Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природная пища человѣка: хлѣбныя зёрна и плоды.






Итакъ инстинктъ, разумъ и знанія, въ согласіи съ вѣ ковыми преданіями, привели насъ къ тому положенію, что человѣ къ по природѣ не есть плотоядное животное, не есть тоже травоядное или всеядное, а представляетъ изъ себя что-то другое. Какъ сказано было раньше, по своему тѣ лосложенію человѣ къ ближе всего подходитъ къ породѣ обезьянъ человѣ кообразныхъ, которыя въ дикомъ состояніи несомнѣ нно всѣ суть плодоядныя. Но такъ какъ человѣ къ не обезьяна, и наоборотъ, то и въ отношеніи естественнаго питанія у нихъ обоихъ должно происходить большое различіе. Такъ оно и есть въ дѣ йствительности.

Одно изъ главныхъ различій между человѣ комъ и обезьяной составляетъ то обстоятельство, что у человѣ ка двѣ руки и двѣ ноги, а у обезьяны 4 руки. Основное различіе между рукой и ногой составляетъ устройство и способъ прикрѣ пленія большого пальца, который у обезьянъ — на всѣ хъ четырёхъ оконечностяхъ одинаковый — дѣ лаетъ её способной къ схватыванію и поддерживанію своего тѣ ла. Такое устройство нижнихъ конечностей обусловливаетъ жизнь на деревьяхъ. У человѣ ка же двѣ руки и двѣ ноги. Устройство послѣ днихъ и способъ прикрѣ пленія большого пальца поставили человѣ ку въ удѣ лъ хожденіе по землѣ, а руки указываютъ на собираніе. Отсюда прямой выводъ, что обезьянѣ предназначено жить на деревьяхъ и питаться плодами, назначеніе же человѣ ка — жить на землѣ и собирать сѣ мена или хлѣ бныя зёрна и ягоды, т.е. плоды, какъ кустарниковъ, такъ и деревьевъ. Значитъ — человѣ кообразныя обезьяны суть животныя плодоядныя, а человѣ къ — злако-плодоядное.

Пищу свою человѣ къ долженъ принимать въ такомъ видѣ, въ какомъ принимаетъ её вся живая тварь, именно въ сыромъ; нельзя же думать, чтобы природа не знала лучше всякихъ врачей, поваровъ и аптекарей, чѣ мъ питать свои созданія. Природа такъ устроила человѣ ка, что онъ можетъ находить и потреблять пищу въ готовомъ видѣ. Неужели бы въ такомъ важномъ дѣ лѣ природа поставила человѣ ка ниже всякихъ другихъ животныхъ? Вѣ дь это было бы нелѣ по. Вслѣ дствіе жаренія, варенія, печенія, броженія, дистиллированія и всякихъ другихъ искусственныхъ способовъ приготовленія пищи до нѣ которой степени разрывается природная, органическая связь элементовъ въ пищѣ, отчего она теряетъ питательность, а иногда становится даже совсѣ мъ вредною. Такъ, напр., вслѣ дствіе варенія и броженія здоровой самой по себѣ ржи получается ядъ, извѣ стный подъ именемъ алкоголя. Яблоки и виноградъ — превосходная пища, приготовленные же изъ нихъ сидръ и вино составляютъ ядъ. Сочная душистая груша въ сыромъ видѣ однимъ своимъ ароматомъ способна вызвать слюни во рту: если же мы её сваримъ или испечёмъ, то она теряетъ свой ароматъ, дѣ лается приторной, такъ что для исправленія вкуса надо прибавить сахара. Куда же дѣ вались ароматъ, вкусъ, а вслѣ дъ за тѣ мъ и питательность ея? Огонь уничтожилъ, разъединивъ органическую связь частицъ. Если въ сыромъ видѣ для насыщенія достаточно бываетъ полуфунта зерна, плодовъ и орѣ ховъ, то варёныхъ, не считая приправъ, надо по меньшей мѣ рѣ въ полтора раза больше. Огонь уничтожаетъ жизненное начало въ зернѣ, тогда какъ способность произрастать, иначе говоря, способность производить дальнѣ йшую жизнь, и есть собственно необходимое условіе, лучшій показатель человѣ ческой пищи.

Древнее сказаніе о Прометеѣ, который похитилъ съ неба огонь и научилъ людей варить, за что былъ прикованъ къ скалѣ, можно считать аллегоріей, заключающей въ себѣ глубокую правду. Прометей, этотъ собирательный человѣ къ, который при помощи огня научился варить и печь, употреблять въ пищу мясо и другія жертвенныя яства, сдѣ лался самъ жертвою хищныхъ птицъ или недуговъ, которые съ тѣ хъ поръ стали терзать его.

Природной, такимъ образомъ, пищей человѣ ка нужно считать хлѣ бныя зёрна и плоды въ сыромъ и само собою въ зрѣ ломъ видѣ, а именно: рожь, овёсъ, пшеницу, ячмень, гречиху и др.; лѣ томъ: крыжовникъ, смородину, землянику, клубнику, малину, чернику, вишни, черешни, арбузы, тыквы, дыни, огурцы; подъ осень: всевозможныхъ сортовъ груши, персики, абрикосы; осенью: каштаны, виноградъ и въ особенности яблоки, которыхъ родится около 1200 всевозможныхъ сортовъ; дальше идётъ цѣ лый рядъ орѣ ховъ, большихъ и малыхъ, простыхъ и грецкихъ, заключающихъ въ себѣ сладкія жировыя вещества; затѣ мъ всевозможныя ягоды, отличающіяся каждая особыми достоинствами и качествами: сочныя, душистыя, сладкія, кисленькія и т.д. и т.д. Вотъ какими дарами природы окружёнъ человѣ къ, а онъ пачкается въ крови убиваемыхъ имъ животныхъ, съ тѣ мъ, чтобы трупы ихъ схоронить внутри себя, гдѣ, разлагаясь, они причиняютъ ему всякія болѣ зни и муки, стремясь освободиться отъ которыхъ хотя временно, онъ одуряетъ себя различными наркотиками.

Никто, я думаю, не станетъ думать, что природа поскупилась благами для питанія человѣ ка! Но богатство плодовъ во всёмъ разнообразіи ихъ доставляетъ человѣ ку не одно только благо въ питаніи. Чувства вкуса и обонянія у людей, питающихся этими райскими плодами, до такой степени очищаются, достигаютъ такого совершенства, что только тогда люди вполнѣ приходятъ къ познанію, что пища ихъ есть пища райская, человѣ ческая. Для того, чтобы питаться по-человѣ чески, надо взять горсть или ложку (1½ —2½ лотовъ) хлѣ бныхъ зёренъ, какія намъ придутся болѣ е по вкусу и по запаху, и жевать до тѣ хъ поръ, пока зерно, при помощи зубовъ и слюны, не превратится въ молочную жижу, для чего при хорошихъ зубахъ достаточно 6 минутъ, а при дурныхъ — 12 минутъ. При глотаніи этой молочной жижи, послѣ извѣ стнаго навыка, мы испытываемъ обыкновенно такое впечатлѣ ніе, какъ бы мы глотали настоящее молоко, съ которымъ эта жижа какъ по составу, такъ и по наружному виду имѣ етъ большое сходство; по истеченіи извѣ стнаго времени чувствуется во рту ощущеніе пріятной сладости, зерно становится всё болѣ е и болѣ е вкуснымъ. Зёренъ въ одинъ присѣ стъ надо съѣ сть столько пригоршней, сколько понадобится для насыщенія, разнообразя притомъ пищу то орѣ хами для пополненія бѣ лковыхъ и жировыхъ веществъ, то фруктами. Инстинктъ (только не химія) въ этомъ случаѣ подскажетъ намъ, что намъ нужно для поддержанія силъ и здоровья. Сначала придётся принимать пищу въ большомъ количествѣ, для того, чтобы наполнить желудокъ, который теперь не въ мѣ ру расширился у людей вслѣ дствіе ослабленія. Когда со временемъ желудокъ сожмётся, черезъ что работа его станетъ сильнѣ е и энергичнѣ е, тогда мы станемъ принимать меньше пищи, и это меньшее количество пищи будетъ несравненно питательнѣ е, такъ какъ органъ пищеваренія станетъ работать тогда интенсивнѣ е, усвоивая больше питательныхъ веществъ, которыя при настоящемъ образѣ жизни въ половинѣ, даже въ трёхъ четвертяхъ своихъ выходятъ неусвоенными.

Ѣ сть надо только тогда, когда почувствуется необходимость. Однако, тотъ, кто выработалъ въ себѣ привычку принимать пищу въ извѣ стные часы, хорошо сдѣ лаетъ, не измѣ няя этой привычки. Ѣ сть надо въ 6—8 часовъ утра, затѣ мъ обѣ дать въ 12 ч. и въ 6 ч. ужинать. Больные люди должны ѣ сть не позже какъ за 3—4 часа передъ тѣ мъ, какъ итти спать. Только вполнѣ здоровые могутъ ѣ сть плоды, не снимая кожи, а шелуху отъ зёренъ надо послѣ пережёвыванія непремѣ нно выплёвывать. Съ гречихой это дѣ лается легко, съ другими зёрнами значительно труднѣ е.

Свѣ жіе плоды можно удобно замѣ нить сушёными, только непремѣ нно сладкими, такъ какъ это единственно можетъ служить ручательствомъ, что они сорваны спѣ лыми.

Запасы надо дѣ лать изъ самаго лучшаго зерна и отборныхъ плодовъ. Въ городѣ достаточно по одному гарнцу каждаго зерна на всю семью на нѣ сколько недѣ ль. Зерно слѣ дуетъ просѣ ять, пересортовать, промыть въ холодной водѣ, высушить и, всыпавъ въ полотняный мѣ шокъ, повѣ сить въ хорошо провѣ триваемомъ, сухомъ мѣ стѣ.

Если 3 раза въ день съѣ дать по 3—5 пригоршней зерна (больше 5 не съѣ стъ самый сильный работникъ), тогда это составитъ не больше одного фунта въ сутки; прибавивъ къ этому 1—2 фунта плодовъ и орѣ ховъ, получимъ 1½ фунта пищи на одного человѣ ка изъ нерабочаго класса и 2—3 фунта на сильнаго работника крестьянина.

Въ среднемъ 1 фунтъ зерна стоитъ 2—3 к. … 3 к.

Въ среднемъ 1 фунтъ яблоковъ стоитъ 8—10 к. … 10 к.

Въ общемъ, значитъ, самая здоровая и питательная пища для сильнаго и здороваго человѣ ка обойдётся въ сутки 13 к.[6].

Людямъ, привыкшимъ къ извѣ стному комфорту въ ѣ дѣ, достаточно прибавить къ обѣ ду немного винныхъ ягодъ, изюму или финиковъ, и тогда дневное пропитаніе будетъ стоить не больше 30 коп. Такимъ образомъ и стоимость этой райской пищи очень невелика. Въ настоящее время плохо питающійся работникъ, — однимъ только картофелемъ и капустой, иногда хлѣ бомъ и крупой — не въ состояніи расходовать больше какихъ-нибудь 15 коп. Въ такомъ случаѣ ему лучше питаться однимъ только зерномъ, прибавивъ немного къ обѣ ду сушёныхъ плодовъ или сырой моркови, а лѣ томъ — огурцовъ, рѣ пы или чего-нибудь другого. Такая пища будетъ въ 3 раза питательнѣ й его теперешней водянистой пищи и будетъ стоить какихъ-нибудь 5 коп.

Путёмъ сбереженія въ количествѣ пищи накопляется больше запасовъ ея, да и самой земли для одного человѣ ка тогда понадобится меньше. Въ настоящее время народъ большую половину своихъ доходовъ расходуетъ на ѣ ду и питьё; много идётъ на уплату долговъ, процентовъ, такъ что на духовныя потребности остаётся весьма немного.

Кто питается правильно, тотъ и жизнь ведётъ правильную, и польза такой жизни сказывается всё яснѣ е и яснѣ е. Одно изъ такихъ преимуществъ райскаго питанія есть полная независимостъ отъ третьихъ лицъ, отъ времени дня и года. Правильное питаніе не признаётъ ни поваровъ, ни кухни, ни огня, ни масла, приправъ, кастрюль, горшковъ, кухонной посуды, самоваровъ, прислуги, судомоекъ, грязныхъ помоевъ, неудавшихся, пригорѣ вшихъ и пересоленныхъ кушаній, ссоръ и пререканій изъ-за этого, грязи и кухонной вони, трактирной жизни съ ея даваніями «на чай», катарами желудка, маргариновымъ масломъ, касторками и т.п. гадостями. Весь мѣ сячный запасъ вегетаріанца помѣ щается въ буфетѣ на одной полкѣ; когда откроешь дверцы, ароматъ разливается по всей комнатѣ. Выходя изъ дому, дневное пропитаніе забирается въ мѣ шокъ, въ двухъ концахъ котораго помѣ щаютъ: въ одномъ зёрна, а въ другомъ колотые орѣ хи; въ карманъ можно положить нѣ сколько яблоковъ или горсть сушёныхъ плодовъ, если въ дорогѣ нельзя ихъ купить. Тамъ, гдѣ имѣ ется хотя немного зерна и воды, вегетаріанецъ можетъ смѣ ло пропитаться, тогда какъ обыкновенный человѣ къ при недостаткѣ огня, горшковъ, соли и т.п. можетъ, пожалуй, умереть съ голоду.

Общеніе съ вегетаріанцами весьма удобное. Тогда какъ иногда нужно нѣ сколько дней для приготовленія угощенія обыкновенныхъ людей, угощеніе вегетаріанца не представляетъ никакихъ безпокойствъ. Тарелка свѣ жихъ или сушёныхъ плодовъ будетъ для него роскошнымъ угощеніемъ.

Независимость личности, какъ одно изъ послѣ дствій растительнаго питанія, передаётся постепенно въ общественныя отношенія, возвышая нравственный уровень общества и налагая на него свой облагораживающій отпечатокъ. Говоря о сокращеніи потребностей въ питаніи, Платонъ приводитъ слова Сократа: «Довольствуясь малымъ, мы болѣ е всего становимся богоподобными, потому что боги ни въ чёмъ не нуждаются».

 

 

Каковы наши дѣ ти, таково и наше будущее. Всякому небезызвѣ стно, что способъ питанія и воспитанія дѣ тей, т.е. то, на какой пищѣ, въ какой атмосферѣ и освѣ щеніи и въ какихъ тѣ лесныхъ упражненіяхъ воспитываются дѣ ти, — рѣ шительнымъ образомъ вліяетъ на ихъ настоящее и будущее. Теперь молодое поколѣ ніе, обременённое наукой сомнительнаго достоинства[7], медленно задыхается и отравляется въ школахъ собственными выдѣ леніями кожи и лёгкихъ. Измученному тѣ лу и отягощённому мозгу не даютъ столько отдыха, сколько его необходимо нужно, потому что требованія школьной программы желѣ зными тисками приковываютъ его къ столу, едва давая возможность съ горячечной поспѣ шностью подкрѣ питься для того, чтобы снова приняться за трудъ — готовить уроки къ слѣ дующему дню. Приготовленіе уроковъ происходитъ при коптящей лампѣ, иногда по нѣ скольку человѣ къ въ одной комнатѣ, какъ это бываетъ на общихъ ученическихъ квартирахъ. Изнурённыя и переутомлённыя непосильной работой, дѣ ти ложатся, наконецъ, часовъ въ 11 спать... Но и сонъ ихъ не можетъ подкрѣ пить: въ дортуарахъ, гдѣ спитъ иногда по 20 человѣ къ, они задыхаются всю ночь, при закрытыхъ плотно окнахъ, собственными міазмами, лишённые лучшаго друга — свѣ жаго воздуха. Нѣ тъ ничего удивительнаго, что при такихъ условіяхъ сонъ не подкрѣ пляетъ, не обновляетъ вовсе; только нервы успѣ ваютъ немного отдохнуть послѣ сильнаго напряженія. При такихъ условіяхъ, весьма схожихъ съ дальнѣ йшей нашей жизнью, утомляющіеся нервы требуютъ непремѣ нно какихъ-нибудь возбуждающихъ средствъ, чтобы не потерять способности для дальнѣ йшей работы. Всё равно, что усталую лошадь бить кнутомъ, вмѣ сто того чтобы покормить её хорошенько. Неудивительно поэтому, что наше молодое поколѣ ніе безъ чаю, кофе, вина, пива, папиросъ, а въ особенности безъ мяса жить не можетъ. Подобныя наркотическія средства очень способствуютъ ненормально быстрому ихъ развитію; клѣ точки ихъ мускульной ткани, мозговыя и нервныя вещества не получають надлежащей плотности и упругости; разгорячённый умъ и тѣ ло постоянно истощаются. Въ возбуждённомъ тѣ лѣ родятся страсти. Наша мужская молодёжь уже 14-ти лѣ тъ, вмѣ сто того какъ въ древней Греціи — въ 30 лѣ тъ, вступаетъ въ половыя общенія; въ молодомъ пылу рано истощается и очень часто насилуетъ собственную природу, отдаваясь онанизму. Рѣ дко встрѣ тишь молодого человѣ ка, не заражённаго уже сифилисомъ, такъ же какъ и молодую дѣ вушку, которая не страдала бы бѣ лами и малокровіемъ.

Слабый дѣ тскій умъ, начинённый массой самыхъ разнообразныхъ свѣ дѣ ній, будучи не въ состояніи ихъ переварить, не воспринимаетъ ихъ надлежащимъ образомъ. Такимъ образомъ школьная наука, вмѣ сто того чтобы привести къ здоровымъ, широкимъ взглядамъ, создаётъ только надменныхъ недоучекъ, безбожіе, крайній матеріализмъ, «рыцарей борьбы за существованіе», ту массу болѣ зней современной цивилизаціи, въ которыхъ хирургія ножа и огня безсильны, потому что ракъ развился не снаружи, а внутри тѣ ла, въ крови, и лѣ чить надо начинать съ діэты, съ питанія.

Если бы половину — именно половину — того времени, которое теперь безполезно уходитъ на «зубреніе», употребить на игры, на мускульный трудъ на свѣ жемъ воздухѣ, то при «райскомъ» питаніи хлѣ бными зёрнами и плодами тѣ ло и умъ приняли бы столько энергіи, окисленіе въ организмѣ происходило бы такъ энергично, что другой половины времени было бы вполнѣ достаточно для выучиванія и воспринятія всего того, чего требовала бы раціональная программа. Я всегда наблюдалъ, что тѣ, которые въ школѣ меньше всего занимались, всего больше гуляли на свѣ жемъ воздухѣ — лѣ нтяи, никогда балла больше трёхъ не получавшіе, по выходѣ изъ училища сохраняли больше свѣ дѣ ній, кругозоръ ихъ былъ болѣ е широкій и болѣ е зрѣ лый, чѣ мъ ихъ товарищей, которые примѣ рно вызубривали всѣ свои уроки, получали по 5, но зато послѣ урока всё тотчасъ же снова забывали. При вегетаріанскомъ питаніи, при соотвѣ тствующемъ моціонѣ, отдыхѣ и пребываніи на свѣ жемъ воздухѣ и при соотвѣ тствующей одеждѣ мы воспитаемъ сильную и здоровую тѣ ломъ и душою молодёжь. Только такимъ путёмъ культурное человѣ чество можетъ обезпечить свою будущность.

Было бы несравненно лучше, если бы всѣ безъ исключенія учебныя заведенія открывались только зимой, а лѣ томъ чтобы молодёжь обязательно проводила время въ деревнѣ, за ручнымъ трудомъ, въ полѣ на пахотѣ, покосѣ, жнивьѣ, въ огородѣ, саду, по крайней мѣ рѣ по 6 часовъ ежедневно. Такимъ путёмъ общество пріобрѣ ло бы опытныхъ садовниковъ и земледѣ льцевъ, способныхъ притомъ и теоретически развиваться дальше. Молодое поколѣ ніе полюбило бы землю—кормилицу, которая въ свою очередь ещё бы болѣ е привязала его къ растительной пищѣ, какъ къ плодамъ рукъ своихъ. Молодёжь стала бы уважать хлѣ бный трудъ, ея взгляды на жизнь стали бы трезвѣ е, она лучше бы узнала потребности и нужды окружающихъ людей. Сверхъ того, молодое поколѣ ніе выгадало бы много для себя лично, закаливъ свой организмъ и укрѣ пивъ свой умъ, черезъ что оно стало бы болѣ е способнымъ переносить житейскія невзгоды съ лёгкимъ сердцемъ и съ улыбкой на лицѣ. При этомъ въ рукахъ молодыхъ людей было бы ремесло, которое всегда бы ихъ прокормило, если бы всѣ другіе способы имъ измѣ нили. Отъ нужды и сумы они были бы всегда застрахованы. Эта матеріальная независимость подняла бы ихъ въ ихъ собственныхъ глазахъ и въ глазахъ общества. Такъ воспитались бы въ людяхъ дѣ йствительно достойные, сильные характеры.

Многіе изъ насъ до того теперь истощены, что говорятъ: «Да, но мой желудокъ этого не вынесетъ». Это происходитъ отъ того, что желудокъ нашъ устранёнъ отъ своего назначенія. Желудку нашему назначено отъ природы быть кухнею, которая должна варить сырые плоды. Какъ только человѣ къ устраняетъ желудокъ отъ этого его природнаго назначенія, онъ (желудокъ) дѣ лается вялымъ, наступаетъ его упадокъ, какъ каждой части человѣ ческаго тѣ ла, которая перестала какъ слѣ дуетъ упражняться. Тогда остаётся только одинъ путь спасенія — вернуть желудокъ къ его прежнему назначенію. Каждый человѣ къ, питающійся сырыми плодами, овощами и хлѣ бными зёрнами, будетъ имѣ ть сильный, здоровый желудокъ, хотя придёть къ этому постепенно, такъ какъ благотворное преобразованіе органа питанія и соединённое съ нимъ возрожденіе всего человѣ ка приходитъ только постепенно. Всякій, поставившій себѣ непремѣ ннымъ условіемъ достиженіе этой задачи, не замедлитъ почувствовать происходящее въ нёмъ благотворное перерожденіе и всецѣ ло отдастся стремленію къ чистому образу жизни и питанія.

Какъ желудокъ служитъ для нашего организма кухнею, такъ зубы служатъ мельничными жерновами, назначеніе которыхъ — перемалывать для желудка пищу. Зубы служатъ основнымъ органомъ питанія. Кто ихъ не употребляетъ въ настоящемъ ихъ значеніи, а пріучается къ искусственно-приготовленной пищѣ, тотъ скоро теряетъ лучшую свою красу — рядъ перламутровыхъ зубовъ.

Зубы у человѣ ка, питающагося «по-человѣ чески», не теряютъ своей крѣ пости и перламутровой бѣ лизны до глубокой старости, что мы наблюдаемъ у восточныхъ народовъ, питающихся исключительно растительной пищей. Уже ежедневное пережёвываніе горсти зерна убѣ ждаетъ насъ, что самый лучшій врачъ не въ состояніи дать лучшаго средства для укрѣ пленія зубовъ и поддержанія ихъ гигіены.

Питаясь по-вегетаріански, мы замѣ тимъ, что для насыщенія понадобится несравненно меньше зерна, чѣ мъ самаго лучшаго хлѣ ба, испечённаго изъ этого же зерна, что служитъ лучшимъ доказательствомъ того, что зерно содержитъ въ себѣ какое-то питательное вещество, котораго не достаётъ въ хлѣ бѣ. Съ точки зрѣ нія такъ называемой «чисто-научной» объяснить это можно бы было вотъ какъ: вслѣ дствіе варенія и жаренія въ большей части уничтожаются растительныя клѣ точки, изъ которыхъ каждая живётъ болѣ е или менѣ е отдѣ льною или самостоятельною жизнью. При жеваніи сырыхъ плодовъ такого уничтоженія клѣ точекъ не бываетъ, а поглощаются въ большинствѣ случаевъ цѣ льныя, механически отдѣ лённыя клѣ точки, отъ чего, вѣ роятно, и зависитъ ихъ большая питательность.

Лѣ томъ плоды имѣ ютъ кисловатый, освѣ жающій вкусъ, осенью — живительно-сладкій, а зимой — согрѣ вающе-жирный, напр. орѣ хи. Югъ изобилуетъ финиками, винными ягодами, бананами, кокосовыми орѣ хами, миндалёмъ, рисомъ, кукурузой и пшеницей; сѣ веръ — косточковыми и зерноплодными фруктами, ягодами, орѣ хами, рожью, овсомъ. Въ безводныхъ степяхъ растутъ сочный арбузъ и дыня, въ песчаныхъ пустыняхъ Африки — молочный кокосовый орѣ хъ, а въ жаркомъ поясѣ Америки въ неслыханномъ изобиліи растётъ необыкновенно вкусный, сочный бананъ. Размышленіе надъ этимъ устройствомъ приводитъ насъ къ тому заключенію, что каждый климатъ даётъ возможность существованія въ нёмъ человѣ ку, производя тѣ самые плоды, которые необходимы для существованія въ условіяхъ этого климата.

Черезъ сотни поколѣ ній человѣ чество такъ далеко удалилось отъ райской жизни, что сила привычки очень затрудняетъ возвращеніе къ ней. Тѣ, у кого духъ способенъ одержать побѣ ду надъ плотью и ея злыми привычками, должны пользоваться именно этой силой (привычки), но только въ ея положительномъ направленіи, помня слова Пиѳ агора: «Усвой себѣ только тотъ образъ жизни, который твой разумъ призналъ наилучшимъ, а привычка сдѣ лаетъ его для тебя самымъ пріятнымъ». Такъ какъ всѣ переходы въ природѣ бываютъ постепенны и медленны, то непосредственное возвращеніе къ райской жизни доступно будетъ только для немногихъ. Слишкомъ ужъ большое сдѣ лано отклоненіе, а цѣ ль весьма ясная стоитъ впереди. Какъ её достигнуть, надъ этимъ долженъ поработать каждый въ отдѣ льности, борясь съ собственными недостатками, сообразуясь какъ съ родомъ и силою страстей и привычекъ, такъ и съ собственнымъ темпераментомъ. Каждый поэтому долженъ бороться съ собою, сообразуясь съ своей индивидуальностью. Настойчивость въ этихъ случаяхъ хорошо вознаграждается. Вотъ какая «борьба» и вотъ за какое «существованіе» достойна человѣ ка, а не борьба съ ближними. Кто не владѣ етъ собою, тотъ сдѣ лается рабомъ. Борьба съ самимъ собою есть самая трудная, но зато побѣ да надъ собою самая достойная.

Не мало есть такихъ людей, къ которымъ можно свободно отнести слова Лейбница: «Если бы и геометрія противилась нашимъ страстямъ, тогда навѣ рное нашлись бы люди, которые бы принялись опровергать ея доводы». У кого не хватаетъ духовной силы мужественно повернуть къ разумной жизни, тотъ пусть, по крайней мѣ рѣ, не мѣ шаетъ другимъ такъ жить и такъ поступать.

Однако при возвращеніи къ райскому питанію и образу жизни надо избѣ гать крутого поворота. Кто замѣ титъ, что первая перемѣ на ведётъ къ отрицательнымъ результатамъ, продолжающимся слишкомъ долго, тотъ пусть лучше, до времени, разъ въ день ѣ стъ варёный вегетаріанскій обѣ дъ.

При вегетаріанскомъ питаніи необходимо, по меньшей мѣ рѣ, два часа гулять и два часа проводить въ какомъ-нибудь физическомъ трудѣ на свѣ жемъ воздухѣ, сообразуясь со своими силами: или въ саду, огородѣ работать или пилить, колоть дрова. Такое движеніе возбуждаетъ, усиливаетъ работу лёгкихъ и кишокъ и особенно развиваетъ брюшныя и межрёберныя мышцы, отъ которыхъ зависитъ дыханіе и правильное пищевареніе. Въ противномъ случаѣ, пища будетъ попрежнему проходить чрезъ вялый, отъ труда отвыкшій желудокъ безъ всякой для него пользы. Ночью надо непремѣ нно дышать по возможности чистымъ воздухомъ. Оттого спать всегда слѣ дуетъ при открытомъ окнѣ, а зимой въ хорошо нагрѣ той комнатѣ при открытой форточкѣ; въ постели надо тепло укрыться, а когда понадобится — надѣ ть на голову тёплую шапку. Мѣ рой чистоты воздуха въ спальнѣ должно быть отсутствіе всякаго запаха. Лучшимъ, единственнымъ хорошимъ очистительнымъ средствомъ будетъ древесный уголь, который надо ставить въ комнатѣ въ одной или двухъ корзинахъ. Онъ энергично поглощаетъ изъ воздуха самые вредные міазмы, въ особенности выдѣ ленія лёгкихъ и наружныхъ покрвовъ. Всѣ другія хвалёныя очищающія (дезинфекціонныя) средства, издающія какой-нибудь запахъ, а то и совсѣ мъ вонючія, не только никуда не годны, но прямо-таки вредны для здоровья.

Одѣ ваться хорошо въ шерстяныя ткани, а важнѣ е всего обмывать всё тѣ ло холодной водой не ниже 8 °R[8], начавъ предварительно съ 18 °R. Руки и ноги надо мыть всегда болѣ е холодной водой. Никогда не слѣ дуетъ умываться, когда ноги или вся кожа холодная; въ такомъ случаѣ слѣ дуетъ предварительно разогрѣ ть ноги въ тёплой водѣ въ 32—34 °R, продержавъ въ ней 10—15 минуть, затѣ мъ постепенно обмывать 18 °R водой.

По мѣ рѣ того какъ организмъ, при посредствѣ разумнаго питанія очищается, оздоравливается, онъ крѣ пнетъ, и тогда наступаетъ кризисъ въ видѣ сильныхъ лихорадокъ, выдѣ ленія пота, поносовъ или обыкновенныхъ оздоравливающихъ, такъ называемыхъ воспалительныхъ болѣ зней. Тогда-то особенно надо остерегаться лѣ карствъ или такого ухода, которые могли бы задержать усилія организма освободиться отъ оставшагося въ нёмъ болѣ знетворнаго вещества. Если подъ рукой не найдётся такого врача, который лѣ читъ не лѣ карствами, а тѣ ми средствами, которыя указываетъ сама природа, то лучше ничего не дѣ лать, поддерживать въ помѣ щеніи больного свѣ жій, чистый воздухъ — во всёмъ остальномъ руководиться инстинктами больного и личнымъ опытомъ; выздоровленіе наступитъ немного позже, но зато тутъ негрозитъ никакая опасность. Опасаться въ этомъ случаѣ нечего, напротивъ: надо радоваться, потому что чѣ мъ сильнѣ е бываетъ кризисъ, чѣ мъ сильнѣ е оздоравливающая болѣ знь, тѣ мъ больше увѣ ренности въ томъ, что организмъ нашъ пріобрѣ лъ новыя силы. Со временемъ такіе кризисы повторяются всё рѣ же и рѣ же, а послѣ очищенія организма совсѣ мъ оставляютъ его.

Въ такомъ случаѣ, скажутъ многіе, «жизнь, достойная человѣ ка», будетъ попросту самоотреченіе, лишеніе себя всего, что придаётъ жизни какую-нибудь цѣ ну». Напротивъ! Теперешній образъ жизни и есть отреченіе отъ истиннаго блага и чистыхъ радостей жизни! Раздраженіе лишаетъ насъ истиннаго спокойствія; возбужденіе отнимаетъ у насъ бодрый сонъ; нервное разстройство не даётъ возможности правильному теченію и гармоніи въ мысли, а тѣ мъ болѣ е въ поступкахъ; всё насъ гнетётъ, огорчаетъ, потому что мы уже потеряли всю индивидуальную энергію. Большія и малыя болѣ зни изнуряютъ насъ постоянно, убивая въ насъ силы медленно или быстро.

Только жизнь, согласная съ природой, можетъ дать намъ неизмѣ нное здоровье. При правильномъ, соотвѣ тствующемъ человѣ ку питаніи и образѣ жизни, силъ и тѣ ла прибавляется, является жизнерадостность, въ сердце вселяется любовь ко всей природѣ, согбенный станъ выпрямляется, кожа пріобрѣ таетъ бѣ лизну и свѣ жесть, часто даже волосы, преждевременно посѣ дѣ вшіе, снова темнѣ ютъ. Достигнувшій такимъ путёмъ здоровья и способности энергичнаго противодѣ йствія дурнымъ вліяніямъ, человѣ къ тогда почувствуетъ себя совершенно обновлённымъ.

Какую удивительную силу заключаютъ въ себѣ расти тельные элементы, мы видимъ живой примѣ ръ на носорогѣ, лошади и верблюдѣ. Слонъ всё могущество своихъ мускуловъ получаетъ отъ травы. Сила и выносливость идутъ вслѣ дъ за растительнымъ кормомъ. Словомъ, верблюдъ, лошадь, осёлъ, быкъ, благодаря своей выносливости, впряжены человѣ комъ въ работу. Левъ, тигръ и другія плотоядныя развиваютъ въ себѣ только разовую силу, — выносливости же не имѣ ютъ. Оттого то человѣ къ и не приручилъ ихъ къ работѣ. Плодоядная горилла, достигающая семи футовъ высоты, обладаетъ упругими какъ сталь мускулами и костями: сила у нея такъ велика, что когда она, разсерженная, ударяетъ себя кулакомъ въ грудь, то издаётъ звукъ какъ изъ турецкаго барабана; случается, она вступаетъ въ борьбу со львомъ и выходитъ побѣ дительницей. Но какъ бы ни были убѣ дителыны примѣ ры изъ царства животныхъ, личный примѣ ръ и примѣ ры изъ жизни народовъ всего полезнѣ е и убѣ дительнѣ е.

Первые извѣ стные намъ примѣ ры растительнаго райскаго питанія даютъ славянскія племена, когда они извѣ стны были подъ именемъ гиперборейцевъ. Объ этихъ предкахъ нашихъ, которыхъ Орфей называетъ макробіями (долгоживущими), говорятъ Помпоній Мела, Плиній и Солинъ: «Земля ихъ очень урожайна, воздухъ чистый и здоровый. Живутъ они очень долго, не знаютъ, гнѣ ва и болѣ зней, не воюютъ; жизнь проводятъ въ безпечной весёлости и покоѣ. Прекрасные лѣ са и дубравы служатъ имъ постоянными жилищами, плоды деревьевъ — пищей, мяса не ѣ дятъ, умираютъ спокойно» и т.д. Развѣ это не та же райская жизнь, къ которой мы теперь снова стремимся?

О громадномъ ростѣ, силѣ, ловкости и благородныхъ нравахъ уже позднѣ йшихъ славянъ, какъ о результатѣ растительнаго питанія, свидѣ тельствуютъ византійскіе и германскіе лѣ тописцы. Прокопій въ VI вѣ кѣ пишетъ: «Роста славяне высокаго, нравы и обычаи у нихъ простые, гнѣ ва и лжи не знаютъ». Маврикій въ VII вѣ кѣ говоритъ: «Въ трудѣ выносливые, они легко переносятъ голодъ и холодъ, наготу и недостатокъ». О гостепріимствѣ славянъ пишетъ Адамъ Бременскій (Perts XXI, 75 chron. slavon.). Левъ Мудрый въ IX вѣ кѣ описываетъ: «Въ VI вѣ кѣ славяне питались овсомъ, просомъ, гречихой, молокомъ и плодами». «Потомъ, — передаётъ Гельмгольдъ, — въ XII вѣ кѣ (Chron. slavon., кн. I, 85) выучились у нѣ мцевъ варить (кухня — отъ нѣ мецкаго kochen) разныя вкусныя блюда» (вѣ роятно, мясныя). Витукиндъ въ X вѣ кѣ передаётъ (Rev. gest. Sax., lib. VI) o славянахъ: «Народъ этотъ необыкновенно закалёнъ и способенъ переносить всякіе труды, привыкъ ко всякаго рода лишеніямъ; что для нашихъ (германцевъ) представляетъ большія трудности, то славяне ставятъ ни во что». Ещё лѣ тописецъ Несторъ съ особеннымъ отвращеніемъ разсказываетъ о поѣ дающихъ «стерво» половцахъ... «Проливаютъ кровь, — говоритъ онъ, — и ещё похваляются этимъ». Преслѣ дуемые набѣ гами римлянъ, германцевъ и монголовъ, когда принуждены были укрываться въ лѣ сахъ и горахъ, тогда только славяне научились отъ нихъ употреблять спиртные напитки, убивать животныхъ и поѣ дать ихъ трупы; съ того времени и начинается упадокъ славянъ.

 

 

Когда такіе знаменитые путешественники, какъ Кукъ, Дюмонъ-Дюрвиль, Лаперузъ, привезли первыя извѣ стія объ открытыхъ ими разныхъ странахъ въ Океаніи, жители которыхъ, питаясь исключительно одной растительной пищей, отличались необыкновенной силой и кротостью, стройностью и красотой тѣ ла, то сразу никто имъ не повѣ рилъ, признавъ ихъ разсказы преувеличенными, тѣ мъ болѣ е, что позднѣ йшіе путешественники уже этого не подтвердили. Однако, оказывается, что тѣ и другіе одинаково были правы, такъ какъ именно европейская цивилизація привила имъ плотоядность, пьянство, а вслѣ дъ за тѣ мъ развратъ, разнузданность, а ещё дальше — оспу, сифилисъ и цѣ лый рядъ другихъ болѣ зней, взявшихъ оттуда своё начало. Островъ Отаити, насчитывавшій во время открытія около 100 тысячъ человѣ къ здороваго, красиваго и необыкновенно сильнаго, всегда благополучнаго населенія, теперь едва насчитываетъ 9000 человѣ къ, совершенно выродившихся и обнищавшихъ.

Среди выдающихся современныхъ вегетаріанцевъ укажу на Флотова, 60-ти с ли́ шко­мъ лѣ тъ, автора небольшого, но цѣ ннаго труда: «Zur Begrü ndung des Korn-Esserthums». Между прочимъ онъ пишетъ: «Когда я началъ питаться исключительно однимъ хлѣ бнымъ зерномъ, никогда я больше не потреблялъ какъ 250 г. (½ фунта) зерна, 100 г. орѣ ховыхъ ядеръ и 1—2 фунта плодовъ. Только благодаря слишкомъ испорченнымъ зубамъ, вслѣ дствіе прежняго лѣ ченія, въ особенности ртутью, при уменьшеніи въ настоящее время порціи зерна и плодовъ, я употребляю простую мучную варёную пищу. Но Шульцъ, смотритель почты въ Виблингенѣ, подъ Ульмомъ, куда меня перещеголялъ! Онъ питается только овощами и хлѣ бнымъ зерномъ, употребляя ежедневно: 160 г. (12 лот.) зерна, 40 г. воложскихъ орѣ ховъ, 100 г. каштановъ и 550 г. яблоковъ — всего 1¾ ф. пищи, что стоитъ ему 30—40 пфениговъ (10—14 коп.). Какъ пѣ шеходъ, Шульцъ возбуждаетъ удивленіе. Ни одинъ всеядный не можетъ съ нимъ сравниться. Полковникъ Бусекъ въ Дармштадтѣ сдѣ лался рьянымъ вегетаріанцемъ, будучи уже 64-лѣ тнимъ старцемъ, и тоже удивляетъ своею воздержанностью. Всѣ хъ примѣ ровъ и не перечтёшь!»

«Ничто такъ не облегчаетъ, — продолжаетъ Флотовъ, — не дѣ лаетъ такъ удобнымъ, пріятнымъ и независимымъ положенія путешественника, какъ райскій образъ жизни. Находясь въ пути, поднявшись рано утромъ съ постели, послѣ крѣ пкаго сна при открытомъ окнѣ, окативъ себя съ головы до ногъ холодной водой, я отпиваю немножко свѣ жей воды и начинаю день горстью зерна. Если есть фрукты, я ѣ мъ и нѣ сколько штукъ беру съ собою про запасъ, но и это не есть необходимость. Такъ я шагаю, отъ времени до времени подкрѣ пляясь горстью зерна, вплоть до самаго вечера. Тогда я скрашиваю себѣ немного какихъ-нибудь огородныхъ овощей: фасоли, гороху, рису, огурцовъ, моркови, картофеля или всего лучше сельдерей, которые, сваренные или приправленные прованскимъ масломъ и лимономъ, какъ салатъ, съѣ даю за ужиномъ безъ соли и безъ всякихъ другихъ приправъ. Лимонъ идётъ ко всякой ѣ дѣ и придаётъ ей особенный, освѣ жающій вкусъ. Путешествую я безъ всякихъ узелковъ, безъ которыхъ могу обходиться цѣ лые мѣ сяцы. Въ сюртукѣ у меня большіе карманы, куда я кладу два мѣ шочка съ зерномъ, орѣ хами и фруктами, два носовыхъ платка, гребешокъ, записную книжку и карту. Чулокъ (Флотовъ ходитъ босой), ночныхъ рубахъ (спитъ без рубахи) и подштанниковъ не ношу. Рубаху стираю вечеромъ, и на утро она готова. Отъ холода и непогоды меня защищаетъ короткій плащъ изъ мягкой верблюжьей шерсти, который въ жару ношу свёрнутый черезъ плечо».

Я (авторъ), какъ приверженецъ теоріи о шерстяной одеждѣ проф. Егера, собираясь въ путь, беру перемѣ ну бѣ лья, пару валенокъ на всякій случай, такъ какъ я тоже путешествую босой, длинную бурку, которая служитъ мнѣ вмѣ стѣ и одѣ яломъ. Вся моя одежда, верхняя и нижняя, кромѣ бурки, вѣ ситъ не больше 4-хъ фунтовъ.

Не могу здѣ сь обойти молчаніемъ одинъ смѣ шной, но весьма поучительный случай. Д-ръ Вурмъ издалъ въ Штутгардѣ книжку подъ заглавіемъ: «Das Wasser als Hausfreund in desunden in Kranken Tagen» (Вода, какъ домашній другъ здороваго и больного). Судя по заголовку сочиненія, д-ръ Вурмъ долженъ быть весьма передовой человѣ къ. Въ этой книжкѣ учёный врачъ передаётъ весьма странныя вещи о вегетаріанствѣ: «Если бы люди стали жить по-вегетаріански, имъ пришлось бы поѣ дать громадное количество огородныхъ овощей, какъ, напримѣ ръ, капусты или моркови 24 фунта за разъ, чтобы подкрѣ пить организмъ необходимымъ количествомъ питательныхъ единицъ. Пришлось бы ѣ сть цѣ лый день, или они ослабли бы до такой степени, что еле могли бы передвигать ногами и т.п.» О, святая химія! Таковы-то логическіе выводы науки о питаніи! На это извѣ стный уже читателю вегетаріанецъ Шульцъ возражаетъ ему въ № 12-мъ вегетаріанскаго журнала «Vegetarische Rundschau» за 1884 г.: «Если таково ваше мнѣ ніе, то я предлагаю вамъ или вмѣ сто васъ кому-нибудь другому изъ представителей плотоядныхъ пари въ 1000 марокъ, предназначенныхъ съ моей стороны для развитія вегетаріанскаго дѣ ла, и отправимся вмѣ стѣ въ путешествіе, сейчасъ, зимой или лѣ томъ, пѣ шкомъ, на 10 дней, дѣ лая ежедневно по 6 географическихъ миль. Каждый изъ насъ нужный по его мнѣ нію запасъ пищи на всё время путешествія, за исключеніемъ воды, долженъ имѣ ть съ собой. Я обязуюсь не ѣ сть въ теченіе дня больше (меньше, думаю, не возбраняется) 300 г. хлѣ бнаго зерна и 250 г. изюму или сушёныхъ ягодъ (фигъ), т.е. всего вмѣ стѣ одинъ фунтъ пищи, кромѣ воды. Увидимъ, какъ далеко вы уйдёте со своими мясными консервами, ветчинами и колбасами, и кому скорѣ е измѣ нятъ силы. Кто первый устанетъ, тотъ проиграетъ». И вотъ съ тѣ хъ поръ прошло нѣ сколько лѣ тъ, и я не слышалъ, чтобы д-ръ Вурмъ или кто-нибудь изъ сторонниковъ мясоѣ дства вступалъ бы въ предложенное состязаніе. Видно, гораздо удобнѣ е и полезнѣ е въ покойномъ кабинетѣ создавать законы, оправдывающіе собственныя ошибки, для поблажки своимъ страстямъ, чѣ мъ добросовѣ стно служить истинѣ.

 

IV.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.