Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль эмоции в профессиональной деятельности







Эмоции в профессиональной деятельности играют немаловажную роль. Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время англий­скими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болез­ни сердца у представителей тринадцати профессиональных групп. Выясни­лись довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяй­ственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других иссле­дованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов.

На первый взгляд между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Вместе с тем общность обнаружить нетрудно: она состо­ит в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает

жизнь людям этих профессий (Рогов Е. И., 1999).

Факторы развитии

Труд, основа человеческого существо­вания, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень боль­шую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настро­ении человека, связаны с ходом его трудо­вой деятельности, ее успехом или неуспе­хом, удачами или неудачами.


ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 495

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей

 

Показатели Депрессив- Раздражи- Застенчи- Эмоцион. Стрессо-
  ность тельность вость лабильн. устойчивость
Знание предмета -0, 36 -0, 17 -0, 22 -0, 24 -0, 23
Знание психологии          
учащихся -0, 13 -0, 41 0, 15 -0, 12 -0, 18
Знание методики -0, 30 -0, 09 -0.14 -0, 27 -0, 01
Коммуникативные умения -0, 46 -0, 16 -0, 26 -0, 43 -0, 02
Организаторские умения -0, 21 -0, 39 -0, 03 -0, 24 -0, 18
Самоорганизаторские умения -0, 34 -0, 54 -0, 24 -0, 34 -0, 15
Уровень мастерства -0, 32 -0, 24 -0, 21 -0, 26 -0, 15

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе низкоуспешных учителей

 

Показатели Депрессив- Раздражи- Застенчи- Эмоцион. Стрессо-
  ность тельность вость лабильн. устойчивость
Знание предмета -0, 17 -0, 30 -0, 04 -0, 05 -0, 07
Знание психологии -0, 07 -0, 48 -0, 09 -0, 09 -0, 06
учащихся          
Знание методики 0, 18 0, 39 0, 17 0, 15 0, 22
Коммуникативные -0, 05 0, 38 -0, 14 0, 06 0, 29
умения          
Организаторские -0, 01 0, 40 -0, 15 -0, 09 0, 11
умения          
Самоорганизаторские -0, 26 -0, 06 -0, 05 -0, 21 -0, 27
умения          
Уровень мастерства -0, 30 -0, 13 -0, 16 -0, 29 -0, 26

Источник: Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Монография. Ижевск, 1997.

Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмо­циональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются.

Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает мо­ральные чувства. С выделением из практической деятельности человека теоретической деятельности происходит зарождение интеллектуальных чувств — любознательности, любви к истине, которая, приходя в столкно­вение с господствующими взглядами, приводила людей науки на костры инквизиции.

Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.