Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Районная олимпиада по русскому языку. № Формулировка задания Ответ Балл Найдите слово (слова), в котором количество мягких согласных звуков не такое






Класс

 

Формулировка задания Ответ Балл
  Найдите слово (слова), в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в остальных: кровельщик, каменщик, печник, горшечник, перевозчик. Аргументируйте ответ. Горшечник. 3+1
  Разделите слова на группы по способу словообразования. Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый. Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница. Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.  
  Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло. Сокровище, крышка, покрывало, укрытие – этимологически родственны. (корень крыть) Сокровище – от скрыть (то, что скрыто), крышка – от крыть (то, чем накрывают); покрывало – от покрыть (то, чем покрывают); укрытие – от укрыть (то, где укрывают). Кровавый – от кровь, крыло – от славянского крило не родственного слову крыть. 5+2
  Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание. 1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера; 6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители. ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат, шоферЫ, купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя – учители.  
  Подруги позвали Машу гулять. «Не могу, я …, - сказала Маша и запнулась, - ну, в общем, чищу пылесосом ковер!» как правильно закончить эту фразу? Аргументируйте. 1) Пылесосу; 2) пылесошу; 3) пылесосю; 4) пылесосию; 5) пылесосаю. 2, 3. В глаголах на сить наблюдается историческое чередование с/ш: просить- прошу, бросить-брошу, красить- крашу. Т. о. пылесосить- пылесошу. Допустимо пылесошу. 2+1
  Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют. 1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была. 2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. 3) Мы выбирали место поровнее. 4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4 ) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое;   6+2
  В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов? Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.   Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец.  
  Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык. Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку. Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота. Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку. Переведите на иврит предложения: Кот видит коричневую корову Юноша видит белую сумку 1) Хахатул роэ пара хума; 2) хабахур роэ тик лаван  
  Расставьте пропущенные буквы и знаи препинания, раскройте скобки. Однажды стоя на палуб... я замет...л (в)дали вы­сок..ю лед...(н, нн)ую гору на которой б..рахтал…сь два белых медведя. Я схватил ружьё и прыгнул с корабля прямо на плывущ...ю льдину. Трудно было мне карабка(т, ть)ся по гладким как зеркало лед...(н, нн)ым утёсам и скалам ежеминут­но скат...ваясь (в)низ и рискуя провали(т, ть)ся в бе...до(н, нн)ую проп..с(?)ть но (не)смотряна пр...пя...ствия я добрался до вершины горы и подо­шёл почти (в)плотную к медведям. И вдруг со мною случилось (не)счастье собира­ясь выстрелить я по(?)скользнулся на льду и упал (при)чем стукнулся головой об лёд и в ту(ж...) мину­ту лишился сознания. Когда через (пол)часа сознание вернулось (ко)мне я чуть не вскрикнул от уж...са огромный белый мед­ведь подмял меня под себя и разинув пас(?)ть гото­вился поуж(...)нать мною. Ружьё моё лежало далеко на снегу.  

9. Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.