Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание Священной трубки






 

Типология

Различные формы Священной Трубки, или трубки с отделяющимся чубуком, можно разделить на категории несколькими способами. Используемые здесь категории избраны, поскольку они облегчают историческое обсуждение в главе 5 и для удобства. Надо понимать, что это не категории коренных американцев. Существуют 4 основные формы, каждая с несколькими вариациями, локтевая, килевая, дисковая и прямая.

1 а. Локтевая трубка – обязательно изогнутая трубка, с чашечкой, согнутой под углом, обычно прямым, по отношению к чубуку (рис. 1, 13, 38). Чашечка может быть прямая (рис. 45), изогнутая (рис. 43), двойная коническая (рис. 12) или коническая (рис. 51), расширяющаяся кверху.

Основание может быть круглым, квадратным или многосторонним. Кроме декора поверхности, в украшение может включать ребро из верха чашечки, или гребень, выступающий на вершине чубука. Гребень может иметь по своему краю одно или более отверстий. Одно из отверстий может быть использовано для ремешка, связывающего трубку с чубуком, не дающего чашечке упасть во время церемониального использования, которое может включать танец. Некоторые локтевые трубки с Северо-Запада имеют слабый выступ, спускающийся вдоль по основанию, с отверстием, к которому могут быть подвешены священные предметы.

1, б. Локтевая: со слабым выступом и заостренным выступом: у чашечного конца локтевой трубки, основание может слегка выступать за чашечку. Первоначально это могла быть маленькая выпуклость (рис.45). Эта выпуклость развилась или в заостренный выступ (рис.14), или в слабый выступ, который может быть направлен слегка вверх (рис.6).

1, в. Локтевая: Двойная чашечка: не часто встречающаяся вариация локтевой трубки со слабым или заостренным выступом – это трубка с одной чашечкой, то есть с двумя отдельными чашечками на одной “подставке” (рис.17). Различные причины этого будут обсуждены в части, посвященной символизму.

1, г, Локтевая: С длинным выступом: редкая архаическая вариация, отличающаяся от Т-образной, локтевая трубка с выступом таким же длинным, как чубучная часть, часто с гребнем (рис.7, 18). Оба конца в середине сходятся на конус. Основание обычно квадратное и выступ обычно увеличивается к топорикообразному концу. Чашечка имеет тенденцию иметь двойной конус (обсуждение см.гл.5).

1, д: Т-форма похожа на трубку с длинным выступом, но без поднятых краем (рис.22, 23, 41, 44). Чашечка прямая или имеет слабо выраженный двойной конус и ребро (рис.41). Следовательно, ее форма подобна перевернутой “Т”. Подставка и чашечка могут быть равной длины. Эта форма была названа “сиукской”, что ведет к путанице, поскольку все использующиеся трубки культуры использовали ритуально такие трубки, так как они впервые оформились во второй половине XIX века (см.гл.5).

1, е: Локтевая: Фигурная, последняя вариация локтевой трубки имеет чашечку в форме тела животного (рис.18) или головы животного, или головы человека (рис.19, 20). Значение этого декора будет обсуждено в главе, рассказывающей о символизме.

2. Килевая. Килевая форма, возможно, развилась из самородной формы. Некоторые из ранних базовых форм имеют нижний выступ, обычно с одним отверстием (рис.44). Они оформились в стиль, обычно имеющий короткое круглое или прямоугольное основание, обычно с выраженным двойным конусом, выступающим наверху, и с выступом различной формы и размера внизу (рис.24, 26). В некоторых случаях нижнего выступа может и не быть. Они могут иметь одно или более отверстий в конце нижнего выступа или “киля”. По мере развития этого декора в некоторых примерах и концы основания превращаются в плавный изгиб вверх и на внутреннюю сторону. В восточных версиях некоторые выступы указывают на влияние трубки-томагавка – у них топорообразный выступ (рис.45). На дальнем Северо-Востоке трубки имеют высокую коническую чашечку и короткий киль с одним отверстием (рис.25). Весь этот тип трубок получил ошибочное название “Микмакского”, хотя он значительно распространен (см.гл.5), что заставило одну из групп удивляться, что Микмаки делали на Равнинах [Уоллес и Форбес, 1963].

Микмакские примеры, в действительности, достаточно редки.

З, а: Диск: дисковая форма архаична и характеризуется горизонтальным ребром на вершине чашечки (рис.24–26). Сама чашечка достаточно узка и мелка, даже в большие экземпляры помещается мало табаку, из размеры варьируют от самых маленьких из известных священных трубок до самых больших. (Исключая массивную фигурную трубку.) Чашечка находится на круглой или прямоугольной “подставке”, которая может выступать или не выступать за чашечку. Некоторые выступы имеют четыре закругленные оконечности у конца или четыре желобка сверху.

3, б: Циркулярная: второй тип циркулярной трубки, относительно нераспространенный, вертикален (рис.27, 28). Это плоскобедренные трубки с простой круглой или округлой чашечкой, покоящейся на слабом выступе. В последней форме, они – версия локтевой трубки.

4: Прямая: прямая трубка – это тубулярная трубка, используемая с чубуком (рис.3, 29, 30, 41). Чубучный край, не сходящийся на конус для взятия в рот, а снабжается отверстием достаточно большим, чтобы вставить чубук. Часто чубучный край снабжен ребром, чашечка может быть круглой или прямоугольной.

 

Материал

Большинство трубок с отделяющимся чубуком делаются из камня, хотя некоторые из глины, сплава на оловянной основе и дерева. Хотя ничего подобного в ритуальном контексте обнаружено не было, но достаточно вероятно, что на Восточном Побережье к югу от Мэрирленда, во времена контакта большинство чашечек Священных Трубок делалось из глины. Оловянные версии каменных чашечек иногда находят в верхнем бассейне Миссисипи и в области Великих Озер, как и деревянные чашечки, иногда с металлическими вставками.

Каменные чашечки обычно делаются из черного или красного камня, серый – это третий распространенный материал. Некоторые трубки сделаны из зеленого камня или камня цвета кожи буйвола. Черные чашечки сделаны или из собственно черного камня, или из камней других цветов, которые потом умышленно зачернялись над огнем (рис.2 – частично зачерненная катлинитовая трубка).

Красный трубочный камень называется “катлинит” – в честь художника Джорджа Кэтлина, который в 1830-х годах посетил одну из главных каменоломен в юго-западной Миннесоте. С тех пор каменоломня стала Национальным Памятником [Murray, 1965 – сведения из истории] и является основным источником для туристских трубок. Камень имеет тенденцию к яркому красному цвету промежуточной интенсивности, с желтоватыми пятнами. Он обнаруживается недалеко от поверхности, узкими горизонтальными пластами, что объясняет, почему трубки из этой каменоломни, сделанные в течении последних 125 лет, имеют тенденцию быть узкими. Тонкозернистый камень мягок при обработке, что допускает при желании выполнять затейливую резьбу. Более темный катлинит происходит из каменоломен в южном Висконсине, а другие, ранние каменоломни катлинита находились в долине Огайо.

Черный Камень происходит из нескольких мест. В западной области Великих Озер использовался тонкозернистый очень черный стеатит (жировик, мыльный камень), по которому производилась фигурная резьба.

Некоторые красные и черные трубки инкрустированы. Материалом для инкрустации обычно бывает свинец, но также использовали сплавы на основе олова и германское серебро (рис.39–41). На камне вырезались узоры, в пустоты помещался мягкий металл и все шлифовалось и для сглаживания использовался песок. Металлы сначала брались из вещей европейского производства (включая свинцовые пули), но к XVIII в. Туземцы разрабатывали свинец, применявшийся в таких целях, на верховьях Великих Озер, где они занимались рудным делом и изготовляли медные предметы в течении тысячелетий.

Чубуки почти всегда делались из дерева, хотя с конца XIX в. делались каменные чубуки из катлинита (рис.44). Круглые чубуки изготовлялись путем выталкивания сердцевины, оставался (в центре чубука) канал для прохода дыма. Самые ранние сохранившиеся чубуки относятся к этому отсюда французский термин “калюмет”, что означает “тростник”. Плоские чубуки обычно делаются раскалыванием дерева, выдалбливанием канала и последующим соединением двух половин клеем, сухожилием или латунными заклепками. Этот метод изготовления плоского чубука допускает вырезать фигурные узоры, а также пропарку для завивания чубука в спираль (рис.22).

Любимым деревом для чубуков, особенно круглых и квадратных, является сумах (Rhus gen – прим.пер.). Сердцевина сумаха очень мягкая и ее относительно просто выпихнуть тонким прутом. Его приметные ветви имеют цветные слои: от белого снаружи, к желтому, до желто-оранжевого. Плоские чубуки делаются из множества пород твердой древесины, особенно ясеня. В 1960-е и 1970-е годы большинство туристских трубок, сделанных в Пайпстоне, Миннесота, имели чубуки из калифорнийского лимонного дерева (Seguoia sempervirens – прим.пер.), полученного с местного склада лесоматериалов. Однако, недавно мастера Пайпстоуна снова начали использовать сумах.

 

Украшение чашечки

Частично, украшение чашечки определяется формой. Например, самые большие дисковые трубки могут иметь два треугольника, с вершинами, направленными к чубуку, находящихся на переднем выступе, который отходит от диска (рис. 26). Этот декор на других формах трубок не встречается. Сходным образом локтевые трубки и их вариации имеют гребень на черенковой стороне основания, что ведет к возможности нескольких путей декорации.

Гребень первоначально был достаточно мал, появившись как средство прикрепления ремня, страхующего чашечку от падения с чубука при использовании трубки (рис. 2, 12, 21). Когда был понят потенциал, который гребень предоставляет для декора, он стал довольно большим (рис. 36, 37, 51). На некоторых трубках гребень – рудиментарный отросток без функционального или важного декоративного значения.

Гребни могут иметь зазубрины на вершине, одно или более отверстий, вырезанные граничные линии, декоративные фигуры (рис. 36, 37) или инкрустацию, или превращаться в причудливые фигуры. Последние, видимо, делались по евро-американским вкусам, появившись у Оджибвеев в конце XVIII века.

У Пауни – в начале XIX века, у Чироков северной Каролины – в середине XIX века и у восточных Сиу – в конце XIX века. Некоторые черокские фигуры – на эротическую тему.

Иногда на выступах локтевых трубок встречаются плоские ободки (рис.13) и чубучный край основы может быть больше или другой формы, чем остальное основание. На чубуковых краях основания или на верхней части чашечки могут быть вырезаны желобки и гребешки.

На некоторых трубках, сделанных в Пайпстоуне во второй половине XIX века фигурный узор был создан гравировкой пунктиром вокруг контура. Наконец, для создания и простого и фигурного узора применялась инкрустация. На некоторых черных трубках, и металлических и катлинитовых, инкрустацией достигался поразительный эффект.

Килевые трубки предоставляют возможность украшения килей, оснований и чашечек. Кили могут иметь одно или более отверстий и формовые гребни. Некоторые килевые трубки фигурного стиля с приподнятыми основаниями были фигурно инкрустированы германским серебром и к ним были привязаны серебряные цепочки.

Прямые трубки могут иметь рельефные фигуры или резной декор (рис.6). На чубуковом конце чашечки может быть обод различных пропорций, иногда выполненный иглами дикобраза или бисером.

Все трубки могут иметь на чашечке вырезанный узор священных существ, хотя такое встречается редко. Одна из самых ранних датируемых локтевых трубок, собранных европейцами (обстоятельства находки неизвестны), имеет 3 фигуры духов животных, вырезанных контурно на чашечке (рис.12, 44).

 

Украшение чубука

Размеры чубуков варьируют от дециметра до более, чем метра в длину; более длинные чаще фигурно украшены. Большинство трубок, особенно те, чье ритуальное использование установлено, не украшены, за исключением нескольких, натертых красной охрой (возможно, смешанной с медвежьим жиром как на рис.29). Чубуки могут быть дополнительно украшены резьбой, иглами дикобраза, бисером, лентами или частями млекопитающихся и птиц.

Резьба на чубуках может быть уникальной, навеянной индивидуальным видением, как на показанной виннебагской трубке (рис.43) или более светской, иллюстрирующей искусство мастера. Среди последних—плоские чубуки с фигурной резьбой, в соответствии с углом дымового канала (головоломные чубуки). Покрытые корой чубуки подвергаются частичному удалению коры так, что получается узор (рис.45) или может быть вырезан простой желобковый повторяющийся узор. Катлинитовые чубуки часто обработаны на токарном станке; их производство началось с появлением в Пайпстоуне факторий, выпускавших катлинитовые канделябры. (Фигурный катлинитовый канделябр “человек и змея” – конец XIX – начало XX века проиллюстрирован у Иверса 1986: рис.205).

Самые ранние украшения оборачиванием – это оборачивание окрашенными иглами дикобраза круглых чубуков (рис.1). К началу XIX века начало появляться прекрасное плоско-сплетенное оборачивание иглами и к концу XIX века оно стало стандартным на первой трети плоских чубуков (рис.44). В оборачивании всего или части мундштука могут использоваться мех, птичьи шеи, конский волос и ленты или студ (шерстяной одеяльный материал). Части скальпов, окрашенный конский волос, перья, многие украшенные иглами дикобраза, ленты и строудинг (strouding) и украшенные бисером ремешки – вот материалы, которые подвешиваются или привязываются к украшенным чубукам (рис.42). На неукрашенные черенки и чашечки может привязываться сладкая трава (рис.22), но скорее для очищения, чем для украшения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.