Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни представлений






1. Уровень узнавания. Ребенок сохранил представление о предмете лишь настолько, что может узнать его, повторно воспринимая изображенное.

2. Уровень вызванного (пассивного) воспроизведения – ответ на знакомые вопросы, какой-то толчок извне – ассоциация по схожести или смежности.

3. Уровень свободного, произвольного использования представлений. Сохранение осмысленных образов, их уточнение и дифференцирование дают возможность старшим детям использовать имеющиеся у них представления в игре, рисунках, рассказах.

4. Использование новых образов в творческой деятельности. Творческое воспроизведение – отдельные элементы включаются в новые сочетания, комбинации, таким образом создаются новые рисунки, фигуры.

 

Развитие образной памяти и воображения ребенка в течение дошкольного детства заключается в следующем:

1. Увеличивается объем представлений, которые сохраняются.

2. Представления становятся более осмысленными, четкими и дифференцированными; вместе с этим приобретают более обобщенный характер.

3. Представления становятся связными и системными. Могут быть объединены в группу, категорию, картину.

4. Увеличивается подвижность сохраненных образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разной ситуации.

5. Становясь осмысленными, представления все большее подчиняются управлению. Старшие дошкольники могут их произвольно вызывать и планировать. Воспроизводящее представление приобретает творческий характер.

4. Огромную роль в развитии дошкольника продолжает играть память на движения, или моторная память. На ее основе формируются навыки. У детей среднего и старшего дошкольного возраста некоторые движения и действия становятся навыками: ходьба, умывание, причесывание.

В дошкольном возрасте формируются многочисленные новые и разнообразные навыки: трудовые (в первую очередь, самообслуживание), учебные (движения карандашом, вырезание, наклеивание, сгибание), основные физкультурные навыки (шаг, бег, прыжки, лазание, ползание, повороты, ловля и бросание мяча), движения под музыку.

Для формирования навыка у малышей огромную роль играет показ, образец, которому дети 3 – 4 лет охотно подражают. Но стойкость такого заученного движения незначительна. С возрастом все большее значение приобретает словесная инструкция. Сначала она совмещается с показом, а затем опора на образец становится уже не нужной.

Сначала навыки и образы воспринятых предметов являются неустойчивыми, нечеткими. Ребенок делает много лишних движений (кривляется, показывает язык, поднимает плечи); многие мышцы, которая не принимают участия в выполняемой работе, очень напряженны, поэтому ребенок быстро устает, а действия, которые он выполняет, – неровные, разбросанные и медленные.

Лишь в результате многократных повторений остаются нужные движения, мускульное напряжение снижается. Очевидно, и в обучении ребенка движениям значительную роль могут сыграть представления движений, или идеомоторные акты.

5. Память ребенка характеризуется не только тем, что он запоминает, но и теми связями, на которые он опирается при сохранении воспринятого материала. У младших дошкольников большую роль играет случайные, внешние связи, которые образуются между частями воспринятого содержания. (3 – 4-летние дети передают не содержание спектакля, а просто дословно повторяют, кто, что и когда говорил; спрашивают, почему дядя не взял с собой зонтик (в прошлый раз он приходил с большим черным зонтиком). Ребенок не раскрыл существенную связь, ассоциировал зонтик с человеком только на основе смежности двух объектов во времени и пространстве). Такую память ошибочно называют механической и многие психологи считают ее свойственной маленьким детям. Однако здесь допускают 2 существенные ошибки. Во-первых, хоть устанавливаемые ребенком связи не существенные, а внешние, случайные, они образуются не механически, а в процессе активного восприятия сложного для детей материала; во-вторых, ребенок даже младшего дошкольного возраста может запомнить некоторое содержание, опираясь на смысловые, логические связи, если он понимает то, что запоминает.

Но поскольку обнаружить существенное в сложном явлении (спектакль, рассказ) маленькому ребенку трудно, он запоминает ряд событий, слова, картины так, как их слышит или видит. Если воспитатель не будет учить детей дошкольного возраста выделять содержание и передавать главное в увиденном и услышанном, дети долго не сумеют овладеть логической памятью.

Развитие словесно-смысловой памяти непосредственно влияет на смену процесса представления. У старших дошкольников постепенно слабеет потребность использовать наглядную, конкретную опору для воспроизведения или создания новых образов. Логическое запоминание, мышление и творческое воображение старших дошкольников выявляется в разной форме словесного творчества.

Роль деятельности детей в запоминании материала. Для запоминания и воспроизведения существенное значение имеют способы запоминания и условия. З.М. Истомина изучала непроизвольное, непосредственное запоминание детьми-дошкольниками слов в 4 видах деятельности: в сюжетной игре, в трудовых поручениях, при слушании рассказа, в условиях лабораторного опыта. Вывод: количество слов, которые запоминаются непроизвольно, регулярно растет с возрастом детей во всех видах деятельности. Наиболее эффективным является слушание рассказа (кроме 3-летних детей), наименее эффективным для детей любого возраста является запоминание в лабораторных условиях.

6. До конца дошкольного периода ребенок усваивает начальные формы управления своей памятью. Доказано исследованиями З.М. Истоминой: производительность запоминания резко возрастет, если у детей создана установка на запоминание (уже у младших дошкольников).

В развитии произвольной памяти припоминание проявляется раньше, чем запоминание. Объем, точность и длительность хранения преднамеренно удержанного в памяти содержания зависят от тех мотивов, которые побуждают ребенка к волевому усилию.

Количество преднамеренно удержанных в памяти слов и их произвольное воспроизведение возрастает в 2 – 3 раза в условиях игровой деятельности, чем в лабораторных условиях. При этом процесс запоминания приобретает умственную направленность и организованность.

Процесс произвольного запоминания и припоминания значительно облегчает опора на рисунки и другие наглядные пособия, с которыми дети связывают слова, которые запомнят.

Наибольшее значение для запоминания имеет активность детей. Если перед ребенком поставлено интересное и понятное задание, количество слов, удержанных в памяти, резко возрастает, и эти слова сохраняются в памяти дольше, чем при их многоразовом механическом повторении (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, Е.В. Гордон, З.М. Истомина).

Расширение объема памяти, увеличение точности и прочности запоминания, возникновения умения запоминать содержание, произвольно хранить в памяти и вариативно, творчески использовать сохраненные впечатления влияют на все виды деятельности детей (игру, рассказ, рисунки) и их повседневное общение с одногодками и взрослыми. Все большую роль начинает играть личный опыт ребенка и в частности усвоение специальных приемов и способов запоминания, воспроизведения и припоминания заучиваемого материала.

Выводы:

1. Память ребенка определяется большой пластичностью, которая создает благоприятные условия для быстрого пассивного запоминания материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает выборочный характер: ребенок лучше и на более длительный срок запоминает, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.

2. Развитие ребенка проявляется в том, что:

а) увеличивается объем запоминаемого;

б) растет полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

в) продолжается скрытый (латентный) период;

3. Содержанием памяти ребенка являются образы ранее воспринятых предметов, выполненных движений и действий, пережитых чувств. Начиная со второго года жизни ребенок помнит слова, потом целую цепь слов. Позже содержанием памяти становятся не только слова, но и мысли.

4. Развитие памяти ребенка повышает возможность развития его представлений. Угаданный заранее результат собственного действия является началом развития воображения. Воображение дошкольников формируется на основе подражания и собственной активности, оно является фрагментарным, воспроизводящим и диффузным. В процессе развития деятельность непроизвольного воображения, которая выступает у дошкольников в первую очередь в игре и практических действиях, освобождается от этой опоры. Старшие дошкольники произвольно оперируют словесно оформленными образами, которые приобретают все более обобщенный и связный характер. Для сохранения смыслового образа особенное значение имеет слово, которым он назван.

5. В процессе общего развития память ребенка становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Это обеспечивает возможность самостоятельной разнообразной деятельности ребенка и более активное включение в разные виды общения с ровесниками и взрослыми. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.

6. Деятельность памяти изменяется также в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка, произведения или построения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.