Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация профессиональной деятельности






(методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой.

ОБРАБОТКА. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ> ВПМ> ВОМ и ВМ=ВПМ> ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА. Данная методика позволяет определить, на какой ступени мотивационной лесенки находится исследуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина – профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства.

ИНСТРУКЦИЯ К ТЕСТУ. Оцените, пожалуйста, приведенные ниже утверждения. Вам необходимо обвести букву, соответствующую вашему ответу. Если вы всегда делаете то, что написано в утверждении, то обведите букву В, если вы поступаете так не всегда, но часто, то обведите букву Ч, если вы считаете целесообразным ответить «не очень часто», то обведите буквы НОЧ, если вы так поступаете редко, то обведите букву Р, если вы этого не делаете никогда, то обведите букву Н.

Тестовый материал

1. Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей. (НОЧ)

2. Жду с нетерпением ситуаций общения с ребятами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в школьных условиях. (Ч)

3. Считаю, что лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно и не переписывать, на семинарах стараюсь не выступать. (Р)

4. Останавливаюсь и читаю материал, представленный в методическом разделе, только тогда, когда получаю задание от преподавателя, особого интереса материал у меня не вызывает. (Р)

5. Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии. (Р)

6. Обращаю внимание на педагогические ситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты. (Р)

7. Делаю выписки (по возможности и вырезки) из журналов и газет о работе школ и учителей, о проблемах современной молодежи. (Р)

8. Читаю «Учительскую газету», другие педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотечку из них. (Р)

9. Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение педагогической литературы время и средства не трачу. (Ч)

10. Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов только в часы, отведенные на педпрактику. (Р)

11. Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе; стараюсь при этом кое-что записать (НОЧ).

12. Принимаю участие в организационных беседах с учителями только тогда, когда требует руководитель педпрактики (Р).

13. Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг (Ч).

14. Люблю работать с педагогической и психологической литературой в читальном зале, в библиотеке, дома в свободное время, люблю решать педагогические задачи (Р).

15. К семинарским и практическим занятиям делаю, прежде всего, то, за что надо отчитаться (что будут проверять) (Р).

16. Обложку педагогического реферата стараюсь оформить красиво (по крайней мере, аккуратно), так как считаю, что это показывает мое прилежание, мое лицо (Ч).

17. Соглашаюсь выступать на педагогическом кружке, на конференции (Ч).

18. Проявляю любопытство в работе с классом моих товарищей по группе, которые неважно учатся (Ч).

Обработка и интерпретация результатов:

• ответ «всегда» оценивается 5 баллами,

• ответ «часто» – 4 баллами,

• ответ «не очень часто» – 3 баллами,

• ответ «редко» –2 баллами,

• ответ «никогда» – 1 баллом.

Ключ к тесту.

2+8+14 = профессиональная потребность;

5+11+17 = функциональный интерес;

1+7+13 = развивающаяся любознательность;

7+10+16 = показная заинтересованность;

6+12+18 = эпизодическое любопытство;

3+9+15 = равнодушное отношение.

Оценка уровней профессионально-педагогической мотивации (ППМ)

11 и более баллов – высокий уровень ППМ;

10-6 – средний уровень ППМ;

5 и менее – низкий уровень ППМ.

Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана.

ВМ = (5 + 3)/2 = 4

ВПМ = (4 + 4 + 2)/3 = 3, 3

ВОМ = (3 + 2)/2 = 2, 5

ВМ> ВПМ> ВОМ = 4> 3, 3> 2, 5

Высокая внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация и низкая — внешняя отрицательная. Чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность.

Результаты самооценки профессионально-педагогической мотивации (адаптировано Н.П.Фетискиным)

4+2+2=6 профессиональная потребность;

2+3+4 = 9 функциональный интерес;

3+2+4 = 9 развивающаяся любознательность;

2+2+4 = 8 показная заинтересованность;

2+2+4 = 8 эпизодическое любопытство;

2+4+2 = 8 равнодушное отношение.

Результаты самооценки показали, что профессионально-педагогические мотивации находятся на высоком и среднем уровне, что дает формировать и развивать мою профессиональную деятельность, а также овладевать основами педагогического мастерства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование влияния использования активных методов обучения на формирование профессиональных компетенций участников образовательного процесса можно считать законченной. В данной работе представлены итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях.

Цель, поставленная в начале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практической деятельности. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Совместно со студентами подробно проработаны основные разделы работы ресурсного центра для развития ремесленничества на территории Томской области. При активном вовлечении студентов в процесс обучения (не субъектный подход) студенты очень живо участвуют в постановке целей и задач, обсуждении проблем и т.п.

В вузе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. – М.: Знание, 1980.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1995.

3. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Волкова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика. 0 М.: Просвещение, 1981. – 20 с.

4. Бабушкина О.В. Формирование территориально-производственных комплексов и особенности развития системы профессионально-технического образования рабочих в регионе // Особенности формирования и развития территориально-производственных систем Урала. Свердловск, 1981.

5. Социально-организационные основы развития ремесленничества в России: сб. науч. ст.; науч. ред. Т.Л. Александрова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 122 с.

6. Беспалько В.П. Педагогика и ее профессиональные технологии обучения. – М., 1995. – 336 с.

7. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. – М.: Педагогика, 1989. – С. 224‑ 233.

8. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука с СССР. – Т. 1. – М., 1959. – С. 441‑ 469.

9. Груденев Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.: Педагогика, 1987.

10. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. – М., 1985. – 299 с.

11. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: АПН РСФСР, 1957.

12. Ерофеев Н.Ю. Анализ урока и профессиональная деятельность учителя // Завуч. – 2000. – № 1.

13. Журавлев В.И. Педагогика и философия: новые аспекты связи // Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990. – С. 105‑ 119.

14. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. – 156 с.

15. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь // Хрестоматия по педагогике. – Ч. I. – Барнаул: БГПУ, 1999. – С. 52‑ 55.

16. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

17. Лобанова С.Н. О состоянии учебно-ремесленной мастерской // Перм. зем. неделя. 2010. № 32.

18. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

19. Методика трудового обучения с практикумом / Под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

20. Неугодникова Н.Н., Колесников П.О., О результатах исследования хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность на территории томской области / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск - 2012

21. Сухотин А.К. Методологические приоритеты в подготовке научного исследователя // Комплексная подготовка педагога-исследователя. – Томск: ТГПУ, 2001. – С. 8‑ 48.

22. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Советская педагогика. – 1992. – № 7‑ 8. – С. 17‑ 25.

23. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методический анализ) // Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993. – С. 10‑ 200.

24. Яковлев Н.Н., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.