Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая игра для пятиклассников.






Самопознание – двигатель самосовершенствования. «Я» всегда интересует человека. «Я» хорошо тогда, когда «Мы» подтверждает его значимость, а «я» это ощущает и осознает.

Предварительная работа

Анкетирование ребят по следующим вопросам:

Нужен ли тебе коллектив?

Какое место в коллективе ты занимаешь?

Кто является для тебя авторитетом?

Что думают о тебе одноклассники?

Кто ты: «начальник» или «подчиненный»?

Изготовление эмблемы для каждого ученика.

Изготовление табличек – визиток на столы для трех групп игроков:

УЧЕНИКИ,

СПАСАТЕЛИ,

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

Изготовление табличек с ключевыми словами (помещаются на доске):

Личность;

Коллектив;

Авторитет;

Альтруизм;

Самосовершенствование.

Разбивка детей на три группы: ученики, спасатели, сотрудники научного центра (консультанты). За день до игры ребятам объясняют функции каждой из групп и предлагают выбрать одну из них. Затем ребята объединяются в группы, «знакомятся», выбирают лидера.

Включение в игру

Звучит песня о дружбе. Ребята подпевают. Создается хорошее настроение, дарим улыбки друг другу. В конце хором проговариваем:

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть – чуть,

А с друзьями много.

Учитель: Мы с вами в пути уже 2 года. Чем лучше я вас узнаю, тем больше убеждаюсь, что каждый из вас как личность необычайно интересен и многое может! А на что мы способны, если действуем сообща, когда мы составляем одно целое, т. е. коллектив?! Кстати, как вы понимаете слово «личность»?

Ребята отвечают: «Это - я», «Это значит иметь свое лицо», «Уважать себя», «Это когда себя воспитываешь…»

Учитель: А что такое коллектив?

Ребята отвечают: «Это - все мы», «Это - не просто люди, которые вместе, а те, кто интересен друг другу», «Это общие дела», «Людям вместе хорошо, они учатся или трудятся, их что – то держит вместе».

Учитель: Молодцы, спасибо! К этим понятиям мы еще вернемся. А сейчас позвольте представить вам участников нашей встречи.

Представление групп

Учитель: Авторитетные гости игры - консультанты из научного центра. Сегодня они будут давать нам справки и выскажут свое мнение по некоторым вопросам.

Затем учитель поименно представляет ребят, при этом мальчики встают с мест, а девочки реагируют кивком головы, улыбкой (это создает деловое настроение и учит коммуникационному этикету).

Учитель: Группа спасателей придет нам сегодня на помощь, поддержит в решении наших проблем. Представляю вам ….

Лидер этой группы представляет своих игроков.

ПОГОВОРИМ! ПОДУМАЕМ! ПОСОВЕТУЕМСЯ!

Учитель или консультант (если «научный центр» привлекался в качестве помощника для обработки анкет) зачитывает интересные ответы на вопросы анкеты.

Учитель: Спасибо вам за интересные мысли и откровенность. Давайте спросим научный центр, что такое коллектив?

Ира. Я воспользовалась словарем С.И. Ожегова: «коллектив-это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами».

Учитель: Какое слово кажется вам ключевым в этом определении? Правильно «общими», «общей». Каждый человек индивидуален и самобытен, но так как человек живёт среди людей и нуждается в них, он должен учится жить в обществе, а для этого нужно работать над собой, видеть и чувствовать каждого человека, с которым вас сталкивает «общая работа», «общие интересы».

Работа научного центра продолжается. Сейчас Наташа познакомит нас с результатами анкеты.

Наташа: на первый вопрос «Нужен ли коллектив?» «ДА» ответили 32 человека (33), «НЕТ» - 1 человек.

Ребята тут же захотели узнать, кто этот человек, которому все они не нужны. Это осталось секретом для них, но не для учителя. На самом деле этот ученик очень нуждается в коллективе, но думает, что тот ему не нужен, потому что он, ученик, не такой уж хороший, ловкий, удачливый. Это игра для него. Может ученик поймет, что главное – изменить свое мнение, самому нуждаться в ребятах, тогда и мир вокруг него станет другим.

На второй вопрос «Какое место ты в коллективе занимаешь?» ребята ответили так: важное – 24человека, не важное – 5 человек, не знаю – 4 человека.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему несколько человек в классе могут чувствовать себя ненужными?

Ответы детей: Может мы с ними плохо обращаемся?

У них нет важных поручений.

У нас всегда начальники одни и те же.

Надо что – то подремонтировать в классе, тогда и будешь нужным.

Ответы давали и ребята, входящие в число тех, кто написал в анкете, что занимает неважное место в коллективе. Для учителя их мысли – руководство к действию!

Учитель: Ребята, спасатели сталкиваются с разными трудностями. Сейчас вы можете их спросить о том, как лучше разрешить ту или иную проблему.

Ученица: У нас некоторые мальчики в классе считают себя лучше других, унижают слабых. Что бы вы им посоветовали?

Спасатель: Тот, кого считают слабым, пусть спортом занимается.

Ученица: Лучший – во всем лучший. А унижать других подло.

Спасатель: Я хочу сказать тем, кто считает себя сильнее других, что пусть не задаются вдруг придет кто – нибудь более сильный и будет унижать их.

Учитель: Спасибо. Действительно, ребята, унижающие других, достойны осуждения. Но эти ребята не плохие, просто им некуда себя девать. В хорошем ведь реализовывать себя труднее. Например: один такой «герой» постоянно задирает мальчика, который слабее его, но учится лучше. Нужно учиться радоваться успехам другого и не завидовать. согласны.

Теперь поговорим о том, как вы понимаете слово «личность»? кого можно считать личностью?

Ученики высказываются. Научный центр даёт определение понятия «личность».

Учитель: У Олеси есть вопрос к спасателем.

Ученица: Кого человек должен уважать в первую очередь: себя или других?

Ученик: Других и себя, но вначале других людей.

Учитель: Может ли неуважающий и не любящий себя человек уважать других? Нет. Но собственная личность не должна затмевать для человека все вокруг, иначе его назовут эгоистом. Самоуважение помогает человеку становиться лучше по отношению к другим и к самому себе.

Далее консультанты научного центра зачитывают ответы на вопросы анкеты «Кто ты: начальник или подчиненный?», «Что думают о тебе одноклассники?», «Кто является для тебя авторитетом?»

Оказалось, что в классе себя считают начальниками и подчиненными одновременно - _______ человек, начальником - ______ человек, подчиненными - ______ человек.

Группа консультантов дала справку: авторитет – это тот, кто пользуется признанием.

Среди личностей, которые пользуются у ребят авторитетом, были не только родители, родственники и учителя, но и известные артисты эстрады и кино.

Учащиеся задают вопросы спасателям:

- Помогите, меня ударил одноклассник. Мне очень обидно, ведь он – мальчик, а я – девочка. Как действовать, чтобы он понял, что так делать нельзя?

- Сегодня учительница сказала нам, что желательно каждому человеку иметь для себя авторитет. Это будет помогать становится лучше. А меня авторитета нет. Помогите мне найти его.

Ребята обсуждают в группе: ответы, высказывают общее мнение.

ПОДАРОК ОТ УЧИТЕЛЯ

Учитель: Посмотрите на эмблему, которую я приготовила для вас. Что означает лепесток? Цветок?

Консультанты объясняют значение слова «альтруизм»: альтруистом можно назвать человека, который испытывает симпатии к другим людям, стремится оказать им помощь, переживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своим интересом ради них.

Учитель: Что означает слово «самосовершенствование»?

Все отвечают.

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Задание группам – выработать правила существования личности в коллективе.

Группы зачитывают свои результаты своей работы, выбирается самое важное и компонуется свод правил.


Сообщение «Кто и когда придумал отмечать день рождения?»

Долгое время отмечать день рождения никому в голо­ву не приходило. Праздновать день рождения начали в Древнем Египте, позже этот обычай распространился и на Ассирию. Но он касался только людей выдающихся – фараонов и царей, а также их наслед­ников мужского пола. Первые письменные свидетельства о праздновании дней рождения египетских фараонов относят­ся примерно к 3000 году до н.э. Во дворце устраивали пир, в котором принимали участие помимо знати и слуги и рабы. Нередко по случаю дня рожде­ния фараона из тюрем выпус­кали заключённых.

Долгое время дни рождения женщин не только не отмеча­ли, но даже не записывали. Насколько известно, первой женщиной, которая удостои­лась ежегодного праздника, была Клеопатра II, царица Египта (185-116 гг. до н.э.).

Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в год (так, день рождения Артемиды, богини Луны и охо­ты, праздновали шестого чис­ла каждого месяца). Что же ка­сается простых смертных, то такой привилегией пользовал­ся только глава семьи - муж и отец, и то лишь один раз в году. На женщин и детей особого внимания не обращали.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.