Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация профессиональной ориентации






В исследовании Л. А. Гол овей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.

На первом этапе, в возрасте 12—13 лет, интересы подростков характеризуются высокой изменчивостью, они слабоинтегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей ребенка и являются преимущественно познавательными.

На втором этапе, в 14—15 лет, отмечается тенденция к большей сформированное™ интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На третьем этапе, в возрасте 16—17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности.

На четвертом этапе — этапе начальной профессионализации — происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.

Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора (Головей Л. А., 1996).

Исследования, направленные на изучение профессионального выбора, обнаруживают довольно низкий уровень его сформированное™ у выпускников.

Так, по данным Ю. П. Вавилова и Н. В. Андреенковой, их можно разделить на 4 группы:

1) уже определившиеся (21% юношей и 33% девушек);

2) колеблющиеся (соответственно 33% и 30%);

3) неустойчивые, «мятущиеся» (15% и 11%)

4) пассивные, инертные (23% и 14%) (И. С. Кон, 1989).

Помимо собственно интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Так, по данным В. С. Собкина, для каждого второго школьника в возрасте 15—16 лет оплата труда выступает как значимый мотив (54, 1%), а среди 17—18-летних ее отметили 28, 1% опрошенных. При этом на данном возрастном рубеже повышается значимость таких мотивов, как творческий характер труда, возможность общения с людьми. Кроме того, автор отмечает и постепенное снижение идеологически клишированного мотива «возможность принести пользу людям» (в 13-14 лет — 37, 1%, в 15-16 лет — 25, 5%, а в 17-18 лет — 18, 8%) (Собкин В. С, 1997).


ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 351






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.