Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список основной литературы. Ф.И.О. преподавателя: Ткач Евгения Викторовна

Количество кредитов: 3

Ф.И.О. преподавателя: Ткач Евгения Викторовна

Адрес: ул. Толе би, 67 корпус 5 ауд. 2..5.415

Телефон: 45-83-00 раб..

 

Тараз 2011

 

 

Пререквизиты курса: изучение курса «Муниципальный менеджмент» базируется на знаниях полученных вами по дисциплине «Менеджмент», «Государственное регулирование экономики», «Менеджмент в государственном секторе».

Список основной литературы

  Наименование учебника, учебного пособия и т.д.   Издательство, год издания Наименование б/б, место нахождения Кол-во экземпляров  
  «Муниципальный менеджмент» Т.Г.Морозовой М. «ЮНИТИ» 2003 г. Факультет «Экономика и бизнес»  
  «Основы управления муниципальным хозяйством» Воронин А.Г. Спб, 2002 г. Факультет «Экономика и бизнес»  

 

Данные учебники содержат основной объем информации, необходимой для изучения дисциплины и имеется в читальных залах библиотеки в достаточном количестве.

Краткое описание курса.

Муниципальный менеджмент научная дисциплина в сис­теме экономических знаний, изучающая управление регио­нальных социально-экономических систем.

Муниципальный менеджмент тождествен местному само­управлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью. Понятие «муниципальная собственность» предполагает соб­ственность муниципального образования (региона, города, го­родского сельского района и т. д.). Муниципальный менеджмент как новая система управле­ния, наиболее целесообразная в условиях становления и разви­тия рыночных отношений, пришла на смену командно-административной системе управления. Так, термины «муниципальный», «местный» и словосочета­ния с ними применяются в отношении органов местного само­управления на всех уровнях, в том числе предприятий, органи­заций, учреждений, объектов собственности (как муниципальной, так и отдельных объектов государственной собственности), находящихся в пределах муниципального образования. В связи с возрастанием роли местного самоуправления, ответственности государственных служащих за решение насущных проблем местного населения и наличием специфики, обусловленной разнообразием и сочетанием факторов, определяющих, в том числе, и перспективы развития социально-экономических систем, основное внимание авторы уделили вопросам повышения эффективности самоуправления. Целью изучения дисциплины является формирование у студента - будущего профессионального менеджера, работника государственного или ведомственного аппарата управления - знаний, умений и навыков по управлению социально-экономическими системами регионального уровня, в пределах компетенции и границ муниципальных образований, организациями и персоналом системы муниципального управления.

Задачи изучения дисциплины следующие:

- изучение структуры и механизма местного самоуправления;

- анализ принципов деятельности местных органов власти (в конкретных экономических условиях);

- анализ социально-экономической обстановки в конкретном муниципальном образовании (на основе официальных источников, статистических данных, данных средств массовой информации);

- финансовое обеспечение деятельности и развития региона: анализ структуры местного бюджета и общего финансового баланса региона;

- определение источников и направлений привлечения инвестиций;

- развитие социальной сферы региона.

Основные требования к компонентам курса: изучение курса данной дисциплины предполагает использование в учебном процессе активных форм обучения, проведения дискуссий, применение кейсов и т.д., причем каждый компонент имеет спою категорию оценки. В результате пропуска занятий Вы теряете шанс на получение данной оценки.

Изучение курса предполагает использование таких форм обучения, как дискуссия, кейс, составление кроссворда, подготовка доклада и его презентация. При подготовке к дискуссии необходимо изучить необходимую литературу и обосновать свое мнение по данному вопросу. В дискуссии участвуют все. Но возможна групповая подготовка и участие в ней. Активность во время дискуссии регистрируется и влияет на промежуточную аттестацию. Составление эссе предполагает изложение точки зрения по какому-либо вопросу, сдается в письменном виде, причем объем материала не должен превышать 1-1, 5 листа.

Подготовка доклада и его презентация предполагают углубленное изучение выбранной из предложенного перечня темы, ее оформления и выступления. В данном случае критериями оценки послужат: хорошая теоретическая подготовленность, умение владеть применяемыми литературными источниками, глубина раскрытия темы и риторические способности докладчика. Подготовка и презентация докладов предполагают получение до 5 баллов за одну выбранную тему, причем за семестр Вы должны подготовить как минимум один доклад. В противном случае на Вас будет наложен штраф (5 баллов).

Приветствуется активность в работе на занятии, если она предполагает хорошее знание материала, логические выводы из объяснений преподавателя, умение использовать раздаточный материал. Активное участие на занятиях поможет набрать большее количество баллов при подведении итогового контроля.

Защита выполненных заданий будет осуществляться на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время на дополнительных консультациях. Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже. Выполнение данных требований обеспечивает допуск к экзамену.

На занятия Вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить материал, задать необходимые вопросы и критически подойти к выполнению заданий, решением которых мы занимаемся, так, чтобы Вы могли почерпнуть из этого все то, что необходимо Вам в вашей работе. Списывание при выполнении письменных работ или на экзамене строго запрещено.

Содержание дисциплины

№ п/п № нед Темы занятий Примечание
    Вводная лекция, знакомство с дисциплиной  
    Лекция №1. Теоретические основы муниципального менеджмента Стр 5-16 (1)
    Лекция №2. Методологические основы и задачи муниципального менеджмента Дискуссия №1. «Значение муниципального менеджмента на современном этапе развития РК». Стр 16-30 (1)
  4, 5 Лекция №3. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления. Стр 31-47 (1)    
    Лекция №4. Правовые основы местного самоуправления Письменная работа «Муниципальный менеджмент и его теоретические и правовые основы». (принести двойной листок бумаги) Стр. 48-58 (1)
    Лекция №5. Территориальная организация местного самоуправления. Дискуссия №2. «Территориальные комплексы В РК, и районирование Жамбылской области». Презентация докладов по социально-экономическому развитию муниципальных территорий Жамбылской области Стр. 58-83 (1)
  8, 9 Лекция №6. Структура, функции и методы работы местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления. Дискуссия №3. О структуре и полномочиях местного самоуправления в Жамбылской области. Стр. 128-148 (1)
    Лекция №7. Планирование индивидуальной работы муниципального менеджмента. Письменная работа по темам 5, 6, 7. (принести дополнительно лист бумаги и линейку) Стр. 176-190 (1)    
    Лекция №8. Организационные формы осуществления местного самоуправления. Дискуссия № 4. О порядке выборов и назначении Акимов районов (на конкретном примере) Стр. 190-201 (1)    
    Лекция №9. Экономическая основа местного самоуправления. Стр. 202-210 (1)
  13, 14 Лекция №10. Финансы местного самоуправления. Письменная работа по темам 8, 9, 10. (принести двойной лист бумаги). Презентация докладов Стр. 211-237 (1)
    Лекция №11. Ответственность органов местного самоуправления. Контроль за их деятельностью. Стр. 238-258 (1)

 

Система оценок (политика и процедуры выставления оценок): позволит определить вес каждого компонента курса лекция, семинар, реферат, сдача коллоквиума и т.п.; критерии выставления оценок промежуточных (аттестационных) и итоговых экзаменов; а так же правила по начислению поощрительных баллов, или штрафным взысканиям, правила оспаривания итоговой оценки. Итоговая оценка будет составлять максимум 100 баллов и взвешена, исходя из следующих критериев:

 

Политика выставления оценок

 

Компоненты курса Кол-во заданий Максимальный балл за 1 задание Вес оценки в общей, %
Практические задания на занятиях      
Презентация доклада      
Активность на занятии (участие в дискуссиях, решение задач и т.д.)      
Поощрительный балл за 100-процентное посещение занятий      
Итоговый экзамен (тесты)      
Итого      

 

Важную роль в определении суммарной оценки играет СРС. Помощь в планировании самостоятельной работы должны оказывать задания СРС, выдаваемые преподавателем в начале учебного года

 

Описание заданий на СРС.

 

№ п/п Наименование СРС Срок выдачи Срок приема СРС Условия выполнения и объем
СРС№1 Подготовка реферата и его презентация. 2 неделя   7 неделя,   Реферат 2 страницы (тематика докладов прилагается)
СРС №2 Подготовка реферата и его презентация   8 неделя     13 неделя     Реферат 2 страницы (тематика докладов прилагается)
СРС №3 Подготовка к рубежному контролю     6 неделя 13неделя вопросы для подготовки и перечень необходимой литературы прилагается  

Темы рефератов:

1. Социально-экономическое развитие Жамбылской области.

2. Географическое положение и история развития Жамбылской области.

3. Природно-климатические условия региона.

4. Экономическая обстановка региона, проблемы развития.

5. Население и демографическая ситуация в регионе.

6. Развитие сельскохозяйственных районов в области.

7. Развитие туризма в регионе и ее перспективы.

8. Структура управления муниципального образования и пути ее

совершенствования.

10. Основные направления районирования муниципального образования.

11. Основные цели, задачи и обязанности муниципального служащего (на

примере)

12. Доходная и расходная часть местного бюджета

 

 

Тема 1. Теоретические основы муниципального менеджмента

 

Предмет и задачи курса муниципальный менеджмент.

Муниципальный менеджмент – научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональных социально-экономических систем. Само понятие менеджмент в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной собственностью.

Муниципальный менеджмент как новая система управления, наиболее целесообразная в условиях становления и развития рыночных отношений.

Термины «муниципальный», «местный» и словосочетания с ними применяются в отношении органов местного самоуправления на всех уровнях, в том числе предприятий, организаций, учреждений, объектов собственности находящихся в пределах муниципального образования.

Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования (области, города, района и т.д.). муниципальной собственностью распоряжаются местные органы самоуправления. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется и утверждается и используется органами местного самоуправления. Они же осуществляют контроль за использованием бюджета при участии в контрольных функциях и государственных органов управления.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

К вопросам, находящимся в ведении муниципального менеджмента местного самоуправления, следует отнести углубленное знание данного региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические особенности, уровень экономического развития, вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования и контроль за их соблюдением, финансово-экономическое обеспечение и др. Вопросы относящиеся к местному управлению- это контроль за использованием природных ресурсов муниципального образования, охрана природы, содержание систем энерготопливоводоснабжения, благоустройство, создание производственной и социальной инфраструктуры и обеспечение ее жизнедеятельности.

В научных исследованиях муниципального менеджмента используется комплекс научных методов, важнейшими из которых являются:

- нормативный метод

- балансовый метод

- метод системного анализа

- экономико-математические модели

- статистический метод (организационные, экономические, социально-психологические)

Местное самоуправление предполагает наличие органов управления, составляющих в совокупности целостную систему, способную функционировать целенаправленно на основе самостоятельности, независимости, ответственности за решение всех вопросов местного значения, защиты интересов населения.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Что изучает дисциплина «Муниципальный менеджмент».
  2. Что понимается под такими понятиями, как «муниципальная служба», «муниципальная собственность», «объект муниципального управления».

 

Тема 2. Методологические основы и задачи муниципального менеджмента

 

Методологические основы и задачи муниципального менеджмента определяются законами Республики Казахстан, указами Президента РК, постановлениями правительства и основными направлениями региональной политики.

В основу региональной политики должно быть положено всемерное развитие местного самоуправления, решение социально-экономических проблем, рационального использования природных ресурсов.

Цели и задачи региональной политики на современном этапе:

- в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния, создание условий для трудовой деятельности;

- в экономической сфере – рациональное использование экономических возможностей, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов. Цели и задачи региональной политики имеют долговременный характер.

Основными формами прямого участия государства в регулировании развития областей и регионов должны стать программы финансируемые за счет государственного бюджета, инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции посредством контрактной системы, а также финансовое налоговое регулирование и индикативное планирование, подкрепляемое экономическими стимулами.

Объектами Муниципальной собственности могут являться государственные предприятия и организации промышленности, строительства, сельского хозяйства местного значения, городские предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и питания, учебные заведения по подготовке специалистов, учреждения здравоохранения, транспорт, объекты производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающие потребности населения.

Муниципальная собственность формируется за счет собственных средств, местного бюджета, внебюджетных фондов, и др.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Каковы задачи мунипального менеджмента
  2. Назовите основные направления муниципального управления.

 

Тема 3. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

 

Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность исполнения решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с законами.

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

- принятие и изменение принципов организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением

- регулирование законами порядка передачи объектов собственности в муниципальную собственность

- установление государственных минимальных социальных стандартов

- регулирование отношений между государственным бюджетом и местными бюджетами

- принятие программ развития местного самоуправления и др.

Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий.

Муниципальная служба основана на принципах:

- законности

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл и содержание деятельности местного самоуправления

- равного доступа граждан к должности муниципальной службы в соответствии с профессиональной подготовкой, способностями, достижениями по службе

- подконтрольности должностных лиц местного самоуправления, их ответственности перед населением муниципального образования

- гласности в осуществлении муниципальной службы

Денежные суммы выделяемые на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего территориального образования, называют субвенциями.

При этом различают текущие и инвестиционные субвенции. К первым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов (на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения и т.д.), ко вторым – направленные на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширением производства (на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий и т.д.).

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Каковы полномочия органов местного самоуправления.
  2. Каковы задачи органов местного самоуправления.
  3. На каких принципах основывается муниципальная служба.

 

Тема 4. Правовые основы местного самоуправления

 

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.

Местное самоуправление в Казахстане функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на республиканском и местном уровнях. На республиканском уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция РК, законы, указы. Самостоятельно о Конституции, о его положениях.

Важным уровнем муниципально-правового регулирования в котором особая роль принадлежит уставам муниципальных образований. Правовые акты местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты содержат общие правила поведения. С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне. Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля студента

1. Перечислитеважнейшие документы регламентирующие деятельность местного самоуправления.

2. Какие существуют правовые акты по вопросам местного самоуправления.

 

Тема 5. Территориальная организация местного самоуправления

 

Территориальная организация местного самоуправления опирается на правовые основы, разработанные на государственном и на местном уровне.

Территорию муниципального образования составляют земли – городов, сельских поселений, районов, а также прилегающие к ним земли общего пользования.

Все вопросы образования, объединения, преобразования и упразднения внутригородских муниципальных образований, установлении границ или изменении их территории решаются с учетом мнения населения соответствующих территории представительным органом местного самоуправления.

Изменение границ, названий осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

Каждое муниципальное образование представляет собой хозяйственный комплекс, в котором выделяются главные отрасли, те, на которых специализируются муниципальное образование. С этими отраслями связаны отрасли, дополняющие комплекс, то есть отрасли, обслуживающие ведущие отрасли и потребности населения, производственную и социальную инфраструктуру. Муниципальное образование различны по численности населения, структуре и объему хозяйства, а следовательно, различны и по структуре, методам и формам управления.

Сферой управления в муниципальных образования является в большей мере социальная сфера, экономические объекты и их производственная инфраструктура.

В развитии муниципальных образований районная планировка является основой для решения коренных проблем территориальной организации РК:

расселения, размещения хозяйственных объектов, инфраструктуры.

Районная планировка учитывает географические, инженерно-технические, архитектурно-строительные факторы и условия.

Районная планировка конкретизирует на территории муниципального образования прогнозы, планы и программы развития районных комплексов, разрабатываемые органами управления, уточняет и развивает их.

Районная планировка позволяет решать следующие задачи: - эффективное размещение промышленности в пределах территории муниципального образования.

- обеспечивать комплексное использование природных, трудовых, материально-технических ресурсов.

- обеспечивать взаимосвязанное решение систем транспорта, энерго, водоснабжения.

- обеспечивать организацию зон отдыха и охрану природы в пределах муниципального образования.

В районной планировке выделяются следующие основные типы объектов муниципальных образований: 1) городские агломерации – характеризуется a)концентрацией больших масс населения и ростом территории; б) быстрым развитием пригородов; в) маятниковыми миграциями;

2) Города, возникающие в местах сосредоточения промышленных ресурсов – то есть районы богатые ресурсами (уголь, нефть, газ), что в последующем опасно для города (ПГТ – Акбакай,, Каратау, Жанатас – фосфориты)

3) Сельскохозяйственные районы

4) Районы отдыха – Мерке, Каратау – Коктал, - это районы в которых ресурсы отдыха (курортные, туристические) приобретают ведущее значение, а их использование становится отраслью специализации. (с. Айша-Биби – Аса). В курортных районах следует планировать развитие только тех отраслей хозяйства, которые связаны с обслуживанием курорта (медицинские, экономические и инженерные комплексы факторов).

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Особенности административно-территориального деления РК
  2. Что собой представляет территориальный комплекс.

 

Тема 6. Структура, функции и методы работы местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления.

 

Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и над свою ответственность решения вопросов местного значения.

Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция РК, и законы регулирующие вопросы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля, недра, воды, леса, растительный и животный мир); движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности; средства местного бюджета; государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций; иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.

Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов; средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти, а также средства органов территориального общественного самоуправления.

Основными принципами организации местного самоуправления является:

- принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий и их ассоциаций;

- наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов;

- законность в организации и деятельности местного самоуправления;

- выборность органов местного самоуправления;

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления пред населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.

Гарантии местного самоуправления заключается в следующем:

- полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти;

- органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления;

- никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие его компетенцию;

- правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Сущность отношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящиеся в муниципальной собственности состоит в следующем:

- органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятии; осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию; утверждают их уставы, заслушивают отчеты о их деятельности; назначают и увольняют руководителей данных предприятий;

- отношения между органами местного самоуправления и руководством предприятий строятся в соответствии с трудовым законодательством.

Содержание взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями не входящих в состав муниципальной собственности заключается в следующем:

- органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности;

- органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории.

- взаимоотношения с предприятиями и физическими лицами строятся на основе договоров;

- использование предприятиями природных ресурсов на соответствующей территории осуществляется с согласия соответствующих органов местного самоуправления;

- использование месторождений полезных ископаемых, определяется правовыми, нормативными актами представительного органа;

- орган местного самоуправления определят квоту на разработку месторождений полезных ископаемых, устанавливает плату за их использование в соответствий с законодательством.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, вправе передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во владение и использование (постоянное или временное), сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами представительного органа.

Органами местного самоуправления разрабатываются планы работы: стратегические, индикативные. Они разрабатываются всеми структурными подразделениями с учетом комплексного решения проблем жизнедеятельности. Утверждает общий план Аким области в дальнейшем планы рассылаются в департаменты, отделы, управления, комитеты.

Структурные подразделения администрации для обеспечения целенаправленной работы составляют оперативные планы (тактические).

Муниципальное образование возглавляет Аким области, города – является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Раскройте структуру органов местного самоуправления.
  2. Функции представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

 

Тема 7. Планирование индивидуальной работы муниципального менеджмента.

 

Муниципальная служба - ведущее звено в системе муниципального менеджмента. Особая значимость этого звена определяется тем, что именно этим звеном осуществляется процесс управления экономикой, социальной сферой территорий и создается управленческий эффект.

Муниципальная служба - это деятельность служащих территориальных администраций всех уровней: областных, городских, районных. Содержание этой деятельности реализуется в конкретных функциях, действиях, выполняемых муниципальными служащими различных должностей. Значительная доля их представлена функциями отраслевого управления, так как система территориального менеджмента построена на основе преимущественно отраслевого принципа.

В составе выполняемых функций по предметному признаку, то есть в зависимости от характера конкретного объекта управления различают две группы. Выполнение функций первой группы направлено на управление, регулирование социально-экономического развития территорий как единого хозяйственного организма. Объект функций второй группы - отдельные отрасли, подотрасли, предприятия, организации экономики и социальной сферы. Функции первой группы выполняют прежде всего муниципальные служащие верхнего уровня территориального управления - руководители (акимы, их заместители) регионов. К функциям первой группы относятся:

- разработка, обоснование и утверждение состава, структуры органов управления территорий;

- разработка, обоснование, утверждение схемы управления отраслями местного хозяйства, социальной сферы;

- непосредственное руководство деятельностью структурных подразделений территориальных администрации, координация этой деятельности;

- заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, в том числе зарубежными;

- распоряжение финансовыми средствами территориальной администрации и другие функции.

Подгруппу функции первой группы составляют планово-прогнозные функции. Их значимость определяется тем, что прогнозирование, планирование, программирование - это традиционные, оправдавшие себя методы управления экономикой и социальной сферы.

В составе этой подгруппы наиболее значимы следующие 4 вида функций:

а) Прогнозно-аналитическая функция - состоит в том, что муниципальные служащие соответствующих подразделений должны всесторонне проанализировать характер развития экономики и социальной сферы, выявить узкие места, обосновать наличие и реальную возможность исполнения резервов (материальных, трудовых, финансовых) в прогнозируемом периоде.

б) Прогнозно-целевая функция - обоснование системы целей социально-экономического развития регионов в прогнозируемом периоде и выявление ее состава приоритетных целей. Значимость выполнения этой функции состоит в том, что состав, структура системы целей определяют направления развития экономики и социальной сферы, особенности хозяйственного механизма, характер использование ресурсов всех видов и в значительной мере предопределяют экономическую и социальную эффективность территориального управления.

в) Прогнозно-расчетная функция - реализуется в расчетах, обосновании конкретных прогнозных показателей социально-экономического развития региона, количественных и качественных, затратных и результативных и др.

г) Планово-прогнозная функция - создание эффективного хозяйственного механизма (экономического, административно-правового) применение которого позволило бы достичь целей территориальных планов-прогнозов, программы. Количество выполнения этого вида функций предопределяет результативность выполнение всех других планово-прогнозных функций.

Следующие подгруппы функций возникают в процессе управления муниципальной собственностью. Выполнение этих функции приобретает значимость - т.к. преобразования собственности - базовые условия формирование рыночных отношений. Конечная цель преобразований - создание многообразие форм собственности и на этой основе - формирование рыночной, конкурентной среды, выявление эффективных собственников.

Процесс разгосударствления, приватизации осуществляется в основном на территориальных уровнях посредством действий работников соответствующих территориальных органов - комитетов, департаментов по управлению имуществом, фондами.

Служащие выполняют многообразные функции создание, приобретения, использования, аренды, отчуждения объектов муниципальной собственности.

Большой объем функциональных обязанностей выполняют муниципальные служащие в управлении отраслями материального производства и социальной сферы.

Из отраслей материального производства по степени, масштабам 1 место занимают сельское хозяйство и местная промышленность. Значительное участие территориальных органов в управлении сельским хозяйство объясняется тем, что основное средство сельскохозяйственного производства - земельные ресурсы (исполнение, охрана, распределение, правовые вопросы). Местная промышленность - они почти полностью подчинены территориальной администрации. Муниципальные служащие разрешают и регулируют создание местных промышленных предприятий различных организационных форм, участвуют в назначении руководящих кадров, содействуют созданию благоприятных условий обеспечения их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют регулирующие функции посредством совершенствования системы налогов, кредитования, выполнение антимонопольных действий.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Содержание работы муниципальной службы.
  2. Функции муниципального служащего.

 

Тема 8. Организационные формы осуществления местного самоуправления

 

В отличие от государственных органов, образующих единую систему в рамках всего государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

Формы организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления закрепляет несколько организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление. Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, выступают: референдум, собрания и др. вторую группу организационных форм составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований. Третью группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.

Референдум – это голосование граждан, постоянно проживающих в границах муниципальных образований, по вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Основные группы организационных форм местного самоуправления.
  2. Формы участия населения в самоуправлении

 

Тема 9. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления.

Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, которые являются экономической основой местного самоуправления.

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые связаны с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения.

Экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, создают условия его жизнедеятельности и обеспечивают:

- регулирование с помощью законов порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную;

- передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- участие в решении местных задач через региональные программы;

- разработку государственных минимальных социальных стандартов.

Состав муниципальной собственности:

- средства местного бюджета, внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- финансово-кредитные организации;

- жилищный фонд и нежилые помещения;

- учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Субъектом муниципальной собственности выступают местные территориальные органы управления. Кроме того, к муниципальной собственности относятся предприятия и организации местного подчинения, деятельность которых направлена на решение задач комплексного экономического и социального развития территорий.

Учет муниципальной собственности осуществляется согласно положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Что понимается под экономической основой местного самоуправления.
  2. Что включается в муниципальную собственность.

 

Тема 10. Финансы местного самоуправления.

 

Муниципальные представительные и исполнительные органы в целях выполнения ими своих функций наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами. Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы, которые охватывают местные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Муниципальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

Главным направлением использования муниципальных финансов является обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником муниципального финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации). Основной составной частью муниципальных финансов являются местные бюджеты.

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся: финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности (коммунальные предприятия), а также финансовые ресурсы используемые на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов, территориальные внебюджетные фонды (добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы).

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Роль местных финансовых ресурсов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
  2. Доходные и расходные стороны местных бюджетов.

 

Тема 11. Ответственность органов местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

 

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления и должностные лица ответственны в своей деятельности перед государством и законом. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служит обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом. Основанием для появления ответственности является нарушение органами и их должностными лицами Конституции и законов муниципального образования.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц определяется уставами муниципальных образований. Ответственность должностных лиц может быть дисциплинарной, административной, уголовной. Органы местного самоуправления, выборные и работающие по контракту должностные лица местного самоуправления в своей деятельности обязаны руководствоваться действующим законодательством и нормативно-правовыми положениями уставов муниципальных образований. Надзор за соблюдением законности в деятельности местной администрации и ее должностных лиц осуществляет судебная власть в лице конституционного суда, арбитражного суда, судов общей юрисдикции в регионах и на местах, прокуратуры. Единую централизованную систему надзора за соблюдением законодательства в республике составляет одна из ветвей судебной власти - прокуратура РК.

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления возлагается и на глав исполнительной власти – Акимов областей, городов и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля студента

  1. Какова ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством и законом
  2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом и отдельными гражданами
  3. Какую ответственность несут органы местного самоуправления и должностные лица перед физическими и юридическими лицами.

 

 

Автор УМКДС: Шохаманов А.Т.

Зав.кафедрой

«Менеджмент и маркетинг» Уркунчиев Е.М.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
от доелизаветинских времён до Генделя | Мой любимый sputnik 1 страница




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.