 3. Фрейду, легко переходит на следующий уровень развития; быстрое же и насильственное приучение к горшку часто ведет к «зацикливанию» на требованиях гигиены, чистоты, опрятности, а пол-


ное невнимание взрослых к исполнению ребенком требований опрятности создает основу для формирования негативизма, анархичного поведения, агрессивного ли­дерства.

Следующая фаза начинается примерно в три года и называется фаллической (3— 5 лет). Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают ис­пытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.

Фаллической стадии соответствует зарождение таких личностных черт, как са­монаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирова­ние мужского поведения с усиленной агрессивностью. Для этой стадии характерны также изучение половых органов и первые игры с ними, детская мастурбация, сексу­альное любопытство, соревновательное и честолюбивое чувства, но более всего — эдипов комплекс, потому что первые люди, которые привлекают внимание ребенка, — это его родители.

Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противо­положного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплек­су: испытывая бессознательное влечение к матери и ревнивое желание избавиться от соперника-отца, мальчик переживает по отношению к отцу ненависть и страх. Страх наказания со стороны отца лежит в основе комплекса кастрации, подкрепленного открытием, что у девочек нет пениса, и выводом, что он может утерять пенис, если будет плохо себя вести. Комплекс кастрации вытесняет эдиповы переживания (они остаются неосознанными) и способствует идентификации с отцом.

Посредством вытеснения эдипова комплекса полностью дифференцируется ин­станция Super-Ego. Застревание на этой стадии, трудности преодоления эдипова комплекса создают основу для формирования робкой, застенчивой, пассивной лич­ности. Девочки, имеющие трудности в преодолении комплекса Электры, часто фор­мируют невротическое желание иметь сына.

С развитием ребенка «принцип удовольствия» сменяется «принципом реально­сти», поскольку он вынужден приспосабливать инстинкты Id к тем возможностям удовлетворения влечений, которые дают реальные ситуации. В процессе развития ребенок должен научиться оценивать относительную важность различных и часто противоречивых инстинктивных желаний, чтобы, отказавшись или отсрочив удовле­творение одних, добиться исполнения других, более важных.

По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5—6 лет; именно к этому времени сформированы все три главные структуры личности. После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5—12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это вре­мя не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-иден-тичности.

Он идет в школу, и большая часть его энергии уходит в учение. Стадия характе­ризуется общим снижением сексуальных интересов: психическая инстанция Ego полностью контролирует потребности Id; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со взрослыми и сверстниками за пределами семейного окружения.

И только приблизительно с 12 лет, с началом подросткового периода, когда со­зревает репродуктивная система, сексуальные интересы вспыхивают вновь. Гени-


шальная фаза (12-18 лет) характеризуется становлением самосознания, ощущением уверенности в себе и способностью к зрелой любви. Теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели — нормальному сексуаль­ному общению.

В русле психоанализа осуществлено огромное количество интересных наблюде­ний за разными аспектами развития ребенка, тем не менее целостных картин разви­тия в психоанализе немного. Пожалуй, таковыми можно считать лишь работы Анны Фрейд и Эрика Эриксона.

Следуя традиции классического психоанализа, концепция Л. Фрейд представля­ла личность состоящей из Id, Ego и Super-Ego.

Id, в свою очередь, она делила на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребностей соответствует оральной, аналь-но-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной и пубертатной стади­ям. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоци-альные начала (в пред пубертате и пубертате).

Для развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную последовательность раз­вития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции и пе­реносы, сублимация, расщепление, регрессии и т.д.

Анализируя развитие Super-Ego, А. Фрейд описывала идентификацию с родите­лями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка, по А. Фрейд, есть результат разрешения конфлик­та между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требова­ниями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Так, ее большим вкладом в психоанализ является описание линии развития кормле­ния — от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности — от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической са­мостоятельности, отношения к старшим и т.д. Особое внимание в психоанализе уде­ляется линии развития сексуальности от инфантильной зависимости к взрослой по­ловой жизни.

Важным моментом развития самой психоаналитической концепции является рас­пространение А. Фрейд идей 3. Фрейда на сознание, на инстанцию Ego (а не только на бессознательное, как в ортодоксальном психоанализе). Она рассматривает разви­тие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехо­да от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон — принцип удовольствия, которому подчинены все его проявления. Однако в удовлетворении основных по­требностей младенец полностью зависим от ухаживающего за ним взрослого. И если поиск удовольствия — «внутренний принцип ребенка», то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становит­ся не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребен­ка. Наблюдения А. Фрейд за младенцами подтверждают, что пристрастия и антипа­тии матери являются важнейшим фактором развития: быстрее всего развивается то, что нравится матери и поддерживается ею; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Младенец, несмотря на беспомощность, очень рано научается проявлять опреде­ленные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различить детей послушных, «хороших», легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных,


«трудных», которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограниче­ния.

Чем самостоятельнее становится ребенок, тем больше телесные потребности от­ступают на задний план, уступая место новым желаниям. Но он по-прежнему стал­кивается с ограничениями со стороны реального мира. Даже самый либеральный и любящий взрослый вынужден ставить ограничители стремлениям ребенка к немед­ленному удовлетворению любых желаний. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствиям и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, «запутаны» в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

Шансы ребенка вырасти психически здоровым во многом зависят от того, на­сколько его Ego способно выносить лишения, т.е. преодолевать неудовольствие. Для некоторых детей любая отсрочка или ограничение в удовлетворении желаний со­вершенно непереносимы. Они отвечают реакциями гнева, нетерпения, ярости, и лю­бые замещения желаемого отвергаются ими как недостаточные. У других детей ог­раничения не вызывают возмущения. Что интересно, подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы.

А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что жела­ния остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или неудовле­творении — на стороне внешнего мира. Зрелость связана со способностью контро­лировать свои намерения, подвергать их анализу и даже иногда отказываться от удовлетворения побуждений ради чего-то другого, следуя принципу реальности. А. Фрейд предполагает, что принцип удовольствия и а(анти)социальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и социализация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.