Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты и обсуждение






1. Анализ средних данных (табл. ПЗ. 1 -ПЗ.З), полученных по трем методикам (ИПБ, ГД, РР), показывает, что в целом наиболее удачным можно назвать клип «Отец и сын». На втором месте клип «Лицо». Неудачными оказались клипы «Курение или жизнь» и «Курение или женщина». Удачность клипа «Отец и сын»

подтверждается тем фактом, что при делении выборки на куряших и некурящих этот фильм оценивается курильщиками лучше, чем некурящими. По другим клипам мы получили смешанную картину при делении выборки. Это говорит о том, что клип «Отец и сын» адекватно воспринимается той категорией лиц, которой он адресован.

Таблица ПЗ. 1 Средние баллы по методике ИПБ

 

Номер клипа И П Б
  4, 7 7, 1 3, 9
  4, 1 6, 5 9, 8
    4, 2 8, 4
  6, 6 8, 9  
  -2, 3 0, 3  
  1, 6 4, 3 1, 6

Таблица П3.2 Средние баллы по ГД

 

Номер клипа А С  
  17, 5 16, 9 11, 8
  14, 5 15, 0 19, 3
    12, 6 18, 7
  15, 7 12, 8 10, 7
  15, 7 12, 8 10, 7
    16, 3  

Таблица ПЗ.З Средние баллы по РР

Конструктор Номер клим! 4            
  2, 8 4, 2 3, 9 2, 5 4, 4  
  3, 3 2, 8 2, 8 3, 4   3, 8
  2, 7 4.1 3.2 2, 4 4, 4 3, 3
  2, 9 4, 5 1 3, 5 2, 8 3, 7 3, 6
  2, 9 3, 5 3, 5 2, 9 4, 3 П 3, 8
  2, 5 3, 6 3, 7 3, 3 4, 1 4, 5

 

Конструктор Номер клипа\            
  2, 8 4, 1 3, 5 2, 4 4, 2 3, 7
  2, 7 4, 4 3, 5 2, 2 4, 5 4, 4
    3, 4 2, 9 3, 1 3, 7 4, 6
  2, 6 3, 4 3, 7   4.3 3, 8
    4, 4 3, 5 2, 1 4, 2 4, 3
  3, 2 3, 7 2, 8 2, 7 4, 3 4, 6
  3, 4 2, 7 2, 5 4, 3 4, 2 3, 9
  3, 1 4, 1 3, 1 2, 2 4, 3  
  4, 3 3, 5 3, 3 4, 5 2, 5  
  3, 8 2, 8 3, 5   4, 3 4, 1
  2, 4 5, 3 4, 3   3, 2 3, 8

Следует отметить, что методика ГД определяет эмоциональный фон клипа, тогда как методика ИПБ фиксирует когнитивную оценку. Таким образом, мы наблюдаем следующую картину. «Отец и сын» и «Лицо» оцениваются участни­ками эксперимента сознательно как удачные, клипы «Спорт» и «Подростки» — как средние по эффективности воздействия, а клипы «Курение или жизнь» и «Курение или женщина» — как неудачные. В то же время в эмоциональном аспекте клипы «Отец и сын» и «Лицо» получили больше негативных оценок, чем остальные.

Методика РР (см. табл. ПЗ.З) показала, что клипы «Отец и сын» и «Лицо» — наиболее удачные. «Подростки» и «Спорт» получили средние оценки, и клипы «Курение или жизнь» и «Курение или женщина» получили самые низкие оцен­ки. Тем не менее по конструкту «Страшный» самые удачные клипы оказались на 1-м и 2-м месте, и в то же время они оцениваются как наиболее информа­тивные, умные, осмысленные, целостные, тактичные, сочувствующие челове­ку, понимающие сущность человека, искренние.

Таким образом, по средним данным, полученным по трем методикам, мож­но предположить, что наиболее удачными оказались клипы «Отец и сын» и «Лицо», потому что в них удачно сочетаются акцент именно на человеческих чувствах, психологии и «угрожающий», вызывающий отрицательные эмоции аспект данной видеопродукции. То есть зритель воспринимает не только угрозу своему здоровью, но и сочувствие к нему, понимание его как человека.

2. Уровень тревожности измеряется по цветовому тесту Люшера в двух сериях эксперимента: в 1-й серии сначала предъявлялись клипы ВОЗ, затем отечествен-

ные; во 2-й серии сначала предъявлялись отечественные клипы, затем клипы ВОЗ. Уровень тревоги измерялся до начала показа и после каждой группы клипов.

Общий результат для первой серии:

НУ (2, 11); ВОЗ (4, 29); ОТЕЧ (3, 43)*.

Общий результат для второй серии:

НУ (4, 86); ОТЕЧ (4, 14); ВОЗ (2, 86).

В обоих случаях уровень тревожности после предъявления отечественных клипов снижается, тогда как в первой серии средний уровень тревожности пос­ле показа клипов ВОЗ повышается, а во второй серии после показа отечествен­ных клипов уровень тревожности после показа клипов ВОЗ снижается.

Следовательно, отечественные клипы снижают уровень тревожности и, ве­роятно, повышают толерантность к воздействию клипов ВОЗ.

3. Факторный анализ данных проводился по каждому клипу в отдельности для всей совокупности переменных. Кроме того, испытуемые были разбиты на две группы: куряшие и некурящие, и был проведен факторный анализ данных теста репертуарных решеток.

Этот анализ позволил выделить в обеих группах по три фактора (табл. П3.4), но сами факторы интерпретируются по-разному.

Таблица П3.4 Факторы оценки для групп курящих и некурящих

 

Курящие Некурящие
Направленность на человека Направленность на человека
Привлекательность Привлекательность
Тактичность Целостность

Таким образом, для курящих один из решающих факторов — тактичность в подаче идеи отказа от курения, а для некурящих — целостность восприятия заложенной в клип идеи.

Факторные структуры, полученные по отдельным клипам, в целом похожи между собой. Общими для всех клипов являются факторы: направленность на че­ловека, эмоционально-смысловая оценка, возрастная динамика, страх смерти.

Фактор направленности на человека показывает, что сценарист и режиссер должны при создании клипа использовать общечеловеческие ценности, учи­тывать интересы определенных категорий людей, для которых этот клип со­здается. В этот фактор вошли такие конструкты, как «сочувствие человеку».

• НУ — начальный уровень; ВОЗ — зарубежные клипы; ОТЕЧ — отечественные клипы.

«понимание сущности человека», «искренность». Выделение фактора эмоцио­нально-смысловой оценки показывает, что клип должен быть привлекатель­ным, осмысленным, целостным, доброжелательным.

Фактор возрастной динамики тоже должен учитываться при создании кли­пов. В четырех экспериментальных клипах из шести оценка возрастает с уве­личением возраста испытуемых, а в клипах «Спорт» и «Подростки» оценка повышается с уменьшением возраста, что говорит о том, что эти два клипа на­правлены на более молодые возрастные группы.

Фактор страха смерти показал, что люди с различным уровнем боязни смерти по-разному воспринимают угрозу для жизни, содержащуюся в клипе. Если угро­за выражается в явной, открытой форме, то у людей с высоким уровнем боязни смерти срабатывает механизм защиты и они не воспринимают эту угрозу и, соответ­ственно, идею опасности курения.

Полученные результаты согласуются с данными о неэффективности профи­лактических кампаний, применяющих метод «запугивания» страшными послед­ствиями вредных привычек, так как срабатывает психологический механизм защиты и значимость угрозы занижается или даже отрицается, а если и наблю­дается эффект от запугивания, то он всегда бывает кратковременным*.

Для получения более полного представления о выборке испытуемых был проведен факторный анализ, где в качестве переменных рассматривались сами испытуемые. Для этого были выбраны три наиболее характерных клипа: «Лицо», «Отец и сын», «Курение или женщина». Результаты показали, что при восприятии этих клипов испытуемые делятся не на мужчин и женщин, курящих и некурящих, людей с высшим и средним образованием, а на три следующие группы: люди с высокой тревожностью смерти, люди с низкой тревожностью смерти и люди, для которых содержание данного клипа неактуально (например, для женщин мало актуально содержание клипа «Курение или женщина»).

Таким образом, результат исследования показал, что ведущим фактором вос­приятия клипов является «направленность на человека» и клипы, обладающие этим параметром, точнее достигают своей цели пропаганды — отказа от куре­ния.

Важность фактора «направленности на человека» подчеркивается и в иссле­дованиях эффективности коммерческой рекламы**.

* Романова О. Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии, 1993. — № 3. — С. 53-59.

** Бузин В. Н. Оценка эффективности рекламного сообщения // Рекламный мир, 1997. — № 12(42); Olson D. The characteristics of high-trial new-product advertising//Journal of advertising Research, 1985. — Vol. 25, № 5. — Pp. 11-16.

При создании клипов также необходимо учитывать возрастные параметры аудитории, к которой они обращены. Для подростков, взрослых и пожилых лю­дей надо создавать разные клипы, отвечающие их запросам и интересам.

Клип должен быть привлекательным и доброжелательным, а угроза, которую представляет собой курение, не должна быть чрезмерной или подавляющей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.