Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая профилактика






Социальная профилактика (предупрежд) деят по предупрежд соц пробл, соц отклон или удержанию их на соц терпим ур посредством устран или нейтрализац порождающ их причин. Профилак направл на предотвр возм физич, психол или социокульт отклон у отдельн индив и групп риска; сохран, поддерж и защиту норм уровня жизни и здоровья людей; содейств им в достиж поставл целей и раскрыт их внутр потенц.

Выдел 3 ур прф: 1. Общ(деят-ь гос-ва, общ-ва, отд институ, направл на разрешен противореч эконом, соц жизни, нравст-дух жизни; влиян орг власти через указы, постановлен)2. Специальн (соц-пед профил- целенапр воздейств на негативн факторы); 3. Индивидуальн (профилакт деят в отношен конкр лиц, имеющ отклонен в поведен или соц проблем; выявлен несоверш-их с отклонен, кот наход в соц-опасн положен)

Направлен: 1. профилакт дезадапт повед (шк и соц дезадап): выявлен де гр риска, консультативно-разъяснит работ с родит, мобилизац восп потенцисемьи, соц-пед патронаж. 2. профил аддиктивного поведения. (злоупотребл одним или нескольк хим вещ).

Соц - пед профил- система мер соц воспит, направлен на создание оптимальн соц сит разв дет и подрост и способств проявлен разл соц одобряем видов их активности.

Профилактическая практика по предуп­реждению правонарушений и негативных явлений в нашей стране носит многоуровневый характер, вклю­чающий следующие задачи.

1. Решен соц-эконом, идеологи­ч, культур задач общегосударс мас­штаба по более полн удовлетвор матер и духов потребн людей, по формиров соц зрелости и граждан активн под­рост, молодежи.

2. Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков, направленные на оз­доровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.

3. Индивидуальная воспитательно-профилактичес­кая работа, направленная на коррекцию и предупреж­дение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц.

Системный анализ генезиса отклоняющегося пове­дения, выявляющий различные неблагоприятные пси­хобиологические, психолого-педагогические, социаль­но-психологические, психологические и социальные факторы, обусловливающие отклонения в поведении детей и подростков, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике, включающего комплекс социально-медико-педагогических мер по оз­доровлению условий воспитания и коррекции отклоня­ющегося поведения несовершеннолетних.

Заболевания, патологии и отклонения в развитии детей в значительной степени обусловлены неблагопри­ятными демографическими, санитарно-гигиеническими, социально-психологическими факторами, характеризу­ющими условия семейного воспитания в так называемых семьях группы риска. Дети из таких семей значительно чаще подвержены заболеваниям, а также различным отклонениям в физическом и социальном развитии.

В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление таких семей, оказание соот­ветствующей социально-правовой помощи, включая материальное вспомогательство, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечении детей бесплатными дошкольными учреждениями, бес­платным школьным питанием, а в случае необходимо­сти временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т.д. и как крайняя мера – лишение родительских прав.

Система профилактических мер должна быть рас­считана прежде всего на так называемые неблагопо­лучные семьи, где семейное неблагополучие наглядно проявляет себя либо в жестокости и аморальном пове­дении родителей, либо в материально-жилищной нео­беспеченности, либо в отсутствии одного из родителей, их болезни, инвалидности и т. д.

Ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних прежде всего предполагает своев­ременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, не­формальных групп).

Воспитательно-профилактическая дея­тельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

а) выявление неблагоприятных условий семейно­го, школьного, общественного воспитания и оздоровле­ние их;

б) пресечение и устранение действия антиобще­ственного, криминализирующего влияния на. несовершеннолетних,

в) осуществление коррекции отклоняющегося по­ведения несовершеннолетних.

Согласно «Положению о специалисте по социаль­ной работе с семьями и детьми группы риска», в его обязанности по воспитательно-профи­лактической работе и охране прав несовершеннолет­них входит:

1. Выявление и оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных семейных усло­виях, угрожающих здоровью и развитию:

– оставшимся без попечения родителей;

– нуждающимся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки (попечительства);

– нуждающимся в материальной помощи;

– временно нуждающимся в проживании изоли­рованно от родителей;

– проживающим с родителями, временно недеес­пособными в результате болезни, инвалидности, при­влечения к ответственности; временно отсутствующи­ми родителями;

– проживающим в семьях, допускающих жесто­кое обращение с детьми, а также в семьях группы со­циального риска.

2. Выявление и оказание помощи несовершеннолет­ним, испытывающим негативное воздействие социаль­ного окружения по месту жительства, учебы, работы:

– острые конфликтные ситуации во взаимоотно­шениях с учителями, одноклассниками, соседями и другими лицами, что обусловливает социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

– проявление жестокости, вымогательства со сто­роны отдельных лиц и асоциальных криминогенных группировок;

– проявление развратных действий, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в преступную деятельность.

3. Выявление несовершеннолетних с отклонения­ми в психическом развитии, требующих дополнитель­ного лечения или помещения в различные лечебные и лечебно-воспитательные учреждения в связи с отста­ванием в умственном развитии, нервно-психическими и другими заболеваниями и патологиями, и оказание им необходимой помощи.

4. Выявление и социальная поддержка несовершен­нолетних с асоциальным поведением:

– уклонение от учебы или работы;

–бродяжничество, попрошайничество;

– деяние, содержащее признаки преступления, до достижения возраста уголовной ответственности, или освобождения от нее в связи с применением мер обще­ственного воздействия;

– правонарушения, влекущие за собой меры об­щественного воздействия или административного взыс­кания;

– употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ;

– азартные игры или иные антиобщественные проявления.

5. Составление социально-психологической и кри­минологической характеристики социально-дезадаптированных несовершеннолетних, составление програм­мы социально-педагогической помощи и педагогической коррекции «трудных» детей и подростков.

6. Трудоустройство и вовлечение несовершеннолет­них в общественно полезную деятельность, включение в социально-педагогическую среду (культурно-спортив­ные учреждения, подростковые клубы, объединения по интересам) в соответствии с интересами и склонностя­ми несовершеннолетних.

7. Социальная адаптация (трудоустройство, опре­деление места жительства), материальная помощь не­совершеннолетним, вернувшимся из специальных учеб­но-воспитательных учреждений.

8. Осуществление контроля за детьми, организация помощи в ведении домашнего хозяйства, ходатайство о передаче детей под опеку и попечительство, на воспита­ние в государственные учреждения в случае, когда жизни и здоровью несовершеннолетних угрожает опас­ность (аморальное поведение и нездоровый образ жиз­ни родителей, жестокое обращение с детьми, недееспо­собность родителей в результате болезни, инвалидности, временного длительного отсутствия в связи с лечением, привлечением к уголовной ответственности и др.).

9. Подготовка материалов для предъявления иска о лишении родительских прав, документов для оформле­ния усыновления, опеки и попечительства, материаль­ной помощи и направления в различные типы учебных и лечебных заведений.

10. Участие в исполнении судебных решенийподелам, связанным с воспитанием детей.

ЗОЖ

Здоровье - это первая и важн потребн чела, определяющ способн его к труду и обеспечивающ гармонич разв личн. Оно явл-ся важнейш предпосыл к познан окружающ мира, к самоутвержд чел.

ЗОЖ - это образ жизни, основан на принц нравств-ти, рационально организован, активн, труд, закалив и, в то же время, защищающ от неблагопх воздейств окр среды, позволяющ до глубок старости сохран нравств, психиче и физич здор.

ЗОЖ включ в себя следующ основн элем

Рациональн режим труда и отдыха - необходим элем ЗОЖ. При правильн и строго соблюдаем режиме вырабат четкий и необходим ритм функциониров организма, что создает оптимальн усл для раб и отдыха и тем самым способств укреплен здоровья, улучшен работоспособн и повышен производит труда.

искоренение вредн привыч (курение, алкоголь, наркотики). ЗОЖ немыслим без отказа от всего, что наносит ущерб организму.

Оптимальн двигат режим (физич нагрузка) – явл-ся непремен усл полноцен выполн двигат ф-й организма чел на всех этапах его развит. систематич занятия физич упр и спортом.

Гигиенические основы здорового образа жизни - включают в себя следующие различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта

· Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья.

· Закаливание организма является важной профилактической мерой против простудных заболеваний организма. К закаливанию лучше всего приступать с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры.

· Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

· Рациональное питание. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего организма, что в последствие приводит к таким серьёзным отклонениям, которые описаны выше.

В экологически неблагополучных населенных пунктах в результате хронического влияния комплекса загрязнителей разной природы более часто регистрируют экологически спровоцированные нарушения здоровья детей:

• снижение уровня, нарушение гармоничности физического и нервно-психического развития;

• предболезненные (донозологические) симптомы повреждения различных органов и систем;

• повышенный уровень общей и впервые выявленной заболеваемости;

• увеличение числа хронических заболеваний;

• появление длительно, тяжело и атипично протекающих заболеваний, с трудом поддающихся лечению традиционными методами;

• увеличение числа злокачественных новообразований;

• рост числа младенцев с врожденными пороками развития, а также детей с морфогенетическими стигмами эмбриогенеза;

• массовое появление «необычных заболеваний», а также «омоложение» болезней, более типичных для взрослого населения (язвы желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.);

• увеличение числа инвалидов детства, а также прогрессирование процесса инвалидизации детей в результате хронической патологии и травм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.