Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Касты и варны




В древнем индуизме, все Человечество подразделяется, в основном, на четыре вида деятельности. А в Кали-Югу - на пять. Каждый род деятельности определяет принадлежность человека к той или иной касте - варне. Каждая каста должна иметь свои Законы поведения человека, отличные друг от друга, но не противоречащие Законам Бога.

"Дхарма приносит добро всем, она дарует блаженство и в настоящем и в будущем. Очень важно, чтобы все человечество сегодня увидело славу этой вселенской Дхармы. Брамин узнается по своим отличительным чертам: Видья (знание), добродетель, наиболее возвышенная и благотворная Карма (деятельность) и распространение добродетели посредством примера. Тот, кто развивает в себе эти качества и культивирует их, является брамином, кем бы он ни был." (Шри Сатья Саи Баба, Дхарма Вахини)

Пятая каста - чандалов, в духовном плане – спит. В религиях она называется по разному: гои, язычники, неверные, заблудшие. В материалистической же философии она названа пролетариями.

"Считается, что вритти (зд. деятельность, поведение) следуют за варной, что род занятий основан на варне. Нет, варны получили свои названия на основе вритти. Сегодня нет ни варны, ни вритти. Одна профессия сегодня, другая завтра - одна Варна сегодня, другая завтра - именно эта нестабильность лежит в основе нарушенной атмосферы мира, распространившейся неудовлетворенности.

Наполните каждую профессию и каждое занятие внутренней моральностью, постоянным следованием истине, непоколебимой невозмутимостью и силой духа и затем следуйте обязанностям варны с ее предписанными профессиями - это высшее благо, наивысшее благословение. Если вы не сможете сделать это, участью человека будет несчастье и хроническая бедность. Выбор лежит между первым, Шрирамаракша (защита Господа и постижение), и вторым, Локашикша Дурбхикши (жизненными страданиями). Ваш ракша (спаситель) от этой сикши (наказания) это Дхармасикшана (изучение Дхармы)!" (там же)

 


Индийское общество четко разделено на варны или касты. "Чистых" варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры.Брахманы - это ученые, подвижники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью - ремесленники, торговцы, земледельцы, а также "служащие", продающие свой труд за деньги - лекари, артисты и другие.
Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже особое для каждой касты обучение.
В дальнейшем, при смене юг, было закреплено наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало действительности. Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. В большой степени об этом можно судить по тому, к чему стремиться человек.



Главное устремление на стадии шудры - кама. Это удовольствия, приятные переживания, доставляемые органами чувств.
Для вайшью основной жизненный стимул - артха, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями.
Для кшатрия главное - дхарма, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - другие.
Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им это предписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится стать генералом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой Дхармой.
Наконец, смысл жизни брахманов - мокша, или освобождение. Каждая последующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия вайшью), но задачу свою кшатрии видят в другом.

А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно, шудры не любят и не умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких каст могут на какое-то время опуститься на уровень шудры, если они не выполняют своего предназначения, не используют своих возможностей. Но при этом, в отличие от настоящих шудр, они никогда не достигнут удовлетворения, и пока они не возьмутся за настоящее дело, их будет грызть червячок недовольства собой. А шудра поел, прилег - ему хорошо, больше ничего не надо. Но если он пересилит себя, выучиться, то станет вайшью. А потом, может быть, и кшатрием.



Силой йогиза одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудры до брахмана и достичь мокши. Это очень трудно, но такая возможность существует.
Традиционно в индийском обществе представители каждой касты занимались своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между княжествами проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни посевов, ни селений - вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира.

Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили наследственную принадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью, родившийся в семье брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание, если не превзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман, родившийся в семье шудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет усиленно "выбиваться в люди".
За отмену наследования варн выступалиБудда и многие другие учителя, понимавшие истинное положение вещей.
Традиционно только трем высшим кастам разрешалось заниматься йогой. Представителей этих каст называли также "дважды-рожденными", считая вторым рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к знаниям).

Все статьи рубрики «Индия»

  ВАРНЫ Наши желания стоят немногого, пока внутри нет силы для их осуществления./Евгений Гуляковский. "Чужие пространства"/
Касты Варны Пария Шудра Вайшью Кшатрий Брахман Практика ориентировки в мире профессий Путь по варнам
  Для чего нужна эта информация? Потому что это может способствовать нашему продвижению. Любые знания способствуют росту, а невежество его тормозит. И знание варн помогает правильно сориентировать наш вектор в социуме. Касты На сегодняшний день в социуме существуют касты. Их придумали люди, т.е. это сугубо человеческие образования. Каст - их много. В качестве касты можно рассматривать любое профессиональное закрытое общество; взять, например швеи, рыбаки (рыбак рыбака видит издалека), музыканты, шахматисты, военные и другие - всё это касты определённого порядка.
  сначала
  ВАРНЫ
  Существуют также четыре варны, это природные образования: шудры, вайшью, кшатрии и брахманы. Разбитие на варны идёт согласно трём Гунам материальной природы. Варны начинаются только с животного мира. Например, тигр - это кшатрий в природе, он охотник, одиночка. Слоны, дельфины -брахманы. Куры, коровы - это шудры. Рыбы-прилипалы - это вайшью, уже на паразиты - сосущестование. (Отображение варн в природе см. Маугли, и Рики-Тики-Тави Киплинга). Когда рождается ребёнок - он находится в касте родителей до половой зрелости. Хотя по природе у него может быть и другая варна. ПАРИЯ Есть ещё такой термин: парии (в Индии - неприкасаемые). Человек, который фактически является кшатрием, а работает шудрой и не имеет своего хобби, будет скорее всего не спокоен, будет не любить свою работу, т.е. получать всяческие осложнения. И является парием, т.е. отвергнутым. Такой человек изначально несчастен. Для компенсации удара необходимо завесит хобби, отвечающее его истинной варне. И перевесит это хобби в профессиональную плоскость, по методике, указанной ниже. В таком случае, при движении к своей варне, пария начинают уважать. ШУДРА Шудра - работает на хозяина. Это наёмный работник вне зависимости от профессии и образования. (Гуна невежества); Можно потратить лет пять учёбы, чтобы стать шудрой. (Например, компьютерщик, рабочий с лопатой - оба шудры, если просто выполняют волю хозяина, безо всякой инициативы или творчества). Живёт для себя. Работает как? Сказали копать - копает (нажимает клавиши), сказали не копать - не копает (не нажимает). К работе никакого интереса, главное, чтобы деньги потом заплатили. Просто исполнитель. У нас в стране "население" усиленно делали шудрами. Это история. Один из критериев повышения из этой варны - стремление безкорыстно служить, трудиться с любовью, и набираться уму-разуму. Можно также осуществлять выход через хобби: "Да, на работе я шудра. Но у меня есть хобби: например, дома с ребёнком я учитель". ВАЙШЬЯ Вайшья - управляет своими деньгами, работая на хозяина, или имеет свой бизнес. (Гуна невежества + Гуна страсти). Рабочий-сдельщик - уже вайшья; Вайшью - это также торговцы-частники, просто частники, мастера-индивидуалы. А вот мастер, у которого своя бригада - уже кшатрий. КШАТРИЙ Кшатрий - воин, управитель, начальник, организатор, менеджер. (Гуна невежества +Гуна страсти, Гуна страсти, Гуна страсти + Гуна благости ); *(Гуны нельзя разделить и представить в чистом виде. Это всё равно, что разрезать человека на части и изучать каждую в отдельности. Можно бесконечно изучать руки-ноги, но никогда не узнать про самого человека, в целости. В человеке одновременно присутствуют все три Гуны. Когда мы говорим про "чистых" кшатриев, - то имеется в виду, что они находятся под преимущественным влиянием Гуны страсти). БРАХМАН Брахман - творческий, Ищущий, изобретающий, образованный. (Гуна благости). Брахманы - творят идеологию. Учителя, художники, поэты, музыканты, врачи, юристы, консультанты.
  сначала
  ПУТЬ ПО ВАРНАМ
  Есть два способа изучения варн. В глубину и в ширину. Изучение в ширину В пределах одной варны может быть много каст. Вот мы их все и проходим, становимся высококлассными профессионалами в одной узкой области (столяры, плотники…). Изучение вглубь Переход со ступеньки на ступеньку, с одной варны в другую. Любая организация есть структура, а структура подчинена определённым закономерностям. Варны - есть структура. А значит, в любой варне есть правила, по которым там играют. Если мы не знаем и не придерживаемся этих правил, мы из этой варны вылетаем в "необходимом" нам направлении. Когда мы посмотрим на себя с точки зрения принадлежности какой-либо варне, - то увидим отображение своей личной природы. Поэтому чтобы заниматься поисками себя, надо по варнам дорасти хотя бы до кшатрия. А кшатрий это не драчун. А воин. (см. по отношению к жизни, Пабло Куэльйо. "Воин Света"). Если взять всю систему варн в целом, - то это последовательные ступени духовного развития: от шудры до брахмана. Развития именно в социуме. Когда шудра начинает торговать - он становится вайшью. По сознанию торговцы: попить-поесть, сексом позаниматься; и чем по количеству больше, элитнее, - тем лучше. Для них жизнь - это деньги, семья. Но драться они не любят. Когда вайшья начинает ходить в спортзал, бегать по утрам, заниматься любым видом спорта - то для него это борьба с самим собой - единоборство. "Жизнь - это борьба". Это уже девиз кшатриев. Кшатрий - это тот, который укротил своих драконов. (см например, Лень, Невежество, Неверие, Ненависть, Зависть…) И так он становится кшатрием. Когда воин, вместо того чтобы пробовать на прочность свой лоб, силу своих рук и ног, начинает книжки читать - о том, как устроен этот мир, учиться и других потом учить, то он уже близок к брахману. Брахманы - это и есть те, которые изучают как устроен этот мир. Они придумали религию, магию, науки. Брахман объединяет три нижние варны в себе, и тем самым замыкает круг. Поэтому вывод - хождение по спортзалам, на йогу, на медитации, изучение иностранных языков, чтение литературы, … всё вместе способствует нашему духовному развитию. И наше духовное развитие будет правильным, когда оно получит своё подтверждение в социуме: а именно в виде движения по варнам, иерархической лестнице. Это движение идёт до определённого уровня, до тех пор, пока мы не выпадаем из социума. Далее уже не социум использует нас, а мы используем социум для поддержания жизни нашего тела. А также он становится нашим игровым полем. Подняться через ступеньку - невозможно. А вот упасть через две ступеньки - это пожалуйста. Даже приятно будет. Поясняем: когда сознание с верхних чакр переходит на нижние - много заработанной энергии выделяется, большой кайф может получиться. Пачкаться всегда приятно. Например: Художник (брахман) вместо того, чтобы творить, стал рисовать бабу с молотом. Много раз. Широко поставил дело, на конвейер. Денег ведь тоже надо заработать, другие-то получше живут. Вот он уже вроде как и не художник. Работает человек, трудится, баб рисует. С молотом.
  сначала
  ПРАКТИКА ОРИЕНТИРОВКИ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
  Описание ориентировки индивидуального вектора хорошо дана в Матхара-Сутре. (Свами Матхара). Мы можем привести некоторые выдержки. Нужно взять два листа бумаги. На первом мы должны чётко и конкретно выписать в наиболее полном виде всё, что сейчас умеем делать вообще (желательно писать честно, многие вещи мы только думаем, что умеем делать, так сказать "теоретически". Хотя и их можно записать, как в принципе возможные). Таким образом, составляем общий список всего, что умеем делать. Отдельно составляем тот список профессий, которые приносят нам сейчас деньги. На втором листе выписываем те умения, которые мы делаем очень хорошо, можем сказать профессионально. Например, женщина ещё хорошо готовит, вяжет. А работает бухгалтером. Потенциально она может этим заработать. Поэтому мы отмечаем Третий список - дилетантский. Допустим, из этих списков у нас получились: 1. профессиональные профессии получились шудровские. 2. второй список в пределах до маленького кшатрия. 3. И третий список по всем варнам, причём тяга зачастую бывает именно к этим дилетантским вещам. Потому что рост там. Составили эти списки. Что же с ними теперь делать? Далее, у нас образовалась чёткая картина, что мы можем, и что не можем, чем мы по жизни занимаемся, и чем бы мы хотели заниматься. Чему мы учились сами, и чему нас учили. Как перейти к тем профессиям, к которым есть тяга, интерес? Мы не можем сразу оставить свою работу, и заняться другой, потому что это связано с нищетой. Но зато какой-нибудь из дилетантских навыков мы можем перевести в профессиональную область, стать профессионалом. Тогда во время такой работы у нас возникают желания, энтузиазм - признак того, что направление выбрано правильно. А желания есть действия. Желание + действие =стремление. А значит ускорение в необходимом нам направлении. Ускорение связано с силой и с массой покоя. Поэтому, чем сильнее сопротивление, тем большие усилия надо приложить, а значит, результат не придёт сразу. Энергия копится долго, но действие произойдет непременно именно в сторону смещения варны.

Феномен кастового общества в той или иной степени наблюдается повсеместно, но, как правило, термин «касты» ошибочно применяется в первую очередь к существующему на Индийском субконтиненте древнейшему подразделению живых существ на ВАРНЫ. Такое смешение термина «касты» и термина «варны» неправильно, так как варн существует всего четыре, а каст (джати), даже внутри каждой варны, может быть множество.

 


[1] Школы психологии: Психоанализ. Логотерапия. Гуманистическая психология. Когнитивизм. Функционализм. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Холодинамика. Нравственная психология.

 

[2] Йога, буддизм, даосизм, тантра, цигун, рейки.

 

[3] Кришнамурти, Раджнеш, Кастанеда, Гурджиев, Бейли.

 

[4] ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в современной западной, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.

Одна из главных ценностей гуманистической психологии - признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.

Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — «терапии, центрированной на Клиенте».

Это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как Клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой Клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования.

Основные принципы гуманистической психологии:

1. человек должен изучаться в его целостности;

 

2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

 

3. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

 

4. жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

 

5. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

 

6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

  1. человек — активное, творческое существо.

 

[5] Варна– нравственность – внутренняя конституция человека (способности, черты характера), определяемая его духовным ростом - опытом, накопленным в результате предыдущих жизней человека.

Каста, джати – социальная группа, соответствующая его варне. В ней человек чувствует себя наиболее уютно, комфортно, реализуя духовный потенциал своей варны и продолжая свою личную эволюцию, переходя по иерархии в следующую группу, класс, варнаашрам, касту, варну.

[6] Эмерджентность - возникновение нового поведения при объединении множества однотипных существ. Поведения не сводимого к простой сумме поведений объединяемых существ.

[7] инсайт – внезапное понимание ситуации в целом.

 

[8] Словарное определение "холизма" - ""теория, что действительность составлена из органичных или объединенных целых, которые есть больше, чем простая сумма их частей." Это, конечно, применяется к людям: просто сумма наших частей, без разума и жизни, походила бы на гамбургер.

 

[9] Эмерджентность - возникновение нового поведения при объединении множества однотипных существ, поведения, не сводимого к простой сумме поведений объединяемых существ.

 

[10] Конденсат Бозе-Эйнштейна (КБЭ) назван так по имени индийского физика Шатьендраната Бозе, на основе работ которого Альберт Эйштейн 75 лет назад предсказал возможность существования некоего газового конденсата, который обладает свойствами отдельного атома.

Со школьной скамьи всем известно понятие "идеального газа": при обычных температурах газ состоит из множества беспорядочно движущихся атомов, которые можно представить себе в виде сталкивающихся между собой и отлетающих друг от друга бильярдных шаров. При охлаждении эти "шары" будут замедляться в своем движении и расстояние между ними будет сокращаться, пока они не соберутся в одну плотную массу. Затем, при приближении температуры к абсолютному нулю, движение шаров перейдет в их вибрацию, они тысячекратно увеличатся в размерах и потеряют свои строгие очертания - это уже будут не шары, а бесформенные "облака", проходящие сквозь друг друга. Два самых медленных центральных облака сольются в одно и образуют единую эллипсоидную сферу, которая затем поглотит все остальные облака. В итоге перед нами предстанет одно большое облако, в котором уже невозможно будет различить отдельные части, но это облако будет обладать свойствами частей, из которых оно образовалось.

Так выглядит модель образования КБЭ, самого холодного газа во вселенной. "Шары" в этой модели представляют корпускулярные функции атомов, а "облака" - их волновые функции. Как известно из квантовой механики, атомы обладают одновременно и той, и другой функцией. При охлаждении газа движение частиц замедляется и корпускулярная функция атомов (определяющая их пространственное положение) теряет свое значение, а волновая функция (определяющая квантовое состояние) - предельно возрастает.

Все элементарные частицы подразделяются на фермионы и бозоны. Фермионы, к которым относятся электроны, протоны и нейтроны, образно говоря, страдают клаустрофобией: два соседних фермиона не могут находиться в одном квантовом состоянии. Бозоны, к которым относятся фотоны, при определенных условиях соединяются в идентичные квантовые состояния. Сложные частицы, такие как атомы, также являются либо фермионами, либо бозонами. Атом выступает в качестве бозона, когда он состоит из четного числа фермионов - электронов, протонов и нейтронов. Все атомы определенного вещества имеют одинаковую волну, и это позволяет бозонам "петь в унисон" в едином "хоре". Когда газ, состоящий из атомов-бозонов, охлаждается до сверхнизких температур, волновые функции атомов накладываются одна на другую, в результате чего все атомы аккумулируются в одно квантовое состояние

 

 

[АВМ1]В приложении


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал