Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Районная олимпиада по русскому языку. № Формулировка задания Ответ Балл С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении






Класс

 

Формулировка задания Ответ Балл
  С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов: 1) законность, готовность; 2) центральный, вязальный; 3)столярничать, сотрудничать. 1.Закон→ закон-н-ый→ закон-н-ость; готовый→ готов-ность (историч. готов-н-ость от устаревшего готовный); 2.Центр→ центр-альн-ый (центр→ централь→ централь-ный); вязать (ср. вяжу)→ вяз-а-льн-ый; 3.Столяр→ столярничать; труд→ со-труд-ник→ со-труд-нич-а-ть.  
  Разделите слова на группы по способу словообразования. Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый. Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница. Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.  
  Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание. 1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера; 6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители. ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат, шоферЫ, купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя – учители.  
  Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют. 1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была. 2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. 3) Мы выбирали место поровнее. 4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. 5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише. 6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4 ) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое; 5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств; 6) душнее, тише, дремучей- слова категории состояния в роли главного члена односоставного (безличного) предложения.  
  В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов? Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.   Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец.  
  Найдите «четвертое лишнее» в каждой группе. Аргументируйте ответ. 1) Балованный, втридорога, заиндеветь, мизерный. 2) Донельзя, заржаветь, мельком, откупорить. 3) Тефтели, сливовый, подростковый, петелька. 1) заиндеветь, 2) мельком, 3) подростковый. Ударние. 3+1
  В названии какой из пьес А.Островского имеется нарушение грамматических норм современного русского языка? 1) «Без вины виноватые», 2) «Грех да беда на кого не живет», 3) «За чем пойдешь, то и найдешь», 4) «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 5) «Не так живи, как хочется» № 2). «жить на кого»- нарушение нормы; при наличии двух однородных подлежащих, соединенных союзом ДА, уместнее употребление сказуемого во мн.числе: не живут.  
  Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. По стенам навеш..(н, нн)о было весьма тесно и бе...толково несколько картин.: длинный пожелтевш...й гравюр какого(то) сражения с огромн..ми барабанами кричащ..ми солдатами в треуголь­ных шляпах и тонущ...ми конями без стекла встав­ле(н, нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками ибронзовыми(же) кружка­ми по углам. (В)ряд с ними зан...мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н, нн)ая масл...(н, нн)ыми красками изобр...жавшая цветы фрукты разреза(н, нн)ый арбуз кабан...ю морду и в..севш….ю головою (в)низ утку. С середины потол­ка в...села люстра в холсти(н, нн)ом мешке от пыли...делавшаяся похоже..ю на ш.. лковый кокон в ко­тором сидит червяк. В углу комнаты была навал..(н, нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (нё)достойно лежать на столах. Что именно нахо­дилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили... что руки всякого касав­шегося становились похож...ми на перчатки; за­метнее (про)чего высов..вался (от)туда отломле(н, нн)ый кусок деревя(н, нн)ой лопаты и старая по­дошва сапога. Никак нельзя было сказать чтобы в комнате сей об..тало живое существо если(бы) (н..)возв...щал его пр..быванье старый поноше(н, нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с, сс)матривал всё странное убранство отворилась бо­ковая дверь и взошла та(же) самая ключница ко­торую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бре...т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол..ки какою чистят на конюшне лошадей.  

 

9. Напишите эссе на тему «Сложное предложение? Это совсем просто!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.