Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство катаны






РОСИИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕНДО, ИАИДО, ДЗЕДО

САРАТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Саратовская региональная

Общественная спортивная организация

Саратовский клуб кендо, иаидо «ХАЯБУСА»

«ЭТИКЕТ КЛУБА,

ТЕРМИНЫ КЕНДО, ИАИДО»

САРАТОВ

Год

КЕНДО

Современное КЕНДО нельзя однозначно назвать только воинским искусством, или чистым видом спорта. В нем гармонично соединилось лучшее. Наиболее видные представители сегодняшнего кендо считают, что это, прежде всего, система духовной дисциплины. Современное КЕНДО опирается на наследие классического японского боя на мечах, которое, по крайней мере, столь же древнее, как сама история японской нации; традиция относит истоки японского единоборства на мечах к легендарной эре богов. КЕНДО (дословно переводится, как «путь меча») — японское боевое искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет, и существует по сей день.

ИАИДО

ИАИДО - искусство мгновенного обнажения меча с последующим нанесением удара. И хоть отработка всех ударов происходит без присутствия физического противника, всегда надо помнить что это реальный бой и в руках у вас настоящее оружие, которое не прощает небрежного отношения к себе.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОДЗЁ

Перед занятием:

  • Перед входом в додзё, необходимо оценить свою готовность к началу занятий.
  • Входя в додзё, делается поклон рей.
  • При входе в додзё снимается обувь.
  • Желательно приходить за 10-15 минут до начала занятий, для того, чтобы успеть переодеться. Переодевшись, спокойно подождать начало занятия. Можете разминаться, отрабатывать удары или ката.
  • Если Вы опоздали к началу занятий, подождите окончания мокусо и когда начнется разминка, войдите в зал, совершив поклон. Переодеваясь, старайтесь не создавать много шума, тем самым, отвлекая других от занятий.
  • По окончании разминки вход в додзё и присоединение к занимающимся запрещено.
  • При встрече друг с другом приветствовать уважительным поклоном со словом «осс»

В додзё запрещается:

  • Громко разговаривать
  • Что-либо есть
  • Разговаривать по телефону
  • Толкать своих товарищей и оскорблять их
  • Без команды бегать по залу
  • Пререкаться и агрессивно себя вести
  • Без разрешения инструктора выходить из додзё

Во время занятия:

  • Относитесь уважительно к мечу. Не опирайтесь на него. Не ставьте его на пол кончиком. Не переступайте через своё или чужое оружие.
  • Во время занятия ученики должны относиться с уважением к инструктору, старшим ученикам и своим товарищам
  • Тренировку ведет один человек – инструктор.
  • Все действия выполняются только по команде инструктора.
  • Все вопросы задаются по окончании тренировки
  • Начало и окончание работы в парах сопровождаются поклоном
  • Во время занятий, когда инструктор демонстрирует технику, необходимо спокойно и внимательно следить за ним.
  • Когда дана команда об окончании упражнения (ямэ), Вы должны закончить начатое упражнение, а уже затем сесть в сонкё и разойтись.
  • Если по какой-то причине абсолютно необходимо задать вопрос инструктору, поклонитесь, выражая свое уважение, после чего задайте вопрос. После ответа, поклонитесь в знак уважения. Если заданный вами вопрос касается техники, и ответ инструктора вами не до конца понят, то можно повторить свой вопрос в конце занятия
  • Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда попусту не спорьте и не пререкайтесь.
  • Если Вы не уверены в том, как выполняется то, или иное упражнение, то посмотрите, как его делает более опытный ученик и пробуйте повторить, если ошибка будет значительной, инструктор сам подойдет к Вам и поправит ошибку.
  • Не гоняйтесь за количеством выученных приемов и комбинаций. Ключ к обучению – шлифовка базовых действий.
  • Не используйте время занятий для ненужного испытания сил.

Окончание занятий:

  • По окончании занятия все ученики переодеваются и уходят
  • В раздевалке необходимо сохранять чистоту, не шуметь и не задерживаться дольше необходимого времени
  • Покидая додзе, сделайте поклон рей по отношению к шомен.

 
 


РИТУАЛ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ТРЕНИРОВКИ

Ритуал начала и окончания тренировки, а также все другие действия согласно этикету должны строго соблюдаться для создания атмосферы зала. Это давняя традиция боевых искусств Будо.
Одно из основных правил этикета - быть предельно вежливым, выдержанным, уважать старших по поясу и возрасту, не обижать слабых и младших. При встрече друг с другом приветствовать уважительным поклоном со словом “Ос! ”. Не забывайте выполнять поклон при входе в додзё и выходе из него. Не перебивайте старших, когда они разговаривают или объясняют что-либо другим ученикам, постойте рядом, подождите пока на вас обратят внимание.

- Ритуал начала тренировки включает: - общее построение; поклоны, приветствия; медитацию сидя.

1. Построение производится по команде “Сэйрэцу”.

2. Инструктор, стоя лицом к ученикам выполняет поклон и говорит “Корэ-кора кэйко-о хадзимэмас, Ос! ” - Сейчас приступили к тренировке. Все выполняют поклон и отвечают “Ос! ”
3. Затем инструктор командует “Тякуза”. Все садятся в позицию на коленях.
4. Далее следует команды «Мецке», “Мокусо” - закрыть глаза, настроиться на тренировку. По окончании медитации следует команда “Наорэ” - открыть глаза, закончить настрой.
5. Инструктор командует “Сёмэн-ни рэй! ” - выполнить общий поклон. Все произносят “Ос! ” и кланяются.
6. Инструктор командует “до цуке ” – надеть таре, до,

7. Инструктор командует “сикакэру асигатамэ” – приступить к разминке

8. Инструктор командует “мен о цуке” – надеть мен,

Перед началом работы в парах следует выполнить рей со словами “онэгай симас” – просьба тренироваться со мной, сойтись на дистанцию иссоку-ито-но-маай, сесть в сонкё, встать и приступить к тренировке.

- Ритуал окончания тренировки.

Сэнсэй говорит: “Корэ-дэ итибу-но кэйко-о оваримас”.

На этом тренировка закончена. Все отвечают “Ос! ” и кланяются

Далее - аналогично действиям в начале тренировки.

“Сэйдза”

“Мокусо”

“Наорэ”

“Додзе ни рей”

“Шомени рей”

“Аттагай ни рей”

“Сенсей ни рей”

Сэнсэй заканчивает тренировку со словами: “Хай, татэ. Овари иттэкимас” - “Все, встать. Занятие закончено, расходимся”. Все встают и отвечают “Ос! ”

 
 


ЭКИПИРОВКА И СНАРЯЖЕНИЕ

 

Кендо используют бамбуковый меч — синай. Он пришел на смену катана и бокуто, так как, совместно со специальным оборудованием, позволил заниматься совсем безопасно для здоровья. Синай собирают из четырех расщепленных частей бамбука, одевая на него рукоятку («цука») и наконечник («сакигава») из кожи и связывая их с помощью ремешка («накаюи») и прочной капроновой струны («цуру»). Синай гибок и прочен, и позволяет наносить удары в полную силу. Размером он может быть до 118 см. Вес синая не менее 500 граммов и поэтому такие удары даже в специальном снаряжении весьма ощутимы. Для защиты запястий на рукоятку одевают специальную защиту из прочного пластика или из нескольких слоев специально обработанной кожи («цуба»).

Богу — снаряжение для защиты, повторяет древние доспехи японских воинов («буси»). Конечно, доспехи были упрощены и модифицированы, да и при изготовлении стали применяться современные материалы, но одно осталось неизменным: дань традиции и истории.

Богу состоит из нескольких частей: защиты паха и бедер («тарэ»), защиты груди и живота («до»), защиты кистей и запястий рук («котэ»), защиты головы, горла и ключиц («мэн»).
Тарэ — защита бедер, нижней части живота и паха.
До — панцирь, защищающий живот и часть грудной клетки. Делается он из твердых полос бамбука, покрывается кожей и многократно лакируется.
Ленты — химо — располагаются как перекрестно идущие помочи и две сзади предотвращают движение вперед.
Хатимаки — платок, защищающий голову и шею от натирания маской, а глаза от пота, стекающего со лба.
Мэн — стальная маска на лицо, к которой пришиты полоски толстой хлопчатобумажной ткани, защищающие шею и ключицы. Она завязывается широкими лентами на шее и затылке.
Котэ — толстые кожаные рукавицы, состоящие из двух частей — ладоней и предплечий. Внутренняя часть рукавицы выполнена из очень мягкой кожи, которая дает возможность хорошо держать меч.

Одежда кэндоиста состоит из черной, голубой или белой рубахи («кэйкоги»), чёрных или белых юбкоподобных брюк («хакама»), задняя часть которых слегка приподнята («косиатэ»).

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ КЕНДО

Счет:

                   
Ichi (ич) Ni (ни) San (сан) Shi (си) Go (го) Roku (року) Shichi (сичи) Hachi (хачи) Kyu (кю) Ju (дзю)

Команды:

chakuza команда садится в положение на коленях seiza
gofun kyuukei перерыв 5 минут
hajime Старт! Начали! Вперед! (букв. " начнём"), команда к выполнению
men o tore снять men
men o tsuke надеть men
mokuso команда для медитации
naore открыть глаза, прекратить mokuso
seiretsu занимающимся встать в одну линию
otogaini rei команда поклониться людям, которые тренируются вместе со мной
sensei ni rei команда во время приезда большого учителя
shomeni rei поклон залу, углу " богов"
yame остановка, прекращение (команда заканчивающая бой или состязание), остановиться
gyaku перемена, поменять партнера
kamaete принять соответствующее kamae
kamae o toku отдых, shinai направлен вправо вниз

Тренировка:

ji geiko (также jyu renshu) свободная практика
joge-suburi прямое suburi, вверх и вниз  
kakari-geiko тренировка, в которой один кендоист постоянно атакует другого
kiri-kaeshi основная техника для улучшения kendo навыков; эта техника практики комбинирует основные удары: сначала прямой men (shomen-uchi), затем попеременно левые и правые men (sayumen-uchi); это - важный и существенный метод практики для новичков и опытных кендоистов; также называемый uchi-kaeshi
mawari-keiko метод keiko, где вся практика членов вместе; aормируя две линии и меняются партнеры непрерывно в течение установленного отрезка времени, этот тип практики требует физической и умственной силы, это эффективный путь к практике waza
motodachi тот, кто берет роль преподавателя (инструктора) во время ji-geiko, kakari-geiko и kihon-geiko; cоответствующий кендоист для этой роли - тот, кто способен правильно выполнять и принимать удары
shidachi защищающийся в kata; в течение kata практики, находится в положении ученика или студента, кто узнает принципы действия меча и движений
oikomi-geiko интенсивным нападением загнать противника, похоже на kakari-geiko
naname buri suburi с боковыми ударами
suburi подготовительные упражнения с мечом: упражнение в котором машут шинаем, имитируя различные удары; типы suburi включает в себя shomen-suburi при движении вперед и назад, sayumen-suburi при движении вперед и назад, choyaku-suburi и joge-buri
tai-atari столкновение тел; tai-atari важен не только для опрокидывания баланса противника и создание возможности для удара, но также и для стабилизации собственного положения и культивирование духа
tsuba-zeriai иногда вам придется, чрезвычайно близко сходится с вашим партнером, так, что tsuba-moto ваших shinai будут соприкасаться; это называется tsuba-zeriai; shinai скрещиваются под очень острым углом, а tsuba-moto (часть shinai за tsuba, рукоять) оказываются плотно прижатыми друг к другу
uchikomi-geiko основной метод keiko, где надо поражвть зону, которая была предопределена или suki, преднамеренно обеспеченные motodachi
uchidachi нападающий в kata; в течение kata практики находится в положении преподавателя (учителя) и преподает ученику принципы действия меча и движения
uchikomi geiko renshu тренировка в которой несколько кендоистов атакуют одного
yoroshi хорошо, очень хорошо
zanshin непрерывная готовность, положительное завершение удара; ментальная и физическая готовность к атаке противника; даже после успешного нападения, надо сохранять тревогу и настороженность, так как противник может контратаковать вас

Удары:

men no uchi gokai основной удар men, 5 раз
men no uchi sankyodo основной удар men, три движения (1: поднятие shinai, 2: удар men, движение вперед, 3: шаг назад)
do-uchi удар нанесенный в do
hidari-do левый do, удар по do
hidari-kote левый kote
hidari-men левый men
migi-do правый do
migi-kote правый kote
migi-men правый men
do ari засчитанный удар в do
kote ari засчитанный удар в kote
men ari засчитанный удар в men
tsuki ari засчитанный удар в tsuki
furu качать, поднимать и понижать shinai
hiki-uchi удар в движении назад
sayumen-uchi удар по боковой стороне men
shomen-uchi удар по центральной части men

Дистанция:

chikama близкое расстояние с соперником, меньше чем issoku-itto- no-maai
issoku-itto-no-maai расстояние в один шаг и один меч (удар), при котором мечи едва касаются друг друга; термин, первоначально появляется в списках военной стратегии Ono-ха itto-ryu, это относится к поддержанию расстояния приблизительно 180 см между собой и противником; это расстояние - поворотный момент атаки и защиты, потому что можно нападать, делая один шаг вперед, и может избегать нападения, делая один шаг назад.
toma расстояние, которое является дальше чем issoku-itto-no-maai (наиболее подходящее расстояние, и для атаки и для защиты); это - лучшее расстояние для защиты против нападения противника; также называемый toi maai; далекое расстояние между кендоистами

Движения ног:

ayumi ashi шаг как при обычной ходьбе, попеременное перемещение левой и правой стопы, такое, как при нормальной ходьбе; используется, когда вы хотите быстро преодолеть длинную дистанцию
fumikomi-ashi (также tobi komi) – прыгаюший шаг при нападении, прыжок вперед; должен выполняться одновременно с ударом и контактировать с полом должна вся поверхность ступни правой ноги; используется, чтобы сокращать расстояние между соперниками
hiraki-ashi шаг в сторону; применяется в том случае, когда вы “открываете” (поворачиваете) свое тело вправо либо влево; одновременно с выносом ног разворачивается и тело по направлению к сопернику
okuri ashi скользящий шаг с ведущей правой стопой, основное движение в кендо; когда вы двигаетесь вперед, вы начинаете движение с передней ноги (правой), а левая подтягивается вслед за правой; когда отступаете, начинаете с задней ноги (левой).
suri-ashi скользящий шаг
tsugi-ashi короткий шаг, применяется, когда нужно сделать выпад с далекого расстояния; левая нога подтягивается до уровня правой и мгновенно следует движение правой ногой такое же, как и в оkuri-аshi

Позиции (стойки)

sei chu sen центральная линия атаки
kamae основная позиция, обычно chudan-no-kamae, выполняется перед началом занятий и по окончании
osame to когда закончена практика, ритуал вкладывания меча в ножны
seiza позиции сидения на коленях
sonkyo положение на корточках, перед практикой
sageto положение, при котором shinai держится прижатым к левому стороне тела
taito размещение меча в obi (пояс кимоно); положение, где левый большой палец находится на tsuba shinai..
ire zuki ni nayasu положение тела в полоборота, принимая это положение, вы защищаете свое тело тем, что уменьшаете его видимую площадь; проявляется в третьей ката (sanbonme) с длинным мечом
chudan-no-kamae   стойка среднего уровня, когда shinai держат по центру тела, рукоятка shinai располагается на расстоянии кулака от пупка и конец направлен к горлу соперника; наиболее распространенная позиция, принятая в современном kendo
enzin no metsuke (буквально фиксирование взгляда на далекой горе); это означает, что вам не нужно фокусировать свой взгляд на одной точке, скорее, вы должны сфокусироваться на теле, как на едином целом, приняв глаза партнера за центральную точку; это даст вам возможность видеть не только физическое движение, но также любое движение сознания вашего партнера
gedan-no-kamae позиция, в которой наконечник меча был понижен от chudan-no-kamae до коленной чашечки противника; это - позиция, подходящая для защиты и применяется в третьем (sanbonme) и шестом (ropponme) Nihon Kendo Kata  
hasso-no-kamae позиция, где левая нога - половина шага вперед от chudan позиции, правый кулак поднят, так, чтобы tsuba находилась на высоте рта, и меч держится вертикально с правой стороны плеча; также называется kamae дерева - moku-no-kamae; подобно большому дереву, устремляющемуся вверх в небо, вы принимаете стойку, исполненую величия и достоинства, чтобы подавить своего противника; эта позиция применяется в четвертом (yonhonme) Nihon Kendo Kata при движении uchidachi, но она редко используется в сегодняшнем kendo
jodan-no-kamae стойка верхнего уровня, когда shinai держат над головой; это - наступательная позиция; позиция, когда shinai держат беими руками руками и правая нога впереди называется morote-migi-jodan-no-kamae (или migi-jodan-no-kamae), и позиция, когда shinai держат обеими руками и левый нога впереди, называется morote-hidari-jodan-no-kamae;
irimi основная защитная позиция с коротким мечом; действие, заключающееся в том, что вы входите в maai своего противника
kensen кончик меча или shinai; это также относится к использованию кончика shinai; важно постоянно держать kensen на sei-chu-sen (центральной линии атаки) противника и концентрироваться в пальцах ног, для того чтобы незамедлительно можно было атаковать или защищаться
waki-no-kamae стойка, когда shinai держится с правой стороны тела, конец его обращен назад, а лезвие не видно противнику; меч отдевен назад и прижат к правому бедру, чтобы скрыть руки; эта позиция применяется в четвертом (yonhonme) Nihon Kendo Kata при движении shidachi waza + техника, приемы, форма нанесения ударов

Техники:

Waza делятся на делится на Shikake-Waza (приемы атаки) и Oji-Waza (приемы защиты).

Существуют следующие виды Shikake-Waza:

Shikake-Waza Okori-Waza Debana-Waza Men, Kote, Do
Hikibana-Waza Men, Kote, Do
Harai-Waza   Men, Kote, Do, Tsuki
Renzoku-Waza Nidan-Waza Kote-Men, Kote-Do, Men-Do, Tsuki-Men, Tsuki-Kote
Sandan-Waza Kote-Men-Do
Hiki-Waza   Men, Kote, Do
Katsugi-Waza   Men, Kote, Do
Katate-Waza   Men, Migi-Men, Tsuki

Существуют следующие виды Oji-Waza:

Oji-Waza Nuki-Waza Men-nuki-Do, Men-nuki-Men, Men-nuki-Kote, Kote-nuki-Men, Kote-nuki-Kote
Kaeshi-Waza Men-kaeshi-Do, Men-kaeshi-Men, Men-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Men, Kote-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Do, Do-kaeshi-Men, Do-kaeshi-Kote, Tsuki-kaeshi-Do
Suriage-Waza Men-suriage-Do, Men-suriage-Men, Men-suriage-Kote, Kote-suriage-Men, Kote-suriage-Kote, Tsuki-suriage-Do, Tsuki-suriage-Men
Uchiotosahi-Waza Men-uchiotoshi-Do, Men-uchiotoshi -Kote, Kote-uchiotoshi -Men, Kote-uchiotoshi-Kote, Do-uchiotoshi-Do, Do-uchiotoshi-Kote

Описание

debana-waza техника " нападение в начале", уловив момент, когда соперник собирается перейти в атаку и полностью сконцентрирован на этом действии, в его стойке будет недоставать подвижности, необходимой для быстрой ответной реакции, вы делаете выпад и, упреждая его действия, наносите удар; прием, при котором противник атакован в тот момент, когда он сам собирается атаковать
harai-waza буквально отметающий прием - прием, при котором меч соперника отбивается вами вправо либо влево, тем самым разрушается стойка противника и открывается какая-либо часть его тела, одновременно с этим наносится удар
hikibana-waza когда вас атакуют или когда вы готовы вот-вот нанести удар, равновесие нарушается; допустим, что противник собрался вас атаковать, но замешкался, эта техника использует эту мгновенную потерю равновесия для того, чтобы облегчить выполнение удара.
hiki-waza техника, используемая при отходе (отскоке) назад; в момент сближения с партнером, либо сам он открывается, либо заставить его открыться и после этого, резко отходя назад, совершить удар; прием отскока от противника
jodan-waza прием, при котором удары наносятся из положения jodan-no-kamae
kaeshi-waza довольно сложный прием, при котором shinai противника принимается собственным shinai и затем, используя силу его shinai инерцию, наносится удар.
katsugi-waza это когда меч прислоняется к левому плечу; это сбивает с толку противника, и он нарушает свою стойку, тогда наносится удар
katate-waza техника, при которой удар совершается одной рукой: либо правой, либо левой
morote-waza техника, которую выполняют двумя руками
nidan-waza двух шаговая техника; когда ваш первый удар не достиг цели, но, несмотря на это, вы находите еще одно слабое место и наносите туда, ни секунды не медля, удар.
nuki-waza при котором вы просто увертываетесь от удара противника и наносите ему свой удар
renzoku-waza техника непрерывной атаки (связок), комбинационная техника, двух и трех шаговая техника
sandan-waza трех шаговая техника; когда и второй ваш удар не достиг цели, вы незамедлительно наносите третий удар
suriage waza противник начинает атаку, и тогда его атакующий меч отбивается влево либо вправо-вверх; удар, таким образом, нейтрализован, и тогда, не медля ни минуты, противнику наносится удар в какое-нибудь открывшееся место
uchiotoshi-waza атакующий меч противника бьется вниз и после этого немедленно наносится удар.

Ката (Nihon-Kendo-Kata):

Существуют десять Кендо-ката. Семь выполняются с длинным мечом, три с коротким. Ката учат принципам и методам. Посредством kata вы научитесь следующему:

  1. Правильной стойке.
  2. Способности чувствовать намерение противника.
  3. Правильным движениям меча.
  4. Скорости движения.
  5. Точности рубящих и колющих ударов.
  6. Пониманию правильности maai для ударов.
  7. Способу развития kigurai (способу благородно держать себя, чувству гордости и собственного достоинства).
  8. Способу развития kiai (проекции воинского духа в крике, довавления голоса к вашему дыханию).
  9. Пониманию правильного момента для удара.
  10. Различным waza.

Правила Nihon-Kendo-Kata:

  1. Uchidachi – нападающий в kata, отводится роль учителя, shidachi - защищающийся в kata, отводится роль ученика.
  2. Uchidachi начинает двигаться первым, shidachi – немного позже в ответ на это движение; таким образом uchidachi ведет shidachi.
  3. Начиная с первого поклона сидя и до последнего поклона сидя нельзя ослаблять внимание.
  4. Когда выполняете движение ногами, вперед двигайтесь с передней (правой) ноги, а назад с задней (левой) ноги.
  5. Ashi-sabaki нужно выполнять бесшумно, необходимо обращать внимание на то, чтобы ваши пальцы ног не задирались вверх; шаг suri-ashi.
  6. Shidachi устанавливает maai, который позволяет его mono-uchi достичь той точки, куда собирается нанести рубящий или колющий удар.
  7. Uchidachi издает звук я-а-а, а shidachi звук то-о-о.
  8. Katana (habiki – без режущей кромки) используется только в формальных случаях. В повседневных keiko используется bokken (деревянный меч).
  9. И uchidachi, и shidachi без колебаний фокусируют друг на друге взгляд (metsuke).
  10. Zanshin должен быть исполнен kigurai.

 

Вежливость:

domo arigato gozaimasu после занятия, во время поклона; большое спасибо, вежливая форма, предполагает продолжение общения
domo arigato gozaimashita после занятия, во время поклона, большое спасибо, вежливая форма, в конце общения, когда вы уходите
hai да, согласен, подтверждаю, ответ, когда спрашивают
onegai shimasu перед тренировкой, доверяю вам свое тело (букв. прошу вас), учите меня; прошу одобрения для тренировки со мной во время практики, говорится, когда начинается keiko с более старшим kenshi
rei поклон, команда поклонится, поклон делают при вхождении в зал (dojo) и выходе из него, тренеру (sensei), партнеру по практике
rei ni hajimari rei ni owaru начало и завершение с вежливостью
gomen простите, извините меня (обычно используется при оставлении тренировочного зала или при столкновении с другими спортсменами)
hai да, согласен, подтверждаю
iie нет

Соревнования:

ato назад
hansoku предупреждение
hansoku ikkai первый hansoku (предупреждение)
hansoku nikai, ippon ari второй hansoku, засчитывание одного очка сопернику, из-за грязной работы
ippon одно очко
ippon gachi когда спортсмен получает одно очко, не давая противнику получить ни одного очка во время матча
encho продолжение соревнование, дополнительное время
hikiwake ничья, команда к окончанию матча
shoubu матч, продолжается sanbon shoubu после того, как каждый игрок имеет по одному очку.
nihonme второе очко (продолжается sanbon shoubu после того, как один из спортсменов выиграл первое очко в матче
shoubu ari победное очко, объявляется конец матча
sogo no rei взаимный поклон в конце матча
wakare перерыв, разойтись; команда, означающая " разделение спортсменов" (время продолжает идти, спортсмены расходятся на центр по флагам рефери).
ai-uchi удары, нанесенные соперниками друг другу одновременно (в этом случае очко никому не присуждается)

 

 

 

 


ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ИАИДО

Японские числительные

  Количественные числительные (используются при счёте во время тренировки) Порядковые числительные (используются для обозначения номера ката)
  Ичи Иппонмэ
  Ни Нихонмэ
  Сан Самбонмэ
  Си (ён) Ёнхонмэ
  Го Гохонмэ
  Року Роппонмэ
  Сичи (нана) Нанахонмэ
  Хачи Хачихонмэ (хаппонмэ)
  Кю Кюхонмэ
  Дзю Дзюппонмэ
  Дзюичи Дзюиппонмэ
  Дзюни Дзюнихонмэ

 

Важные термины, используемые в иаидо:

Камаэ Позиция, стойка (обеспечивающая эффективное ведение схватки).
Тибури Очищение клинка, стряхивание крови.
Нукицукэ Выхватывание меча из ножен и рез в одно движение.
Киритсукэ (кириороси) Вертикальный нисходящий рез вперед; завершающий рез.
Ното Возврат меча в саю.
Дзансин Готовность (к схватке), «горящее сердце».
Мэцке Пристальный взгляд.
Маай Дистанция (между вами и противником).
Ки-кэн-тай-ити Единство духа, меча, тела.
Вадза Техника (использования меча и тела для эффективного ведения схватки).

Устройство катаны

Ниже приводятся названия основных частей клинка, ножен и рукояти в русской и латинской транслитерации с краткими пояснениями.

  тосин (toshin) клинок
  накаго (nakago) хвостовик клинка
  мэй (mei) подпись кузнеца на хвостовике
  мэкугиана (mekugi ana) отверстие в хвостовике для крепления рукояти при помощи штырька мэкуги
  хамати (ha machi) засечка на клинке со стороны лезвия
  мунэмати (mune machi) засечка на клинке со стороны мунэ
  мунэ (mune) обух клинка
  синогидзи (shinogiji) плоскость между ребром синоги и обухом; на плоскости синогидзи часто присутствует выемка хи (hi)
  синоги (shinogi) продольное ребро
  хира (hira) плоскость лезвия; также называется дзи (ji)
  хамон (hamon) граница линии закалки
  якиба (yakiba) закаленнкая часть клинка; также называется ха (ha), лезвие
  ха (ha) лезвие; непосредственно режущая кромка называется хасаки (ha saki)
  моноути (mono uchi) ударная часть клинка, примерно 15-20 см. от киссаки
  ёкотэ (yokote) поперечное ребро, отделяющее острие от собственно клинка
  мицугасира (mitsu gashira) точка, в которой сходятся синоги, ёкотэ и косиноги
  косиноги (ko shinogi) продольное ребро на острие
  киссаки (kissaki) острие
  боси (boshi) закаленная часть острия

  цука (tsuka) рукоять меча
  цукагасира (tsuka gashira) навершие рукояти
  цукамаки (tsukamaki) оплетка рукояти тесьмой цукаито (tsuka ito)
  самэгава (samegawa) кожа ската, которой обматывается рукоять под цукаито
  мэнуки (menuki) украшение рукояти
  мэкуги (mekugi) штырь, фиксирующий рукоять на клинке
  футиганэ (fuchi gane) муфта на рукояти
  цуба (tsuba) гарда
  сэппа (seppa) шайбы, фиксирующие гарду с обеих сторон
  хабаки (habaki) муфта на клинке
  сая (saya) ножны
  коигути (koiguchi) устье ножен
  куриката (kurikata) выступ для крепления шнура сагэо
  сагэо (sageo) шнур на ножнах
  кодзири (kojiri) закрытый конец ножен

Термины иаидо

Термин Пояснение
Saya-no-naka (saya-no-uchi) «Победа или поражение - в ножнах» - Достижение победы до или без извлечения меча из ножен - верх мастерства - это победа без применения оружия.
Yoko ichi monji (Nukitsuke) Выхватывание меча из ножен и рез в одно горизонтальное движение.
Uchioroshi (Kirioroshi / Makko) Последний, решающий удар меча.
Maai Так называется предполагаемое расстояние, необходимое для того, чтобы верно нанести удар по телу противника.
Zanshin Состояние постоянного внимания, сохранение до последнего готовности атаковать противника.
Kigurai Чувство собственного достоинства, наполненность формы.
Ki-ken-tai-no icchi (Ki-ken-tai-no ichi) Концепция неразделимости духа (ки), меча (кэн) и тела (тай). Неразрывность духовного и физического совершенствования через меч - своеобразный инструмент такого совершенствования
Hara Нижняя часть живота
Tanden Центр в нижней части живота
Katate kesagiri Диагональный рез одной рукой
Morote kesagiri Диагональный рез двумя руками
Suigetsu Солнечное сплетение
Hanmi Положение тела в «четверть оборота», под 45 градусов к противнику
Jo ha kyu «Медленно-быстро-очень быстро» - основной принцип движений в иайдо
Hitoemi Положение тела в полоборота, под 90 градусов к противнику
Iaigoshi Положение тела на чуть присогнутых коленях с опущенной поясницей
Sayabiki Движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад
Sayabonare Обнажение меча
Kamae Позиция, стойка (обеспечивающая эффективное ведение схватки)
Chiburi (Chiburui) Очищение клинка, стряхивание крови
O-chiburi Большое или круговое chiburi
Yoko chiburi Горизонтальное chiburi, движение в сторону
Noto Возврат меча в ножны
Hayaosame Более быстрая версия Noto
Metsuke Пристальный взгляд
Koiguchi-wo-kiru Движение, при котором, большим пальцем, лежащим на «цуба», выталкивают «цуба» и тут же вынимают меч
Sune gakoi Блок для защиты ног (голени)
Tsuki Оттяжка сая
Furikaburi (Furikabuto) Замах
Резы
Kesa giri Вниз по диагонали разрез
Katate kesagiri Одной рукой диагональный разрез
Morote kesagiri Двуручный диагональный разрез
Kirioroshi Резкое движения вниз
Shimeru Отжим рукояти переплетая руки внутрь до конца разреза

Направления резов в сейтей ката.

Краткая история иаидо

" Отцом" Иаи считается Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясизаки достиг просветления и создал Иаи, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иаи. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иаи задолго до Хаясизаки. Тем не менее, именно Хаясизаки Дзинсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иаи. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иаи, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясизаки считается основателем системы Иаи клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Хаясизаки Дзинсуке также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюсин-рю, Хаясизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.
Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тессу Ямаока, то, пожалуй, титул " святой меча" (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного кендо.
Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иаи. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Есимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иаи. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден - официальное объединение школ Воинских Искусств Японии - признал систему данов в Иай.
Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иаи до 1953 года. Затем Иаи была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иаи, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Дзикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иаидо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иаи, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иаи? В конце концов было найдено решение, возможно не идеальное, но с которым согласились все. Оно состояло в том, чтобы разработать новую систему Иаи, как базовое введение в искусство и как основу для присвоения данов. Единственной альтернативой этому было вменить изучение какого-нибудь одного рю всем практикующим Иаи, что, разумеется, было невозможно, так как ни одна из существующих школ не согласилась бы быть поглощенной другой.
Двенадцати ведущим мастерам Иаи было поручено разработать эту стандартную систему на основе собственных классических школ. Они встретились в Будокане в Токио и, путем компромисов, изменений и слияний собственных форм, стали работать над этой задачей.
В мае 1969 года на фестивале Воинских Искусств в Киото, проводившемся в старом здании Бутокуден, были представлены первые Сэйтэй Иай Ката. Они состояли из первых семи ката, созданных на основе измененных техник классических школ Иаи. Первые две ката, Мае и Усиро, пришли из из Омори-рю. Третья, Укенагаси, была разработана на основе сходных ката Омори-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Четвертая ката, Цука Ате, схожа с техниками тате хидза Эйсин-рю. Следующая ката, Кеса Гири, пришла из Хоки-рю. Ката Мороте Дзуки основа на аналогичных техниках многих различных школ Иаи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.