Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повседневное наблюдение за работой учащихся.






Этот метод позволяет составить мнение учителя о том, как ведет себя ученик, как он усваивает изучаемый материал, какая у него память, самостоятельность … У учителя за определенный период времени накапливается фактический материал об ученике, позволяющий более объективно подходить к оценке его ЗУН.

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уточненный). Этот метод наиболее распространенный при проверке и оценке знаний. сущность его: учитель ставит вопросы по содержанию учебного материала, побуждая к ответам и выявляя качество и полноту усвоения учащимися знаний.

Будучи эффективным, этот метод применяется часто, но у него есть и недостатки: с его помощью можно опросить весьма ограниченное количество учащихся (4-5 человек). Поэтому на практике используются различные его модификации.

Фронтальный устный опрос. Сущность его в том, что учитель расчленяет учебный материал на более мелкие части для проверки знаний большего числа учащихся. Его иногда еще называют беглым, но он не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Уплотненный опрос. Сущность его в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4-5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на карточках. Опрос называется уплотненным потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает письменные ответы, выставляя за них оценки. Тем самым он уплотняет время.

Уплотненный опрос привел к появлению методики письменной проверки знаний, когда учитель за 10-12 минут проверяет знания класса, проверяя письменные ответы. Иногда такие опросы называют «летучками».

Контрольные работы. Сущность этого весьма эффективного метода проверки и оценки знаний состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку ЗУН учащихся. При этом соблюдаются дидактические требования:

­ первое: контрольную работу (КР);

­ второе: за 1-2 недели предупредить о времени предстоящей КР и провести подготовку к ней: консультировать, проводить т.н. предупредительные проверочные работы, т.е. репетиции будущей КР;

­ третье: содержание КР должно охватывать основные положения изученного материала и включать вопросы на сообразительность и творчество;

­ четвертое: при проведении КР необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися заданий, не допуская подсказок и списывания. Это можно делать без нервов, подготовив различные варианты для всех или размещая учащихся за отдельными столами, …;

­ пятое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать задания; проводить анализ КР, допущенные ошибки, …

Проверка домашних заданий. Она позволяет оперативно контролировать систематичность работы ученика, качество усвоения учебного материала, наличие пробелов в знаниях…

Программированный контроль. Сущность его в том, что учащимся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3-4 ответа, где правильный только один. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

4.4. закрепление знаний учащихся.

Задать по пройденной теме:

- О каких методах обучения Вам стало сегодня известно?

- Для чего они применяются?

4.5. Выдача домашнего задания: Повторить изученные методы обучения.

4.7. подведение итогов практического занятия и выставление оценок.

4.8. окончание урока.

 

План – конспект занятия №4

Тема: Выбор методов обучения.

1. Цель урока: Научить учащихся правильно подбирать методы обучения в зависимости от образовательных целей и задач обучения.

2. Задачи урока:

обучающая – способствовать формированию знаний о различных методах обучения и необходимости их применения.

воспитывающая – способствовать развитию самостоятельности в процессе выбора методов обучения.

развивающая – способствовать развитию творческого мышления.

3. Методическое обеспечение урока: учебно-методический кабинет, презентация Power Point.

4. Ход урока:

4.1. организационный момент.

4.1.1. приветствие.

4.1.2. проверка явки учащихся (заполнение журнала).

4.1.3. проверка готовности учащихся к уроку.

4.2. проверка домашнего задания.

- Какие методы обучения были изучены нами ранее?

4.3. изложение учителем нового материала.

Выбор того или иного метода – явление не случайное. Только человеку, далекому от обучения, может показаться, что учитель выбирает методы как ему заблагорассудится. В действительности у него мало свободы в определении путей достижения целей. Многие причины и возможности ограничивают диапазон выбора; часто педагогу остаются считанные способы эффективной работы.

Генеральная часть и конкретные задачи «задают» группу методов, пригодных для достижения цели; далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом реализовать познавательный процесс, определенным образом упорядочивая деятельность и умело пользоваться методами, способами и приемами обучения. Существует много причин, влияющих на выбор методов (табл. 6.4), но все они так или иначе связаны со следующими общими условиями:

1) закономерности и принципы обучения;

2) содержание и методы определенной науки вообще, предмета и темы изучения в частности;

3) цели и задачи обучения;

4) учебные возможности детей;

5) внешние условия (географические, …);

6) возможности учителей (опыт, уровень подготовленности).

Факторы, причины, влияющие на выбор метода. (Табл. 4)

Таблица 4

Фактор Влияние фактора Место фактора
Цель обучения. Уровень, который нужно достичь 0, 9  
Уровень мотивации обучения 0, 86  
Реализация закономерностей и принципов обучения 0, 84  
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать 0, 8  
Количество и сложность учебного материала 0, 78  
Уровень подготовленности учащихся 0, 70  
 
Активность и интерес учащихся 0, 65  
Возраст и работоспособность учащихся 0, 62  
Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость 0, 6  
Время обучения 0, 55  
Материально-технические, организационные условия обучения 0, 50  
Применение методов (на предыдущих уроках) 0, 40  
Тип и структура занятий 0, 38  
Взаимоотношения между учителем и учащимися 0, 37  
Количество учащихся в классе 0, 36  
Уровень подготовленности учителя 0, 15  
       

Методы обучения выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения. Выбор их, на первый взгляд, с формальной точки зрения не кажется чем-то сложным. Имеется некоторое множество методов и множество условий, в которых они применяются. Значимость этих множеств известна. Но кроме методов и условий в реальном обучении действуют случайные причины, влияние и направленность которых невозможно предвидеть. Ими обычно стараются пренебречь, но нельзя не помнить, что именно они часто обуславливают надежность прогностических выводов.

Задачи оптимизации методов однозначна: из имеющейся совокупности методов необходимо пользоваться теми, которые обеспечивают максимальную эффективность обучения по существующим критериям.

Вот некоторые меры, позволяющие учителю оптимально выбирать

методы обучения:

1) организация самообразования учителей по овладению арсеналом методов обучения;

2) обязательный анализ учителем эффективности применения методов обучения после каждого урока;

3) овладение учителем технологии работы на персональном компьютере, т.к. электронный мозг, фильтруя методы сквозь сито конкретных условий, способен обеспечить выбор оптимального метода.

4.4. Практическая работа:

4.4.1. водный инструктаж:

- Студентам выдаются карточки с названием основных этапов урока (краткие планы проведения урока). Студентам предлагается привести для каждого из этапов урока по методу обучения. Работа выполняется на листах, после выполнения сдается преподавателю.

4.4.2.самостоятельная работа учащихся с заданием.

4.4.3. текущий инструктаж. Педагог напоминает учащимся о принципе выполнения заданий.

4.4.4. заключительный инструктаж:

- анализ хода и результаты выполненных практических работ;

- анализ причин допущенных ошибок при работе;

4.5. выдача домашнего задания:

- Подготовка учителя к учебному году. Рабочие учебные программы по дисциплинам.

4.6. подведение итогов лекции и выставление оценок.

4.7. окончание лекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.