Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития одарённых детей






Одаренность, талант, гениальность - это высокий ур разв-я к-либо спос-тей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них — социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности — это психомоторная О. Академическая О проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем. Интеллектуальная О — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим. Творческая О проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут ≪ неудачниками≫. Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Характеристика детей. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей. Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища. Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности. Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они, если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке. Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они ≪ даже едят не как все дети≫.) Такие дети прямолинейны, упрямы, самолюбивы и честолюбивы.

Одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в ≪ группу риска≫ наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка и где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей -- в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер ≪ зазнайства≫.

Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей. Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.

Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника,

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личностные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости. Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.

Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми. Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми – создание условий, стимулирующие развитие творческого мышления. Для этого необходимо планировать работу по направлениям: 1.Создание системы выявления одаренных детей: – психолого-пед исследование первоклассников; – системное наблюдение за детьми из класса в класс, – выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, – системное диагностирование психологом. 2. Организация учебного процесса: – нестандартные уроки, – включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины, – работа с дополнительной литературой, – обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания, – предпрофильное и профильное обучение, – выставка творческих работ 3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету – организация исследовательской работы учащихся, – опережающие задания творческого плана, – участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах, – обеспечение базового дополнительного образования: (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков), – проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах, 4. Общеразвивающие мероприятия – традиционные мероприятия в школе – предметные декады. Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми: 1.Творческие мастерские; 2.Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; 3.Факультативы; 4.Кружки по интересам; 5.Занятия исследовательской деятельностью; 6.Конкурсы; 7.Интеллектуальный марафон; 8.Научно-практичесские конференции; 9.Участие в олимпиадах; 10.Работа по индивидуальным планам.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.