Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет). психомоторика, высокий уровень внимания и др., то есть то, что называется психологическими профессионально важными качествами






психомоторика, высокий уровень внимания и др., то есть то, что называется психологическими профессионально важными качествами. Сюда же могут входить и специальные умения.

Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремленности, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, с совершенствованием и обогащением профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм всегда связан с личностно-профессиональным развитием.

Личностно-профессиональное развитие — это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях (Деркач А. А., Дьячков В. М., Климов Е. А., Реан А. А. и др.).

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

— расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

— актуализация мотивов достижения;

— возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

— повышение компетентности;

— развитие и расширение умений и навыков;

— освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

— повышение креативности деятельности.

 

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на системе акмеологических показателей, в которых должны быть представлены личностный и деятельностный аспекты. Она включает следующие показатели:

— продуктивность или эффективность деятельности;

— уровень квалификации и профессиональной компетентности;

— оптимальная интенсивность и напряженность труда;

— точность и надежность деятельности;

— организованность;

— низкая зависимость от внешних факторов;

— владение современным содержанием и современными средствами ре
шения профессиональных задач;

— стабильность высоких показателей деятельности;

— уровень развития личностно-деловых и профессионально важных ка
честв;


ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ■ 471


— уровень мотивации достижений;

— возможность развития субъекта труда как личности;

— направленность на достижение положительных социально значимых
целей.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень (Мироедов А. А.). Правда, содержание акмеологического уровня может зависеть и от специфики профессиональной деятельности. К примеру, помимо отмеченных показателей акмеологический уровень государственных служащих систем регионального управления включает следующие:

— наличие системных качеств;

— социальная ответственность, гражданская позиция;

— индивидуальная ресурсность (внутренний потенциал);

— динамичность, склонность к саморазвитию.

Теперь рассмотрим различные подходы к изучению и развитию профессионализма. С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием — акмеологический подход.

Акмеологический подход — совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы. В то же время в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные на конкретность. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентри-ческий и акмеографический.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов при приоритете акмеологических (Зазыкин В. Г., Таболова Е. М.). Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности госслужащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях (Таболова Е. М., Щербина А. В.).

Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессио-графического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акме-ограмм специалистов (на уровне единичного).

Становление акмеографического подхода обусловлено объективными причинами. Остановимся на них подробнее.

Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

В настоящее время при решении актуальных практических задач, связанных с подбором кадров, их расстановкой, аттестацией, определением путей их профессионального развития и роста, преобладает професси-ологический или профессиографи-ческий подход. В рамках данного подхода осуществляется разработка профессиограмм, психограмм, проводятся профессиографические описания, определяется профессио-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.