Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоанализ проведенного урока






Тема урока: Выбор методов обучения.

Занятие началось вовремя. Группа к занятию готова. У всех учащихся есть тетради и ручки. Закончилось занятие вовремя.

Учебный материал, довольно трудный для запоминания, излагался доступно. Теория и практика дополняют друг друга. Характер воспитательного воздействия заключается в воспитании человека разносторонне развитого, образованного в разных сферах. Студенты прибывают в возбужденном состоянии, отвлекаются. Неоднократно были сделаны замечания отдельным студентам. Внимание между всеми учениками распределено равномерно. На протяжении урока велось взаимодействие с группой, задавались вопросы, раздавался наглядный материал. Все монологи эмоционально окрашенные. Речь выразительная, не торопливая.

Время, отведенное на контроль знаний, изучение нового материала распределено целесообразно. Учащиеся более активно воспринимают практический материал.

Классная доска использовалась для записи основных моментов лекции. Количество записей среднее. На отдельных этапах занятия выделяется главное и обращается на это внимание всей аудитории. В конце урока подводятся итоги и делаются выводы. Уровень трудности материала выше среднего. Вся информация посильна для понимания. Поставленные оценки заслужены и объективны. Уровень знаний и степень понимания учебного материала учащимися средняя.

В системе уроков по теме «Методы обучения» урок занимает свое запланированное итоговое обобщающее место. Намеченный план урока выполнен. Воспитательный и образовательный уровень урока средний.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Нетрадиционный урок по теме:

«Разработка модели работы ресурсного центра ремесленничества

в Томской области»

 

Выполнила: студентка 1101М гр.

 

Неугодникова Наталья Николаевна

 

 

Томск-2012

Тема урока: «Разработка модели работы ресурсного центра ремесленничества в Томской области»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: деловая игра

Цель урока: Разработать модель работы ресурсного центра ремесленничества в Томской области на базе ТГПУ. Определить основные направления деятельности учебно-методического центра.

Задачи урока:

Образовательные – обучить формированию навыков постановки и определения основных задач и путей их решения.

Воспитательные – воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы, творческое отношение к поставленным задачам, стремление доводить свою работу до конца.

Развивающие – развить творческий потенциал, активизировать мыслительную деятельность, развивать способность применять полученные знания и умения в творческой деятельности.

Методы обучения: игра и беседа, объяснительно-иллюстративный инструктаж, демонстрация презентации, практическая работа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, канцелярские принадлежности, карточки для деления группы на команды.

Ход урока:

- организационный момент.

- приветствие.

- проверка явки студентов (заполнение журнала).

- проверка готовности студентов к уроку.

Совсем недавно мы с вами обсуждали одну из довольно важных тем развития предпринимательства на территории Томской области. Нами определены основные проблемы развития данной области и пути их решения. И сегодня мы с вами можем поучаствовать в формировании и восстановлении данного сектора экономики региона. А именно в создании и разработки программы работы учебного- методического центра развития ремесленничества.

Но для начала еще раз вспомним, какие проблемы нами были выявлены.

На интерактивную доску выводятся выявленные в процессе беседы проблемы и пути их решения:

Проблемы:

· неустойчивый спросом на продукцию и услуги ремесленничества;

· несовершенство налоговой системы;

· разобщенность ремесленничества, вытекающей из индивидуального характера труда;

· отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченностью кредита;

· недостаток у ремесленников экономических, юридических и прочих знаний, необходимых для участия в рыночных отношениях.

· Большое количество административных барьеров

· Проблема кадрового потенциала

Пути решения:

1. увеличение кадрового потенциала в области ремесленного производства Сибирского региона

2. развитие туристической деятельности в Сибирском регионе

3. внедрение нового содержания, новых образовательных технологий в учебный процесс для разных возрастных групп населения

4. активное вовлечение молодежи в сохранении, возрождении и развитии ремесленного производства Сибири

5. популяризация опыта и традиций народных художественных промыслов и ремесел Сибири

6. создание новых ремесленных предприятий малого и среднего бизнеса, дополнительных рабочих мест

7. создание новых организационных форм — специальных школ-студий, творческих лабораторий, экоцентров по возрождению народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования, в том числе и малодоступных населенных пунктах Сибирского региона

8. развитие деловых, торгово-экономических и культурных связей Сибирских ремесленников, ремесленников России и за ее пределами.

Как мы помним, нами была разработана модель своеобразного ресурсного центра, способного локализовать и решить существующие проблемы, которая выглядит следующим образом (схема выводится на экран)

Сегодня каждому из Вас предстоит стать специалистом ресурсного центра и поучаствовать в составлении самой настоящей программы работы данного центра.

Но для начала необходимо определиться с основными направлениями работы ресурсного центра.

Практическая работа:

На каждую из приведенных проблем студентами называются задачи работы ресурсного центра. Совместно и педагогом составляется правильная формулировка, после чего задачи заносятся в список на интерактивную доску.

Перечень данных задач представлен следующими аспектами:

1. сбор и обработка информации, предоставляющей интерес для мастеров и предприятий народных художественных промыслов в области инновационных технологий обработки современных материалов, патентных разработок на изобретения приспособлений и оборудования для сферы малого бизнеса

2. создание интернет-сайта об истории, культуре, традициях народных художественных промыслов и ремесел Сибири, тематических CD дисков

3. проведение научно-исследовательской работы по заказу музеев Сибирских регионов по описанию, систематизации, каталогизации этнографических коллекций народных художественных промыслов

4. создание коллекций образцов изделий декоративно-прикладного творчества народов Сибири

5. исследования хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленную деятельность на территории Сибири

6. определение видов ремесленнической деятельности Сибирского региона

7. изучение традиционных технологий, применяемых в ремесленнической деятельности народов Сибири

8. изучение рынка сбыта изделий ремесленничества

 

Отлично, основные направления работы определены, для выполнения следующего задания необходимо будет разделиться на группы.

У вас на столах лежат карточки, с помощью которых вам предстоит разбиться на 3 группы – те, чьи карточки красного цвета могут проходить на правый стол, те, у кого карточки синего цвета – проходят за левый стол, ребята, имеющие желтые карточки могут расположиться за столом посередине.

Итак, у нас определены 3 рабочие группы, каждая из которых представляет собой структуру будущего ресурсного центра.

Вам предлагается подумать, какие же специалисты необходимы для работы ресурсного центра и для чего. И выбрать для себя данные должности.

Студенты совещаются, после чего предлагают по несколько должностей для каждого из секторов ресурсного центра, определяют необходимость данных должностей.

По итогам работы студентов определены следующий кадровый состав сегментов ресурсного центра:

Таблица 5

Учебно-методический центр Бизнес-инкубатор Консультационный центр
Специалист по учебно-методической работе Бизнес-тренер Специалист по маркетингу
Методист Кураторы бизнес-проектов Специалист по внедрению бизнес-идей
Специалист по апробированию и внедрению образовательных программ Бизнес - команды (имеющие своего руководителя и определенную структуру внутреннего взаимодействия) Бухгалтер – экономист
Привлеченные и штатные преподаватели   Специалист - технолог
Опытные мастера-ремесленники   Специалист по контролю качества

 

Теперь вам вновь необходимо обратить свое внимание на карточки, выданные в самом начале занятия. На них изображены различные виды ремесленничества.

Вам необходимо разделиться на новые рабочие группы, но уже по видам ремесленничества, распространенным на территории Томской области.

Студенты делятся на 6 рабочих групп. В рамках работы групп предлагается продумать мероприятия по реализации заявленных задач.

По итогам обсуждения студентами были предложены следующие мероприятия:

1. организация и проведение научных, творческих и образовательных семинаров, тренингов, мастер-классов по вопросам народных художественных промыслов Сибири для разных возрастных групп населения, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся ПТУ и общеобразовательных школ, воспитанников дошкольных учреждений

2. организация и проведение ежегодных конкурсов, например, на лучшую научно-исследовательскую работу, лучшую публикацию в средствах массовой информации, лучший эскиз, дизайн-проект, опытный образец сувенирной продукции (бренд региона) с целью тиражирования в производстве

3. участие в выполнении грантов разного уровня, конкурсах бизнес - проектов.

4. организация детско-юношеских этнографических летних лагерей по видам народных художественных промыслов Сибирского региона

5. организация научно-экспедиционных практик в районы Сибирского региона с традиционным бытованием народных промыслов с целью выявления носителей традиций

6. организация и участие в российских и международных научно-практических конференциях, симпозиумах, форумах по проблемам национального традиционного искусства, а также программах обмена опытом.

Сегодня мы с Вами выполнили огромную работу по созданию программы работы ресурсного центра по поддержке ремесленничества на территории Томской области. Все этапы нашей работы отражают каждый из пунктов основного содержания программы работы, поэтому старт положен, и я очень надеюсь, что совсем скоро этот ресурсный центр сможет похвастаться первыми плодами своей работы.

Спасибо Вам за работу, до встречи.

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Уборка рабочих мест учащимися.

Окончание урока.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Беседа на научно-популярную тему:

«Проблемы современного ремесленничества на территории Томской области»

 

Выполнила: студентка 1101М гр.

 

Неугодникова Наталья Николаевна

 

Томск-2012

Тема беседы: «Проблемы современного ремесленничества на территории Томской области»

Задачи урока:

Образовательные – формирование умений выделять проблемы, выстраивать пути решения.

Развивающие – развивать творческую и познавательную активность.

Воспитательные – способствовать сформированности суждений, самостоятельности мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Методы обучения: беседа, рассказ, видео показ.

План беседы:

1. Беседа о важности ремесленничества как субъекта экономики.

2. Беседа о существующих проблемах ремесленничества. Определение основных из них.

3. Определение основных путей решения данных проблем.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Подведение итогов.

Во многих субъектах Российской Федерации в настоящее время серьезное внимание уделяется идее становления и возрождения ремесел и народных промыслов, как ветви малого предпринимательства и полноправного сектора экономики, возвращения ремесленничеству соответствующего престижа и социального статуса, формирования в общественном сознании образа ремесленника, как работника, мастера и отечественного производителя товаров и услуг. Сибирский регион является одним из исторически признанных центров народных художественных промыслов в стране, что обуславливает важность данного вида деятельности для социально-экономического развития Сибири в целом.

Территория Сибири является местом традиционного бытования следующих видов народных художественных промыслов: художественная обработка дерева и бересты; художественная обработка металла; художественная ручная вышивка; ручное изготовление кукол в народных костюмах, лозоплетение; бандарное, гончарное, кожевенное, скорняжное ремесло; войлоковаляние, ткачество и вязание, плетение из травы и лоскутное творчество.

Однако, на современном этапе ремесленничество сталкивается с целым рядом барьеров в своем развитии. Возрождение ремесленничества в современной России– сложная социальная проблема, не привлекшая пока, к сожалению, достаточного внимания научной общественности. Это происходит, скорее всего, потому, что процессы становления ремесленничества носят латентный характер.

Исследование ремесленничества в современной современной его состоянии выявило наличие противоречивой ситуации.

С одной стороны, в России уже имеются формальные предпосылки для его успешного развития. На уровне субъектов РФ приняты соответствующие законы и подзаконные акты о поддержке ремесленных предприятий. В большинстве регионов создана необходимая инфраструктура в виде ремесленных палат, объединений и ассоциаций ремесленников. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития ремесленничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях государственных деятелей, политиков, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое состояние ремесленничества оценивается представителями всех заинтересованных сторон как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере РФ значительно отстает от развитых стран, где ремесленничество приносит около четверти национального дохода и от 20 до 30% промышленного производства охвачены ремесленничеством. В России до сих пор не приняты федеральные законодательные акты о ремесленничестве, которые бы регулировали социально-правовые и экономические стороны этой деятельности. Прямое следствие этого – отсутствие единого определения ремесленничества.

На сегодняшний день в стране существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большинство из этих субъектов ремесленной деятельности не в состоянии в условиях рынка сохранять стабильное положение и не обладают достаточными конкурентными возможностями по сравнению с иными формами предпринимательства. Это обусловлено следующими причинами:

- неустойчивым спросом на продукцию и услуги ремесленничества;

- несовершенством налоговой системы;

- разобщенностью ремесленничества, вытекающей из индивидуального характера труда;

- отсутствием достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченностью кредита;

- недостатком у ремесленников экономических, юридических и прочих знаний, необходимых для участия в рыночных отношениях.

К сожалению, в РФ нет какого-либо статистического учета по ремесленным предприятиям, и это связано не только с тем, что нет четкого определения границ этой сферы деятельности, но и с «теневым» характером данного явления. Так, многие из ремесленников предпочитают оказывать услуги и производить товары, не регистрируя свой бизнес. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы учета ремесленных предприятий и оценки рынка ремесленных товаров. Данное обстоятельство обусловливает необходимость проведения целевых социально-экономических исследований по различным аспектам развития ремесленных предприятий как важного сектора современной рыночной экономики.

Представляется, что применительно к ремесленным предприятиям актуальны вопросы снижения административных барьеров и повышения эффективности экономических методов государственного регулирования. Для этого необходимы изменение налогового законодательства в части предоставления льгот ремесленным предприятиям, и реализация системы мер по оказанию консультационных, информационных, образовательных услуг, предоставлению помещений в аренду, а также поддержка в продвижении на рынок продукции ремесленных предприятий и помощь в самоорганизации ремесленников.

Особое значение для развивающейся сферы ремесленных предприятий в РФ приобретают вопросы профессиональной подготовки ремесленников.

На сегодняшний день подготовка кадров в системе профессионального образования в большей степени ведется по старым узким технологиям образования, ориентированным, прежде всего, на крупное промышленное производство. Подготовка же ремесленника, кроме того что она должна осуществляться в рамках выбранной специальности, требует от выпускника образовательного учреждения широких экономических и педагогических знаний.

Также следует отметить, что в настоящее время большинство ремесленников, подготовленных в специализированных учебных заведениях, не реализуют в полной мере заложенный ремесленный потенциал. Тем самым снижается эффективность как образовательного процесса, так и финансовых средств, инвестированных в обучение ремесленников. Это, прежде всего, связано с отсутствием структур, которые оказывали бы помощь в трудоустройстве выпускников, а также прививали культуру ремесленного производства на этапе стажировки молодого специалиста.

Студенты по очереди называют озвученные основные проблемы, выявленные в процессе беседы на научно-популярную тему. Основные из этих проблем фиксируются на интерактивной доске.

Таким образом, к основным проблемам мы с вами отнесли:

· неустойчивый спросом на продукцию и услуги ремесленничества;

· несовершенство налоговой системы;

· разобщенность ремесленничества, вытекающей из индивидуального характера труда;

· отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченностью кредита;

· недостаток у ремесленников экономических, юридических и прочих знаний, необходимых для участия в рыночных отношениях.

· Большое количество административных барьеров

· Проблема кадрового потенциала

Все обозначенные проблемы требуют современного подхода в их решении.

У вас на столах лежат карточки, с помощью которых вам предстоит разбиться на 2 группы. Принцип деления, конечно, по форме карточек.

Вам предлагается определить пути решения данных проблем, на то, чтобы посовещаться в группах у вас есть 3 минуты, после чего мы сможем составить общий перечень возможных путей решения.

Группы совещаются, после чего участники групп по очереди называют возможные, по их мнению пути решения.

Все они заносятся в список предложений на интерактивной доске.

Таким образом, основными направлениями деятельности региона в сохранении национального культурного наследия коренного населения Сибири можно выделить:

1. увеличение кадрового потенциала в области ремесленного производства Сибирского региона

2. развитие туристической деятельности в Сибирском регионе

3. внедрение нового содержания, новых образовательных технологий в учебный процесс для разных возрастных групп населения

4. активное вовлечение молодежи в сохранении, возрождении и развитии ремесленного производства Сибири

5. популяризация опыта и традиций народных художественных промыслов и ремесел Сибири

6. создание новых ремесленных предприятий малого и среднего бизнеса, дополнительных рабочих мест

7. создание новых организационных форм — специальных школ-студий, творческих лабораторий, экоцентров по возрождению народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования, в том числе и малодоступных населенных пунктах Сибирского региона

8. развитие деловых, торгово-экономических и культурных связей Сибирских ремесленников, ремесленников России и за ее пределами.

Для осуществления данных направлений деятельности возможно формирование ресурсного центра, единой площадки для молодого поколения, опытных ремесленников, предпринимателей, научных специалистов. Такой центр способен решить и выполнить целый ряд мероприятий, способствующих возрождению, укреплению традиционного ремесленничества в Томской области.

Ресурсный центр может включать в себя методический, учебный и консультационный центры и бизнес-инкубатор. Схему данного взаимодействия предстоит разработать вам самостоятельно. По итогам обсуждения студентами предложена следующая схема работы ресурсного центра.

 
 

 


 

Рис. 2 Схема организации ресурсного центра.

Идея создания ресурсного центра определяет перспективные направления развития ремесленного производства в Томской области и является оптимальным решением существующих на данный момент проблем ремесленничества.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Внеклассное мероприятие по теме:

«Места бытования традиционных народных промыслов на территории Томской области»

 

Выполнила: студентка 1101М гр.

 

Трофимова Кристина Владимировна

 

Томск-2012

Тема: «Места бытования традиционных народных промыслов на территории Томской области»

Форма проведения: урок – экскурсия

Задачи:

образовательные – знакомство с традиционными художественными промыслами, бытующими на территории Томской области.

воспитательные – воспитать эстетическое и нравственное воспитание.

развивающие – развить умение анализировать и обобщать информацию.

Оборудование: фотоаппарат, видеокамера.

Ход экскурсии:

1. Подготовка учителя и учеников к экскурсии.

2. До экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности и правила поведения в общественных местах.

3. Также проведена вводная беседа по следующим вопросам:

Какие художественные промыслы вы знаете?

Какие из них по вашему мнению имеют отношение к Томской области?

Много ли ремесленников на территории Томской области?

Перечислите имена известных вам ремесленников.

Выход на экскурсию к изучаемым вопросам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия.

По приходу в областной художественный музей даются распечатанные задания:

1. Обратить внимание на название видов ремесленничества

2. Какие из них вам не знакомы, что они обозначают

3. Обратить внимание на материалы, из которых выполнены модели

4. Какие из видов ремесленничества наиболее распространены в Томской области? Почему?

5. Сфотографировать понравившиеся изделия

 

Подведение итогов экскурсии

После экскурсии предлагается обобщающая беседа, в ходе которой ученики делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:

Что мы сегодня наблюдали?

Что нового узнали?

Где были на экскурсии?

Что вас впечатлило больше всего?

Какие виды ремесленничества вам не известны были ранее?

Какие авторы Вам понравились больше всего?

 

Вывод: участники экскурсии познакомились с существующими видами ремесленничества, имеют представлении е о местах бытования народных художественных промыслах и особенностях их территориального распределения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.