Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование внешней трудовой миграции. Экономические последствия миграции рабочей силы.






 

Миграционная политика государства – это политика регулирования въезда и выезда из страны, использования иностранной рабочей силы, предоставления и лишения гражданства.

Каждая страна самостоятельно определяет свою миграционную политику. Она обеспечивается различными нормативными актами и государственными органами в области миграции рабочей силы.

Миграционную политику можно подразделить на два вида:

- миграционная политика открытой экономики – перемещение рабочей силы не ограничивается;

- протекционистская миграционная политика – защита собственного населения страны на рынке труда.

Целью регулирования миграционных процессов в Российской Федерации является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Инструменты миграционной политики Российской Федерации следующие:

1. Обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции.

2. Обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду.

3. Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами.

4. Осуществление вхождения Российской Федерации в международный рынок труда, регулирование экономической миграции квалифицированных кадров.

5. Создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания.

6. Поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом.

7. Оптимизация направлений и объемов миграционных потоков, содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов.

8. Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации.

Основными нормативными документами в области государственной миграционной политики являются следующие Федеральные Законы Российской Федерации:

- «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

- «О гражданстве Российской Федерации»;

- «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

- «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Органом исполнительной власти, реализующим государственную миграционную политику является Федеральная миграционная служба. Ее основные задачи следующие:

1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

1.1) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

1.2) производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4.1) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

8) управление территориальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

Помимо ФМС, другие государственные органы также участвуют в регулировании миграционных процессов. Так квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Миграция рабочей силы происходит чаще всего по экономическим причинам, а именно – более высокий уровень оплаты труда в принимающей стране с учетом курсов валют.

Возможны следующие экономические последствия миграции в принимающей стране:

- снижение уровня оплаты труда по профессиям, где в основном заняты работники-мигранты;

- увеличение количества трудовых ресурсов;

- увеличение объема производства за счет большего количества трудовых ресурсов;

- увеличение доходов владельцев средств производства;

- вывоз части доходов за рубеж за счет того, что работники-мигранты предпочитают переправлять заработную плату на родину.

К социальным последствиям миграции в принимающей стране можно отнести:

- проблемы, связанные с взаимоотношениями иностранцев с рабочими, администрацией на производстве;

- проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;

- влияние миграции на криминальную обстановку;

- неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов;

- нелегальные занятия коммерцией со стороны иностранных граждан;

- напряженная ситуация вокруг иностранных граждан формирует негативное отношение к принимающей стране.

В то же время в стране (регионе) которая является поставщиком рабочей силы возможно будут наблюдаться следующие тенденции:

- рост заработной платы в связи с сокращением трудовых ресурсов;

- потеря высококвалифицированных кадров, в связи с их отъездом за рубеж;

- снижение доходов владельцев средств производства;

- приток денежных средств из-за рубежа в виде заработной платы лиц, выехавших с целью трудоустройства;

- при больших миграционных потоках - рост уровня инфляции в связи с поступлением денежных средств, не обеспеченных соответствующим ростом производства.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на все возможные негативные последствия миграция рабочей силы является объективным процессом и имеет массу положительных проявлений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.