Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы социализации (такие обст-ва, при кот созд усл для протекан процессов социализац).






К мегафакторам социализации относят планету, мир, космос.

Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, де­мографических, экономических, военно-политических. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следователь­но, социализации всего населения земного шара.

Космос оказыв наиболее глобальное и практически неизучен­ное влияние на социализацию человека.

Страна, общество, государство являются макро­факторами социализации.

Страна – Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географи­ческие условия влияют на плотность населения, рож­даемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д.

Общество – совокупность сложив­ш в стране соц отнош между людьми, структуру кот составл семья, сословия, возрастн гр, а также гос-во. В каждом обществе объективно складыв спе­цифич усл для социализац чел на каждом возрастн этапе. Эти усл опр уровнем эконом, соц-политич и культурн развит общества.

Государство – совокупн взаимосвяз учрежд и организац, осуществляющ управл обществом. Наиболее последовательно го­сударство влияет на социализацию подрастающих по­колений через создание специальной системы воспи­тательных институтов.

К мезофакторам социализации относят этнос, ре­гион, тип поселения, средства массовой коммуникации.

Под этносом понимается исторически сложивша­яся устойчивая совокупность людей, обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культу­ры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Каждый этнос имеет специфические черты и свой­ства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющи­еся в национальной культуре.

Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Социально-экономическая и культурная разви­тость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального определения и про­фессиональной мобильности, для социального и куль­турного развития и самореализации населяющих его людей.

Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плот­ность населения на ограниченной территории; высо­кая степень разнообразия человеческой деятельности.

Сельские поселения являются эффективным фак­тором социализации, поскольку в них достаточно си­лен социальный контроль жизнедеятельности челове­ка со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная диф­ференциация, характерны тесные родственные и со­седские связи.

Средства массовой коммуникации (СМК) – тех­нические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредото­ченные аудитории.

Микрофакторами социализации являются семья, институты воспитания, группы сверстников, микросо­циум, организации (в том числе религиозные).

Семья – важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни

Институты воспитания – это специально созда­ваемые обществом и государством организации, основ­ной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного соци­ально-профессионального слоя.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстника­ми существует в любом возрасте.

Микросоциум. – это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Религиозные организации

Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения

Институциональный механизм социализации. В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.