Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Негосударственное образовательное учреждение






ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Москва


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Предмет административного права_ 7

Глава 2. Метод административного права_ 11

Глава 3. Система административного права_ 15

Глава 4. Принципы административного права_ 20

Глава 5. Нормы административного права_ 30

Глава 6. Реализация норм административного права_ 47

Глава 7. Источники административного права_ 67

§1. Понятие и перечень источников административного права_ 67

§2. Акты Президента Российской Федерации_ 93

§3. Акты Правительства Российской Федерации_ 102

§4. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации 106

§5. Международные договоры_ 114

Глава 8. Субъекты административного права_ 115

Глава 9. Административно-правовой статус граждан_ 124

Глава 10. Административное правонарушение и административная ответственность 128

§1. Понятие «административная ответственность»_ 129

§2. Состав административного правонарушения_ 133

2.1. Объект правонарушения_ 134

2.2. Объективная сторона правонарушения_ 133

2.3. Субъект правонарушения_ 137

2.4. Субъективная сторона совершения административного правонарушения 138

2.5. Виновные лица_ 148

2.6. Иностранные граждане и лица без гражданства_ 151

2.7. Должностные лица и военнослужащие 163

Глава 11. Вина юридического лица по административному праву 168

Список литературы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________ 172

Введение

В общем процессе укрепления современной российской государственности, совершенствования теории и практики публичного управления трудно переоценить роль и значение административного права, нормы которого, регулируя общественные отношения, опосредующие государственно-управленческую деятельность, не просто пронизывают все сферы жизнедеятельности общества, обеспечивая нормированность их функционирования, но и проникают в такие срезы общественных отношений, до которых не могут " дотянуться" нормы других отраслей законодательства. Не случайно поэтому многие законодательные общности норм, регулирующих, например, вопросы государственной службы, административной ответственности, административного процесса, переросли формат правового института и превратились (или превращаются) в соответствующие подотрасли административного права.

Вместе с тем административное право, формирующееся как отрасль права на протяжении последних двух столетий, едва ли отличается завершенностью своей структуры. И дело не только в бурном развитии административного законодательства, но и в незатухающих на протяжении многих последних лет научных дискуссиях о месте административного права в системе публично-правового регулирования, предмете и методе административного права, его подотраслях и институтах, классификации форм и методов административно-правового регулирования.

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет - тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право - это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Однако было бы принципиально неверным отождествлять административное право исключительно с государством. Административно-правовые нормы по своей природе направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснение многочисленных негативных явлений, объективно возникающих в них.

Административное право - это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы буквально " написаны кровью" и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. И, наконец, именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы. Мы далеки от рассуждений о недопустимости государственного насилия: российская действительность последних десятилетий слишком богата на примеры того, кто принимает у государства выброшенные средства принуждения, какими методами и какими " понятиями" решаются вопросы, которые в обществе должны решаться государством.

Поэтому, говоря о предмете административного права как отрасли, мы намеренно выделим следующие группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

отношения в системе " государство - общество - человек". Для этих отношений в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов, прежде всего исполнительной власти, и должностных лиц. Во многих случаях эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности;

отношения в системе не только государственной власти, прежде всего исполнительной, но и законодательной и судебной ветвей единой государственной власти;

спорным является вопрос о возможности административно-правовых отношений между гражданами. Традиционным считается, что возникновение подобных отношений невозможно по определению, что для них обязательным условием является наличие специального субъекта (органа или должностного лица исполнительной власти). Однако есть позиция, с которой мы солидарны: возникновение таких отношений между гражданами возможно, например, в случае, когда один гражданин требует от другого прекратить нарушение общественного порядка;

наконец, особую группу отношений, урегулированных административным правом, составляют отношения, условно говоря, благочиния, обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности. Эти отношения имеют специфику, и, на наш взгляд, было бы некорректно " растворять" их в системе общих отношений в сфере исполнительной власти.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. При этом особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы. Можно сколько угодно декларировать исключительность и важность положений конституционного и гражданского права, однако без системы, при которой декларативные положения названных отраслей станут претворяться в жизнь, и конституционные положения, и гражданско-правовые нормы останутся набором красивых деклараций.

В том случае, если, например, гражданин, намеренный продать свою квартиру, вынужден тратить дни в очередях и месяцы в ожидании документов, он вряд ли оценит все возможности, предоставленные ему гражданским оборотом. Если для реализации конституционного права на свободу передвижения гражданин должен обивать пороги государственных инстанций, ему будет сложно объяснить прямое действие норм Конституции РФ (принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.). А, кроме того, без государственного принуждения в случаях угрозы общественным отношениям все отрасли права оказываются беспомощными. Поэтому, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, административное право создает условия для того, чтобы общественные отношения не постигла энтропия. Отметим, что в этом административное право тесно связано с уголовным, с той лишь разницей, что административное право наказаниями призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в уголовные деяния. Яркий пример - установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения: карая нарушителей Правил дорожного движения, административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует уже уголовная ответственность. Эта особенность административного права позволяет ряду исследователей обоснованно называть его " смягченным уголовным правом". По сути, не будет преувеличением сказать, что административное право одновременно выполняет функции строителя и полицейского, призванного воплотить красивые замыслы иных отраслей права в реальность и защитить созданное от всяких посягательств.

Административное право - это право общества, переходящего от дикого средневековья, от жизни по " понятиям", как бы они ни именовались, к жизни по закону и справедливости. Не случайно, само понятие " правовое государство" определено немецкими учеными, занимавшимися разработкой полицейского права - предшественника современного административного права. Оно является одним из необходимых условий существования общества, претендующего на цивилизованность.

Предмет административного права определяет сферу правового регулирования данной отрасли, круг общественных отношений, которые упорядочиваются посредством административно-правовых норм. Метод же административного права характеризует способ воздействия отрасли на общественные отношения. Иными словами, предмет административного права отвечает на вопрос, что именно регулирует эта отрасль, в то время как метод объясняет, посредством каких приемов, способов, механизмов.

Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.