Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты социометрического исследования






 

Описание методики «Социометрия»

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый дошкольник должен иметь бланк с вопросами, которые задает психолог. Ребенок отвечает на них, а психолог заполняет бланк. Бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы». Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из своей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? (Назови имя этого ребенка.)

А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь?

Кому ты доверишь свою тайну?

Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Ход проведения

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, а психолог записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса имена трех человек, которым он отдает свой выборы. При этом первым указывается тот ребенок, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются имена тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы имена выбранных ребят могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса имена трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий детей, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого ребенка, который определяется по формуле:

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления:

7: 9 = 0, 78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Для нашего примера К = 60: 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды»;

«Предпочитаемые»;

«Принятые»;

«Непринятые»;

«Отвергнутые».

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

 

В нашем случае KB = (40: 60)х100% = 66, 7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

 

Социометрия – метод измерения социометрического статуса в группе был использован для определения положения ребёнка в межличностных отношениях, изучения структуры межличностных отношений.

Для изучения взаимоотношений в малых группах широко распространены формы социометрического метода. В результате социометрического эксперимента можно составить таблицу, из которой видно, насколько каждый ребенок группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его «социометрический статус». Дети, получившие в ходе эксперимента наибольшее число выборов, именуются «звездами». Это индивидуумы, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятностей. Но на практике в высшую группу относят обычно не всех, чей статус выше среднего, а только тех, кто получил значительно больше предпочтений.

Для определения социального статуса использовалась методика «социометрия». Уже в дошкольном возрасте существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

  • лидеры - дети, получившие в 2 раза больше выборов от среднего показателя (5-8 выборов);
  • предпочитаемые - дети, получившие 4-2 выбора
  • пренебрегаемые - дети, получившие не более одного выбора
  • аутсайдеры - дети, не получившие ни одного выбора.

В ходе исследования стало известно (рис.1), что в группе старших дошкольников 28% лидеров, 17% аутсайдеров, 22 % пренебрегаемых и 33% предпочитаемых детей. Обычно дети, являющиеся лидерами успешны в учебе и общительны, активны и авторитетны. Аутсайдеры же напротив, не пользуются успешностью у сверстников, большинство сверстников их просто не замечает, часто у таких детей нет друзей в классном коллективе. Пренебрегаемые дети также не являются популярными у сверстников, но все же имеют одного или несколько друзей. Предпочитаемые дети любимы в группе, но не пользуются тем авторитетом, которым пользуются лидеры. Часто популярные дети активны, позитивно настроены и достаточно успешны в учебе.

Рисунок 1 - Результаты социометрического исследования

Таким образом, было установлено, что в группе больше всего детей со статусом «пренебрегаемый» и меньше всего – со статусом «аутсайдер». Лидеров и предпочитаемых у дошкольников достаточно много, поэтому наше исследование актуально для выбранной группы, т.к. присутствуют все виды социометрического статуса.

 

 

Заключение

 

Таким образом, социометрия это широко используемый метод " измерения" социальной привлекательности внутри групп, изобретенный австро-американским психологом и психиатром Якобом Морено. Метод предполагает применение опросов, в которых респонденты выстраиваются в порядке " привлекательности" и " непривлекательности" товарищей по группе как соучастников, коллег, в целом либо в определенном виде деятельности. По результатам межличностных выборов выстраивается диаграмма, называемая социограммой и показывающая социометрических " звезд" и " отверженных", а также группы взаимной положительной оценки и социально " изолированные".

Проведенное социометрическое исследование позволило выяснить, что в группе старших дошкольников 28% лидеров, 17% аутсайдеров, 22 % пренебрегаемых и 33% предпочитаемых детей.

На основе полученных результатов были разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов по снижению уровня негативных психических состояний и повышению уровня ригидности, а также упражнения на сплоченность детей в группе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.