Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кратковременная и долговременная память






Дальнейшее изучение феноменов запоминания привело исследо­вателей к идее существования двух видов памяти — кратковременной и долговременной. Еще до начала конкретных экспериментальных исследований в этой области в пользу разделения памяти на два вида свидетельствовали данные клинической медицины. В медицинской практике описан синдром кратковременной ретроградной амнезии, часто вызываемый травмой головы. Этот синдром выражается в том, что травмированный человек не может вспомнить, что происходило с ним за несколько секунд до травмы, но прекрасно помнит более дав­ние события. В то же время события, происходящие просле травмы, также хорошо сохраняются в его памяти. Возникает впечатление, что травма не дала зафиксироваться в памяти именно той информации, ко-

* Приводится по кн.: Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М: Тривола, 1996. — С. 146.

торая непосредственно предшествовала ей. Больные с определенными поражением лобных долей головного мозга также не могут вспомнить события, произошедшие с ними всего несколько минут назад, но хоро­шо помнят события прошлых лет своей жизни. Таким образом, недав­няя информация в обоих случаях по каким-то причинам не фиксирует­ся и не сохраняется в памяти.

С другой стороны, всем известны такие поражения головного мозга, когда человек утрачивает память о своем прошлом, в то время как собы­тия настоящего времени в его памяти сохраняются хорошо.

Таким образом, описанный клинический опыт указывает на наличие двух видов хранилищ в памяти — кратковременного и долговременного.

Наличие кратковременной и долговременной памяти подтвержда­ется и многочисленными экспериментами. Они заключаются в следу­ющем. Испытуемым предлагаются для запоминания наборы различных элементов (цифры, слова, слоги и т. п.), которые они затем пытаются воспроизвести в любом порядке, не обязательно в том, в котором они предъявлялись. В результате этих экспериментов выяснилось, что луч­ше всего запоминаются элементы, которые предъявлялись последни­ми; те, которые были в самом начале списка, находятся на втором месте по запоминаемости, и хуже всего запоминаются элементы из середины списка (рис. 3.2). Эффект хорошего запоминания первых элементов получил название «эффекта первичности», а эффект хорошего запоми­нания последних — название «эффекта недавности».

Наличие этих эффектов рассматривают как доказательство суще­ствования кратковременной и долговременной памяти. Так, первые элементы в результате заучивания успели попасть в долговременное хранилище, и мы наблюдаем эффект первичности. Эффект недавно­сти мы наблюдаем потому, что последние элементы все еще сохраня­ются в кратковременном хранилище и поэтому легко воспроизводятся. Средние же элементы уже вытеснились из кратковременной памяти, но не попали в долговременное хранилище.

Несохранение средних элементов объясняют тем, что объем кратко­временной памяти ограничен, поэтому когда в нее поступают все новые и новые элементы для запоминания, то предыдущие вытесняются, не успевая зафиксироваться из-за недостатка времени.

Изучение кратковременной и долговременной памяти показало, что они обладают различными свойствами и выполняют различные функции.

Рис. 3.2. Воспроизведение последовательности в произвольном порядке*






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.