Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и особенности стилей семейного воспитания и их влияние на социализацию подростков.






Семья - это начальная структура и единица общества, которая закладывает основы личности. Она связана тесными кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - это еще не семья, она появляется лишь с рождением детей.

Существует множество определений семьи. По мнению же Л.Д.Столяренко, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Под семейным воспитанием он понимал систему воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семья имеет ряд задач. Столяренко Л.Д. говорит, что они состоят:

- создание максимальных условий для роста и развития ребенка;

- обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношений к старшим;

- научение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»[20, с. 112].

Эти задачи должна выполнять любая полноценная семья по отношению к своим детям, но не стоит забывать, что у каждой семьи помимо этих задач есть и свои собственные, только ей присущие задачи.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняя функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[1, с.16].

Важными условиями существования семьи являются семейная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. По определению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи[3, с.47].

Харчев А.Г. считает, что семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей[3, с.26].

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова, являются:

· Репродуктивная – воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода.

· Экономическая – общественное производство жизненных средств, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности.

· Воспитательная – формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи.

· Коммуникативная – посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха[11, с.68].

М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения[11, с.72].

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах[2, с.26].

А.И.Антонов выделяет следующие специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории[3, с.115].

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение и воспитание детей в семье.

Г.Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп. Г. Навайтис перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности[2, с.57].

Таким образом, семья представляет собой сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Семья выполняет ряд функций, которые отражают ее особенности как социального явления. Необходимо отметить, что знание молодежью функций семьи может способствовать их успешной подготовке к семейной жизни, а также их будущей семейной жизни.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной.

1. Семья как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, в частности – родителей. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей.

3. Семья и приобретение жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

4. Дисциплина и формирование поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье[16, с.27].

Существует множество классификаций функций семьи. М.С. Мацковский приводит классификацию функций семьи с точки зрения общества и индивида.

 

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребностей в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащении досуговых интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

З.И. Файнбург утверждает, что современная семья выполняет, во-первых, функцию среды формирования наиболее прочных, устойчивых позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства и материнства, отношений тесного общения. Во-вторых, семья выступает как культурная общность- общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, позиций во взаимоотношениях с обществом. Именно эти две социальные функции, по мнению З.И. Файнбурга, и являются для современного семейно-брачного института определяющими.

В источниках по социальной педагогике даются следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека начинается с младенчества и раннего детства эта функция играет очень важную роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском возрасте влияние этой функции ведущее. В процессе взросления роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте снова становится доминирующей. Во-вторых, семья играет решающую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Ученые пришли к мнению, что решающая роль в этом принадлежит отцу, так как именно он дифференцированно относится к дочери и сыну. Мать же обычно одинаково трепетно и тепло относится к детям обоего пола. Отсутствие отца делает эффективность половой социализации проблематичной. В-третьих, семья оказывает влияние на умственное развитие ребенка. В-четвертых, семья помогает овладеть социальными нормами. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сфере семейных отношений. Именно в семье ребенок формирует свой стиль жизни, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижений. В-шестых, семья выполняет функцию социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность его самореализации.

Родители выполняют разные воспитательные задачи, заменяя, и дополняя друг друга. Отличаются своей спецификой женские и мужские роли в семье.

Женщина должна обеспечить развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитать его морально-нравственные качества. В семье женщина-мать создает благоприятный эмоциональный климат, удовлетворяет различные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Роль отца носит свою специфику. Э. Фромм, проанализировав психологию отцовства, пришел к выводу, что отец несет ребенку мир мысли, организует закон, порядок и дисциплину, путешествия и приключения.

Э. Фромм приходит к заключению, что отец нужен ребенку на протяжении всей его жизни, однако особенно ребенок нуждается в отцовской любви после шести лет. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Мужчины-отцы обладают эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, они способны объективно оценивать в своем ребенке как положительные, так и отрицательные черты, успешно справляются с требовательно-запретительной функцией в воспитании. Отец для ребенка – это источник безопасности [16, с.87].

Особое значение для семейного воспитания носит характер межличностных отношений супругов-родителей.

В.А. Сухомлинский говорил, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному [16, с.82].

Один из важнейших факторов, который формирует гармонически развитую личность ребенка, является воспитательная позиция родителей. Эта позиция и определяет общий стиль семейного воспитания. М. Земская считает, что воспитательная позиция родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку.

Особое значение для психического развития ребенка, формирования его личности несет специфика межличностных отношений и общения в семье. Доверительные взаимоотношения взрослых и детей, правильно организованное общение между ними являются существенными показателями благополучной семьи.

Воспитание в семье начинается, прежде всего, с любви к ребенку, но любовь должна быть в мере. Слепая и неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Некоторые родители виноваты сами, что их дети относятся к ним не так, как им бы этого хотелось. В связи с этим выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям, встречается безнадзорность и бесконтрольность. В итоге получается так, что дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске развлечений, попадая под влияние «уличных» компаний[21, с.51].

Гиперопека приводит к тому, что жизнь ребенка находится под постоянным надзором, он все время слышит строгие приказания и многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах и возможностях, не умеет постоять за себя и отстоять свои интересы. Постепенно у детей появляется обида за то, что другие могут делать все, что захотят. Все это может способствовать тому, что ребенок начинает принципиально нарушать запреты и убегать из дома.

Другая разновидность гиперопеки – это воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок постоянно находится в центре внимания, его желания и просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, когда ребенок становится взрослым, он не может правильно оценить свои возможности и преодолеть самостоятельно свой эгоцентризм. В коллективе он не находит понимания. Он глубоко все это переживает и обвиняет всех, но только не себя.

Воспитание по типу «Золушки» предполагает собой воспитание в обстановке безразличия, отверженности, холодности, отчужденности со стороны родителей. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Все это способствует появлению у ребенка неврозов или озлобленности.

Неприменимо и «жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Родители должны учитывать, что неправильное воспитание влечет за собой непоправимые последствия.

Можно выделить следующие стили семейного воспитания:

1.авторитарный стиль;

2.демократический стиль;

3.попустительский стиль;

4.хаотический стиль;

5.опекающий стиль.

Авторитарный стиль подразумевает, что вес решения принимают родители, которые считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка. Они постоянно сопровождают своего ребенка жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Наиболее активные и сильные подростки не способны все это выдержать, они бунтуют, становятся избыточно агрессивными и могут даже покинуть родительский дом. Робкие и неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, который основывается на чувстве вины или страха перед наказанием, а как только угроза наказания исчезает извне, поведение подростков может стать потенциально антиобщественным. Такой стиль воспитания исключает душевную близость с детьми, поэтому между родителями и детьми редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и враждебности к окружающим. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жесткость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Демократический стиль проявляется, когда родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей. Подростки включаются в совместное обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают советы родителей, а родители прислушиваются к их мнению. Родители требуют от своих детей осмысленного поведения и стараются помочь им. Но при этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и соблюдении дисциплины. Все это формирует правильное и ответственное социальное поведение их детей. Они растут разумно-послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Попустительский стиль семейного воспитания проявляется тогда, когда ребенок не направляется должным образом, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или же не выполняет указания родителей, для которых характерно неумение и неспособность руководить своими детьми. Попустительский тип отношений А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям.

Подростки вступают в конфликт с теми, кто не потакает им, они не способны учитывать интересы других людей. Дети в семьях с таким стилем воспитания, чувствуют себя неуверенными. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к тому, что подросток может стать членом асоциальной группы.

Хаотический стиль подразумевает отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных и конкретных требований к ребенку или же наблюдаются противоречия и разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Непредсказуемость родителей лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность в сложных ситуациях, агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. У ребенка не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений и заниженная самооценка.

Опекающий стиль просматривается в стремлении родителей постоянно находиться около ребенка, решать за него все проблемы. Родители следят за поведением подростка, ограничивая его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Опекающий стиль воспитания приводит к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, к формированию у него тревожности, беспомощности и запаздывающей социальной зрелости.

Великая, ничем не заменимая сила семейного воспитания есть любовь родителей к детям. При уходе за детьми, при их выращивании, при заботах об их правильном умственном и нравственном развитии требуется так много хлопот, внимательности и отчасти пожертвовании личными интересами и удобствами, что их может дать только родительская любовь.

Но родительская любовь, представляя в семейном воспитании ничем не заменимую силу, есть в тоже время и источник слабостей. Она побуждает родителей слишком легко уступать всем желаниям детей, делает их капризными и избалованными, не знающими и не желающими знать, что другие люди имеют свои права и совершенно законные интересы [3, с.107].

Детство имеет свои особенности, дети несколько по-своему действуют и чувствуют; у детей есть своя логика, своя манера говорить и делать, свои особенные начала в отношениях к товарищам и взрослым. Нужно уважать детство, бережно относиться к его своеобразным свойствам, не ломать и не коверкать их; они необходимы, им нужно дать возможность полного развития. Родители должны зорко присматриваться к детям, и если дети не согласны на выполнение родительского совета, неохотно подчиняются родительскому указанию и внушению, то нужно предоставить их самим себе и не навязываться с нашими взглядами и решениями встреченных затруднений. Там, где нам кажется, что справедливость на той стороне, на которой, по их детским убеждениям, ее нет.

Вообще родители, может быть, скорее нашли бы надлежащую границу, которую им не следует переходить в своем влиянии на детей, если бы они держались правила относиться к детям, хотя бы и маленьким и только что развивающимся, но личностям. Ведь дети, несомненно, таковы, то есть суть маленькие развивающиеся личности. А в своих отношениях к личностям мы обыкновенно руководствуемся такими началами: во-первых, каждая личность заслуживает внимания и уважения, пока не заявила себя чем-либо дурным; во-вторых, каждая личность имеет свои характерные неотъемлемые свойства, которые и нужно принять за данные, за основу в отношениях к ней; в-третьих, на личность нужно действовать убеждениями применительно к ее взглядам, разумными доводами, соображениями о ее выгодах, а не насилием [13, с.89].

Упрощенный взгляд на воспитание детей заключается в том, что по-настоящему важны лишь действия родителей, а все остальное – несущественно. То есть своим поведением родители прямо или косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на родителей как на «всемогущих» входил составной частью в первые психологические теории и даже сегодня разделяется некоторыми неопытными родителями. Однако большинство теоретиков теперь рассматривают семьи в экологической перспективе. То есть семья представляет собой систему взаимодействующих элементов – родители и дети влияют друг на друга.

Когда мы рассматриваем семью как систему взаимодействующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, например, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и ребенка. Из-за требований мужа к жене ей часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы помочь дочери с выполнением домашнего задания [21, с.38].

Задачи, которые выполняют родители по отношению к своим детям, парадоксальны. С одной стороны - успешно выполняющие свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки, возникающее у них от окружения, в котором их любят и принимают. С другой - эти же родители всячески содействуют тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. На первый взгляд, чувства поддержки и независимости противоречат друг другу, а на самом деле это две стороны одной медали. Человек способен стать независимым, если чувствует свою независимость. Добились ли родители успеха, прививая ребенку эти чувства и способности, мы можем обнаружить только в отрочестве.

Особенно большое значение имеет семья для подростка. Между подростком и его родителями складываются специфические отношения. Родителям следует учитывать все особенности этого возраста для построения наиболее правильных и разумных отношений с их детьми, которые уже далеко не дети.

То, как родители взаимодействуют со своими взрослеющими детьми, существенно сказывается на мотивах стремления подростков к взрослости. Эти взаимодействия следует рассматривать в контексте динамической семейной системы, в которой изменения в поведении любого члена семьи влияют на всех остальных. В период отрочества - время значительных и часто драматических перемен для подростка – меняется и семья как социальная система. Одновременно меняется и характер межпоколенной коммуникации. Эти изменения, происходящие с подростком в динамике семьи, могут быть сопряжены с особыми трудностями в неполных семьях. Однако независимо от того, в полной или неполной семье растет подросток, цель родителей – помочь ему выйти из детства готовым взять на себя взрослые обязанности [16, с.69].

Отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и часто включаются в решение проблем и внутрисемейные дискуссии. В результате и мальчики, и девочки обычно обсуждают свои идеи с отцами. Взаимодействие подростков и матерей гораздо сложнее. Они соприкасаются в таких областях, как домашние обязанности, учеба, дисциплина дома и в школе, досуг. Это может стать причиной большей напряженности и конфликта между матерью и детьми. Это же, однако, создает и большую, по сравнению с отцами, близость в отношениях подростков и матерей [20, с.60].

По сравнению с отцами, матери склонны к более частым и широким контактам с детьми. Поэтому они располагают большей информацией о меняющихся качествах и самовосприятии подростков, чем отцы. По этой причине в восприятии компетентности подростка матерью и им самим больше общего, чем в восприятии отцов и подростков. Отцы склонны отставать от детей подростков в оценке их компетентности, то есть, склонны сомневаться в их способностях [12, с. 61].

Динамика семьи и семейные союзы также играют значительную роль в коммуникации семьи. Хотя союзы между отдельными членами семьи естественны и безвредны, важно чтобы родители выступали сообща и соблюдали четкую границу между собой и детьми. Родители должны действовать вместе, поощряя и наказывая детей. Тесная связь ребенка с одним из родителей, исключающая другого, может повредить развитию. «Исключительный» родитель перестает быть посредником социализации. Проблемы также возникают и при других нарушениях равновесия, например, при отсутствии одного из родителей в результате развода или же раздельного проживания. Когда подросток испытывает новые роли и борется за достижение новой идентичности, родительский авторитет может подвергнуться суровому испытанию в случае неполной семьи.

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. [6, с.112].

В подростковом возрасте меняются условия жизни и деятельности подростка, что приводит, в свою очередь, к перестройке психики. Взрослые начинают предъявлять более серьезные требования.

Анатомо-физиологические особенности подростка, характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для этого возраста характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего оно работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в своем развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения. У подростков можно наблюдать ярко выраженную неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения. Обычно в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями.

Родители смотрят на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнению взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. [12, с.213]. Изменяются отношения со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Появляется потребность в общении со сверстниками с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения, а повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерить желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Роль родителей в формировании личности подростка очевидна. Семейные условия и статус родителей в обществе, род их занятий, материальное положение во многом определяют развитие молодого человека.

Родители оказывают всестороннее, комплексное и неоднозначное влияние на все без исключения аспекты становления своего ребенка как личности. Подростку зачастую приходится сталкивать свое чувство взрослости и свои притязания, которые, в свою очередь, не всегда им самим осознаются [11, с. 12]. Родителям сложно принять взросление своего ребенка. Они продолжают относиться к нему как к «маленькому» и пытаются «поставить на место», что самим подростком не приемлется.

Некоторые родители по инерции продолжают дотошно контролировать подростка, требуют беспрекословного послушания, часто не способны вовремя скорректировать свои отношения с ним [5, с. 180].

В то же время родители служат для подростка образцом для восприятия норм и правил поведения. Отсутствие своих, внутренних регуляторов поведения ведет к возникновению феномена кумира – принятие всех поведенческих реакций какого-либо человека как единственно верных. Причем отрицательные качества кумира оправдываются, и им придается положительное значение.

Формирование идеалов на разных этапах имеет свои особенности, определяя поведение подростка и оценку им себя и окружающих. Родители служат основой для формирования у своего ребенка стереотипов «мужских» и «женских» эталонов. В то же время повышенная критичность подростка может создать негативный образ родителей и привести к разочарованию в них [6, с.118].

Сами же подростки требуют от родителей немедленного признания всех привилегий и свобод, которыми пользуются взрослые, отказываясь в то же время от взрослых обязанностей и ответственности. Доминантная позиция родителей не воспринимается как должное. Поэтому именно в подростковом возрасте зачастую происходит отрыв от семьи, приобретение определенной доли самостоятельности и автономии.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил [14, с. 214].

Среди факторов, которые влияют на формирование личности подростка, на первом месте стоят родительская семья и неформальные группы сверстников.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируется личность ребенка [13, с. 196].

По данным научных исследований в поведении подростка, их отношениях со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием социальной среды, коллективом класса, стихийной группы.

Семейное общение в подростковом возрасте носит противоречивый характер. С одной стороны подростки стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.