Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация достижения и мотивационный кризис






Как показывают исследования, мотивационный кризис по-разному за­трагивает людей с различными жизненными мотивами. Так, люди, ведо­мые в жизни мотивом власти, всегда в этом возрасте находят сферу для реализации своих целей, тогда как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни (Куницына В. Н., 1995).

Вероятно, это обусловлено тем, что мотивация достижения тесно связа­на с такой базовой характеристикой индивида, как его самооценка. Меха­низм мотивации достижения, по определению Дж. Аткинсона, — это «спо­собность испытывать гордость за достигнутое», которая придает человеку уверенность в собственных силах (ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987). Дей­ствительно, особенностью людей с выраженным мотивом успешности дея­тельности является высокая самооценка в сочетании с твердой уверен­ностью в своем обаянии. В случаях резкого изменения социальной и жизненной ситуаций в сторону неуспешности уровень самооценки изменя­ется тем сильнее, чем продолжительнее является полоса неудач. Это обсто­ятельство связано с тем, что ситуация достижения, имеющая временную протяженность и складывающаяся из отдельных результатов, оценивается человеком с точки зрения достижения общей конечной цели. Достигнутое к середине жизни, то есть к 40-45 годам, является тем протяженным резуль­татом, который рассматривается человеком как определенный уровень его жизненных достижений. Чем ниже оказывается достигнутое по сравнению с уровнем притязаний и желаемым в период ранней взрослости, тем силь­нее ощущается неудача, снижается самооценка и уровень притязаний, обо­стряя мотивационный кризис даже на фоне внешне планомерного жизнен­ного пути.

С другой стороны, мотивация достижения дает человеку силы справить­ся с трудностями в жизни, поскольку люди, имеющие высокий уровень потребности в достижениях, обладают и соответствующими личностными особенностями. По мнению С. Л. Рубинштейна, свойства характера в ко­нечном итоге являются тем мотивом, который закономерно возникает при сходных обстоятельствах (Рубинштейн С. Я., 1970). Такими свойствами че­ловека с высоким уровнем потребности в достижениях являются:

— настойчивость в достижении своих целей;

— неудовлетворенность достигнутым;

— склонность сильно увлекаться работой;

— стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;

— потребность изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел;

— готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуа­циях, чтобы совместно испытать радость успеха.

Опираясь на свои личностные качества, человек ставит перед собой оче­редные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.