Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспроизведение






Под воспроизведением понимается процесс извлечения сохранен­ной информации из памяти.

Практически обо всех процессах и явлениях памяти мы судим по воспроизведению. Так, рассматривая выше факторы продуктивности запоминания, мы могли судить о них по результатам воспроизведения запомненной информации. Поэтому разделить процессы запоминания и воспроизведения в реальной жизни практически невозможно.

Процесс вопроизведения рассматривается еще и как извлечение не­обходимой информации из долговременной памяти и перевод ее в опе­ративную память для решения какой-либо конкретной задачи в кон­кретный момент времени.

Обычно различают произвольное и непроизвольное воспроизве­дение.

При непроизвольном воспроизведении человек не ставит себе спе­циальной цели что-то вспомнить. Оно связано с деятельностью субъ­екта в данный момент и носит ассоциативный характер. Например, разговаривая с каким-то человеком, мы можем вспомнить какие-то события, связанные с ним, но не имеющие отношение к теме данного разговора.

Произвольное воспроизведение обычно называют припоминанием. При припоминании субъект имеет цель вспомнить ту или иную инфор­мацию. Значительную роль в припоминании играет контекст, то есть обстоятельства, при которых происходило запоминание.

Воспроизведение — активный процесс, в ходе которого запомненный материал тоже подвергается активной переработке — реконструкции. При реконструкции осуществляются отбор главного материала и отсев второстепенного, обобщение, изменение последовательности изложе­ния и пр. Обычно реконструкция определяется особенностями задачи воспроизведения, эмоционального отношения к припоминаемому ма­териалу, уровнем его осмысления.

По величине отсрочки между заучиванием информации и воспроиз­ведением различают непосредственное и отсроченное воспроизведе­ние. Экспериментальные данные показывают, что для эффективности отсроченного вопроизведения имеют значение количество повторений заученного материала и правильное распределение их во времени. Мы об этом говорили уже в разделе, посвященном продуктивности запо­минания.

К феноменам отсроченного воспроизведения относят явление реми­нисценции. Проявляется оно в том, что отсроченное воспроизведение бывает более полным и продуктивным, чем воспроизведение непо­средственно после заучивания. Обычно это наблюдается при заучи­вании большого по объему материала и встречается чаще у детей, чем у взрослых. Например, иногда можно наблюдать, как сразу после заучи­вания стихотворения ребенок делает ошибки при его воспроизведении, но по прошествии нескольких дней он воспроизводит то же самое сти­хотворение без ошибок и без предварительного повторения.

Исследование этого явления показало, что при первом воспроизве­дении человек в большей степени ориентируется на внешние ассоциа­тивные связи, а при отсроченном воспроизведении большее значение имеет содержание материала. Это связано с тем, что долговременное хранение информации тесно связано с процессами мышления. У взрос­лых реминисценции встречаются реже в связи с тем, что у них уже при первичном воспроизведении информация подвергается более глубокой переработке. Глубиной переработки можно объяснить итог факт, что наиболее выраженная ремининсценция наблюдается при воспроизве­дении осмысленного материала, в то время как при воспроизведении бессмысленной информации она наблюдается лишь в редких случаях. У детей это проявляется в том, что менее интересный для них материал дает меньшую реминисценцию по сравнению с более интересным.

Кроме активного припоминания, необходимо отметить и такой важ­ный процесс, как узнавание. При узнавании припоминание происходит при непосредственном предъявлении человеку запомненного и храня­щегося материала. Например, если человеку, давно закончившему шко­лу, дать задание вспомнить всех своих одноклассников, то велика веро­ятность, что он не сможет назвать всех. Но если мы этому же человеку покажем фотографию его класса, то он узнает и назовет гораздо больше

людей, чем смог припомнить до этого. Экспериментально было по­казано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Прин­ципиальное отличие узнавания от припоминания заключается в том, что при узнавании имеется воспринимаемый в данный момент объект, который запускает механизм извлечения информации из памяти. Во время припоминания объект отсутствует и идет активный его поиск в долговременной памяти.

Точность и скорость узнавания зависят от материала, его осмыслен­ности и других характеристик. Было установлено, что хорошо знако­мый материал узнается точнее, а осмысленный материал — быстрее.

В процессе воспроизведения могут также наблюдать ошибки. Обыч­но различают контаминацию и конфабуляцию.

Под контаминацией подразумевают процесс, при котором информа­ция, подлежащая запоминанию, смешивается с другой. Обычно наблю­дается в случае, если элементы в чем-то схожи.

Конфабуляция — это домысливание, воспроизведение событий, ко­торых не было в действительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.