Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выходные данные






 

Научно-популярное издание

 

Маркузе Герберт

ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

 

Серийное оформление А. А. Кудрявцева

Составление, предисловие В. Ю. Кузнецова

Перевод, послесловие, примечания А. А. Юдина

 

Подписано в печать 04.01.2003. Формат 84х108 1/32

Усл. печ. л. 27, 72. Тираж 5 000 экз. Заказ № 169

 

Редактор В. Ю. Кузнецов

Художественный редактор О. Н. Адаскнна

Компьютерный дизайн: Н. В. Пашкова

Компьютерная верстка: А. В. Боголюбова

Технический редактор О. В. Панкрашина

 

ООО «Издательство ACT»

368560, Республика Дагестан. Каякентский район, с. Новокаякент, ул. Новая, д. 20

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 


[1]По вопросу социологического характера психоаналитических понятий см.: Hartmann, Heinz. The Application of Psychoanalytic Concepts to Social Science // Psychoanalytic Quaterly, Vol. XIX, 3 (1950); Kluckhohn, Clyde. Mirror for Man. New York: McGraw-Hill, 1949; Hartmann, Heinz; Kris, Ernst and Lowenstein, Rudolph M. Some Psychoanalytic Comments on «Culture and Personality» // Psychoanalysis and Culture: Essays in Honor of Geza Roheim. New York: International Universitites Press, 1951. — Примеч. авт.

 

[2]Formulations Regarding the Two Principles in Mental Functioning // Collected Papers. London, Hogarth Press, 1950, IV, 14. — Примеч. авт.

 

[3]Ibid., р. 18. — Примеч. авт.

 

[4]Ibid., р. 16. — Примеч. авт.

 

[5]Термин З. Фрейда, который обозначает принудительный отказ от удовлетворения какого-либо влечения. — Примеч. пер.

 

[6]Введение в психоанализ // Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991, с. 198. — Примеч. авт.

 

[7]Поиск утраченного времени (фр.). — Примеч. пер.

 

[8]См. гл. 11. См. также работу: Schachtel, Ernest. On Memory and Childhood Amnesia // Study of Interpersonal Relations, ed. Patrick Mullahy. New York, Hermitage Press, 1950, p. 3–49, в которой дана единственная удовлетворительная интерпретация функции памяти как на уровне индивида, так и общества. Работа полностью сосредоточена на взрывной силе памяти, которую контролирует и «конвенционализирует» общество. По моему мнению, это одна из немногих работ, внесших реальный вклад в философию психоанализа. — Примеч. авт.

 

[9]В дополнение к собственному обзору Фрейда (в особенности в «Продолжении лекций по введению в психоанализ») см.: Bernfeld, Siegfried. Uber die Einteilung der Triebe // Imago, Vol. XXI (1935); Jones, Ernest. Psychoanalysis and the Instincts // British Journal of Psychology, Vol. XXVI (1936); Bibring, Edward. The Development and the Problems of the Theory of Instincts // International Journal of Psychoanalysis, Vol. XXI (1941). — Примеч. авт.

 

[10]По ту сторону принципа удовольствия, с. 231. — Примеч. авт.

 

[11]Там же, с. 229. — Примеч. авт.

 

[12]The Interpretation of Dreams // The Basis Writings of Sigmund Freud. New York, Modern Library, 1938, p. 534. — Примеч. авт.

 

[13]По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 254. — Примеч. авт.

 

[14]Там же. — Примеч. авт.

 

[15]«Я» и «Оно» // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тб., 1991, кн. 1, с. 381. — Примеч. авт.

 

[16]По ту сторону принципа удовольствия, с. 247.

 

[17]«Я» и «Оно», с. 381. (Перевод слегка изменен. — Примеч. пер.) — Примеч. авт.

 

[18]По ту сторону принципа удовольствия, с. 232. — Примеч. авт.

 

[19]An Outline of Psychoanalysis. New York: W. W. Norton, 1949, p. 20. — Примеч. авт.

 

[20]По ту сторону принципа удовольствия, с. 233. — Примеч. авт.

 

[21]Там же. — Примеч. авт.

 

[22]Там же, с. 250. — Примеч. авт.

 

[23]Там же, с. 231. — Примеч. авт.

 

[24]«Я» и «Оно», с. 190–191. — Примеч. авт.

 

[25]Bibring, Edward. The Development and the Problems of the Theory of the Instincts, loc. cit. См. также: Hartmann, Heinz. Comments on the Psychoanalytic Theory of Instinctual Drives // Psychoanalitic Quarterly, Vol. XVII, 3 (1948). — Примеч. авт.

 

[26]По ту сторону принципа удовольствия, с. 244. — Примеч. авт.

 

[27]«Я» и «Оно», с. 380. — Примеч. авт.

 

[28]Zur Kxitik des Todestriebes // Imago, XXI (1935), 463. См. перевод: A Critique of the Death Instict // Collected Papers. New York: W.W. Norton, 1953, pp. 363–372. — Примеч. авт.

 

[29]The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: W.W. Norton, 1945, p. 59. — Примеч. авт.

 

[30]Продолжение лекций по введению в психоанализ // Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991, с. 346. — Примеч. авт.

 

[31]An Outline of Psychoanalysis, p. 19. — Примеч. авт.

 

[32]Продолжение лекций по введению в психоанализ, с. 345. — Примеч. авт.

 

[33]Там же, с. 346. — Примеч. авт.

 

[34]The Interpretation of Dreams, p. 535. Позднее с развитием психоанализа роль «Я» стала рассматриваться как более «положительная» при акцентировании его «синтетической» и «интегративной» функций. О важности этого смещения акцента см. Эпилог. — Примеч. авт.

 

[35]«Я» и «Оно», с. 386. — Примеч. авт.

 

[36]Alexander, Franz. The Psychoanalysis of the Total Personality. New York: Nervous and Mental Diseas Monograph, § 52, 1929, p. 14. — Примеч. авт.

 

[37]прежнее состояние (лат.). — Примеч. пер.

 

[38]Ibid., pp. 23–25. О дальнейшей дифференциации и структуры «Я» см. ниже. — Примеч. авт.

 

[39]В оригинале — surplus-repression, что вызывает ассоциацию с вариантом понятия Маркса surplus-value (прибавочная стоимость). Однако, например, переводчики «Эроса и цивилизации» на немецкий язык предпочли избежать этой ассоциации — zusatzliche Unterdriikung (дополнительное подавление). Иногда на русский язык это понятие также переводится как «сверхрепрессия». — Примеч. пер.

 

[40]Жизненная нужда (нем.). — Примеч. пер.

 

[41]разумное животное (лат.). — Примеч. пер.

 

[42]См. гл. 11. — Примеч. авт.

 

[43]Об унижении в любовной жизни // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тб., 1991, кн. 2, с. 153. — Примеч. авт.

 

[44]Schachtel, Ernest. On Memory and Childhood Amnesia // A Study of Interpersonal Relations, ed. Patrick Mullahy. New York: Hermitage Press, 1950, p. 24. — Примеч. авт.

 

[45]Ibid., р. 26. — Примеч. авт.

 

[46]Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с. 100–101. — Примеч. авт.

 

[47]An Outline of Psychoanalysis, p. 26. — Примеч. авт.

 

[48]Недовольство культурой, с. 103. — Примеч. авт.

 

[49]Введение в психоанализ, с. 264. — Примеч. авт.

 

[50]По ту сторону принципа удовольствия, с. 235. — Примеч. авт.

 

[51]An Outline of Psychoanalysis, p. 20. — Примеч. авт.

 

[52]По ту сторону принципа удовольствия, с. 235. — Примеч. авт.

 

[53]Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 277. — Примеч. авт.

 

[54]Там же. — Примеч. авт.

 

[55]Недовольство культурой, с. 103. — Примеч. авт.

 

[56]Там же, с. 107. — Примеч. авт.

 

[57]Точнее, любое общество, любая цивилизация вынуждены требовать время, отданное труду, для обеспечения необходимого и предметов роскоши. Но нельзя сказать, что труд любого рода непримирим по существу с принципом удовольствия. Человеческие отношения, связанные с работой, могут предоставить «возможность перемещения значительной части либидозных компонентов — нарциссических, агрессивных и собственно эротических — в трудовую сферу…» (Недовольство культурой, с. 80.) Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом. Понятие неотчужденного, либидозного труда будет рассмотрено позднее. — Примеч. авт.

 

[58]См. гл. 4. — Примеч. авт.

 

[59]The Psychoanalytic Theory of Neurosis, p. 142. — Примеч. авт.

 

[60]Введение в психоанализ, с. 204. — Примеч. авт.

 

[61]обещание счастья (фр.). — Примеч. пер.

 

[62]Barag G. Zur Psychoanalyse der Prostitution // Imago, Vol. XXIII, § 3 (1937), p. 345. — Примеч. авт.

 

[63]Rank, Otto. Sexualitat und Schuldgeffihl. Leipzig, Vienna, Zurich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1926, p. 103. — Примеч. авт.

 

[64]Freud, Sigmund. «…Two Principles in Mental Functioning» // Collected Papers, IV, 16–17. — Примеч. авт.

 

[65]Rank О. Sexualitat und Schuldgefuhl, pp. 14–15. — Примеч. авт.

 

[66]цветы зла (фр.). — Примеч. пер.

 

[67]Фрейд З. Экономическая проблема мазохизма, с. 355. — Примеч. авт.

 

[68]Термин принадлежит Барбаре Лоу («Психоанализы», 1920). Означает «стремление к уменьшению, сохранению в покое, прекращению внутреннего раздражающего напряжения». См.: Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия, с. 247. — Примеч. пер.

 

[69]Любовь к смерти (нем.). — Примеч. пер.

 

[70]Trotter, Wilfred. Instincts of the Herd in Peace and War. London: Oxford University Press, 1953, pp. 196–197. — Примеч. авт.

 

[71]См.: Почему война? // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с. 264 и далее. — Примеч. авт.

 

[72]Alexander, Franz. The Psychoanalysis of the Total Personality, p. 159. — Примеч. авт.

 

[73]«Я» и «Оно», с. 388. — Примеч. авт.

 

[74]Там же, с. 387, 388. — Примеч. авт.

 

[75]Там же, с. 390. — Примеч. авт.

 

[76]Человек Моисей и монотеистическая религия, с. 222. — Примеч. авт.

 

[77]Alexander, Franz. The Psychoanalysis of the Total Personality. New York: Nervous and Mental Disease Monograph, § 52, 1929, p. 7. — Примеч. авт.

 

[78]Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с. 223. — Примеч. авт.

 

[79]Analysis Terminable and Interminable // Collected Papers. London: Hogarth Press, 1950, V, 343.

 

[80]Ibid., pp. 343–344. Курсив мой. — Примеч. авт.

 

[81]В своей работе «Mutual Influences in the Development of Ego and Id» Хайнц Хартманн подчеркивает филогенетический аспект: «Дифференциация „Я“ и „Оно“, развившаяся вследствие процесса эволюции на протяжении сотен тысяч лет, существует в форме предрасположения, как часть врожденного характера человека». Однако он склоняется к «первичной автономии в развитии „Я“». См. работу Хартманна в: The Psychoanalytic Study of the Child, Vol. VII. New York: International Universities Press, 1952. — Примеч. авт.

 

[82]Человек Моисей и монотеистическая религия, с. 206. — Примеч. авт.

 

[83]Там же, с. 210. — Примеч. авт.

 

[84]Сыновьям. — Примеч. пер.

 

[85]Там же, с. 206. — Примеч. авт.

 

[86]Там же, с. 206–207. — Примеч. авт.

 

[87]Там же, с. 207. — Примеч. авт.

 

[88]Там же, с. 208. — Примеч. авт.

 

[89]Там же. — Примеч. авт.

 

[90]Там же, с. 210. — Примеч. авт.

 

[91]Rank, Otto. The Trauma of Birth. New York: Harcourt, Brace, 1929, p. 93. — Примеч. авт.

 

[92]Ibid., p. 92. — Примеч. авт.

 

[93]Ibid., р. 92. — Примеч. авт.

 

[94]Недовольство культурой, с. 127, 123. — Примеч. авт.

 

[95]Человек Моисей и монотеистическая религия, с. 215. — Примеч. авт.

 

[96]См.: Fromm, Erich. Die Entwicklung des Christusdogmas. Vienna: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1931. — Примеч. авт.

 

[97]Человек Моисей и монотеистическая религия, с. 215. — Примеч. авт.

 

[98]См.: Horkheimer, Max. Der neueste Angriff auf die Metaphysik // Zeitschrift fur Sozialforschung, VI (1937), 4ff. — Примеч. авт.

 

[99]Repression // Collected Papers, IV, 93. — Примеч. авт.

 

[100]Человек Моисей и монотеистическая религия, с. 218. — Примеч. авт.

 

[101]Там же, с. 218–219. — Примеч. авт.

 

[102]К теории полового влечения, с. 90, 91. См. также: Freud, Anna. The Ego and the Mechanisms of Defens. London: Hogarth Press, 1937, Ch. 11, 12. — Примеч. авт.

 

[103]При прочих равных условиях (лат.). — Примеч. пер.

 

[104]К теории полового влечения, с. 66; Недовольство культурой, с. 99; Массовая психология и анализ человеческого «Я», с. 305–306. — Примеч. авт.

 

[105]Массовая психология и анализ человеческого «Я», с. 305–306. — Примеч. авт.

 

[106]Недовольство культурой, с. 124–125. — Примеч. авт.

 

[107]Там же, с. 122–124. — Примеч. авт.

 

[108]Там же, с. 122. — Примеч. авт.

 

[109]Там же, с. 123. — Примеч. авт.

 

[110]Там же, с. 120. — Примеч. авт.

 

[111]Там же, с. 124. — Примеч. авт.

 

[112]«Civilized» Sexual Morality and Modern Nervousness // Collected Papers. London: Hogarth Press, 1950, II, 82. — Примеч. авт.

 

[113]Hendrick, Ives. Work and the Pleasure Principle // Psychoanalytic Quarterly, XII (1943), 314. Дальнейшее обсуждение этой работы см. в гл. 10. — Примеч. авт.

 

[114]** Недовольство культурой, с. 80. — Примеч. авт.

 

[115]В письме от 16 апреля 1896 г. он говорит об «умеренной нужде, необходимой для интенсивного труда». Ernest Jones, The Life and Work of Sigmund Freud, Vol. I. New York: Basic Books, 1953, p. 305. — Примеч. авт.

 

[116]Недовольство культурой, с. 89. В отношении якобы противоречивого суждения Фрейда о либидонозном удовлетворении, доставляемом трудом (Недовольство культурой, с. 80), см. ниже.

 

[117]Об унижении любовной жизни, с. 174. — Примеч. авт.

 

[118]Недовольство культурой, с. 100. — Примеч. авт.

 

[119]The Libido Theory // Collected Papers, V, 134. — Примеч. авт.

 

[120]«Civilized» Sexual Morality and Modern Nervousness, p. 18. — Примеч. авт.

 

[121]The Libido Theory, p. 134. — Примеч. авт.

 

[122]«Я» и «Оно», с. 379. См.: Gloverr, Edward. Sublimation, Substitution, and Social Anxiety // International Journal of Psychoanalysis, Vol. XII, § 3 (1931), p. 264. — Примеч. авт.

 

[123]«Я» и «Оно», с. 388. — Примеч. авт.

 

[124]Статья Айвза Хендрика, цитированная выше, яркий тому пример. — Примеч. авт.

 

[125]Недовольство культурой, с. 80 прим. — Примеч. авт.

 

[126]См.: Winterstein, Alfred. Zur Psychologie der Arbeit // Imago, XVIII (1932), 141. — Примеч. авт.

 

[127]Недовольство культурой, с. 114. — Примеч. авт.

 

[128]Недовольство культурой, с. 85. — Примеч. авт.

 

[129]По вопросу анализа этих процессов см.: Studien iiber Autoritat und Familie, ed. Max Horkheimer. Paris: Felix Alcan, 1936; Horkheimer, Max. Eclipse of Reason. New York: Oxford University Press, 1946. — Примеч. авт.

 

[130]См.: Lowenthal, Leo. «International Who's Who 1937» // Studies in Philosophy and Social Science (ранее Zeitschrift fur Sozialforschung), VIII (1939), 262ff.; и: Historical Perspective of Popular Culture//American Journal of Sociology, LV (1950), 323ff. — Примеч. авт.

 

[131]См.: Adorno, Theodor W. Psychoanalyse und Soziologie // Socioligica. Frankfurte Beitrage zur Soziologie, Vol. I. Frankfurt: Europaische Verlagsantalt, 1955. — Примеч. авт.

 

[132]The Trauma of Birth. New York: Harcourt, Brace, 1929, p. 99; см. также с. 103. — Примеч. авт.

 

[133]См. гл. 10. — Примеч. авт.

 

[134]The Origin and Function of Culture. New York: Nervous and Mental Disease Monograph, § 69, 1943, p. 77. — Примеч. авт.

 

[135]я мыслящее… я действующее (лат.). — Примеч. пер.

 

[136]Bachelard, Gaston. L'Eau et les Revcs. Paris: Jose Corti, 1942, p. 214. — Примеч. авт.

 

[137]Sartre J.P. L'Etre et le Neant. Paris: Gallimard, 1946, passim.

 

[138]первая причина (лат.). — Примеч. пер.

 

[139]Die Wissensformen und die Gesellschaft. Leipzig, 1926, pp. 234–235. — Примеч. авт.

 

[140]Ibid., pp. 298–299. Шелер ссылается на «herrschaftswilliges Lebewesen». — Примеч. авт.

 

[141]Ibid., pp. 459, 461. — Примеч. авт.

 

[142]Die Formen des Wissens und die Bildung. Bonn, 1925, p. 33. Собственные слова Шелера «Herrschafts- und Leistungswissen». — Примеч. авт.

 

[143]божественный ум (др. греч.). — Примеч. пер.

 

[144]Здесь и далее согласно «Феноменологии духа» (В, IV, А). — Примеч. авт.

 

[145]The Philosophy of Hegel, ed. Carl J. Friedrich. New York: Modern Library, 1953, p. 402. — Примеч. авт.

 

[146]Ibid., p. 407. — Примеч. авт.

 

[147]Гегель, Феноменология духа. СПб., 1992, с. 359, 360. — Примеч. авт.

 

[148]Там же, с. 360. — Примеч. авт.

 

[149]«…hebt seine Zeitform auf; tilgt die Zeit». — Примеч. авт.

 

[150]«…sein Insichgehen, in welchen er sein Dasein verlaBt und seine Gestalt der Errinnerung ubergibt». Там же, с. 433. Перевод не может передать коннотаций немецкого термина, который трактует Erinnerung как «обращение в себя», воз-вращение из внешнего существования. — Примеч. авт.

 

[151]«… das Innere und die in der Tat hohere Form der Substanz». Там же, с. 433. — Примеч. авт.

 

[152]Любовь к смерти (нем.). — Примеч. пер.

 

[153]Так говорил Заратустра, часть II, Об избавлении // Ницше Ф. Сочинения в 2 тт., т. 2, с. 101. — Примеч. авт.

 

[154]К генеалогии морали. Рассмотрение второе, 22. — Примеч. авт.

 

[155]Так говорил Заратустра, с. 101–102. — Примеч. авт.

 

[156]Так говорил Заратустра, часть III, Выздоравливающий, с. 158. — Примеч. авт.

 

[157]Слава и вечность // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993, с. 81. — Примеч. авт.

 

[158]Werke. Leipzig: Alfred Kroner, 1919, XIX, 301. — Примеч. авт. ** Ibid., p. 295. — Примеч. авт.

 

[159]Ibid., p. 295. — Примеч. авт.

 

[160]К генеалогии морали. Рассмотрение второе, 22. — Примеч. авт.

 

[161]Там же 24. — Примеч. авт.

 

[162]Две описанные здесь антагонистические концепции времени рассматриваются Мирча Элиаде в его книге: The Myth of the Eternal Return. London: Routledge and Kegan Paul, 1955. Он противопоставляет «циклическое» и «линейное» понятия времени. Первое характерно для «традиционных» (в особенности примитивных) цивилизаций, а последнее — для «современного человека». — Примеч. авт.

 

[163]См.: Nygren, Anders. Agape and Eros. Philadelphia: Westminster Press, 1953. — Примеч. авт.

 

[164]См., например: По ту сторону принципа удовольствия, с. 230. — Примеч. авт.

 

[165]Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с. 81. — Примеч. авт.

 

[166]По ту сторону принципа удовольствия, с. 47. — Примеч. авт.

 

[167]Там же, с. 50. — Примеч. авт.

 

[168]Там же, ее. 47, 49, 50. Курсив прибавлен. — Примеч. авт.

 

[169]Там же, с. 50. — Примеч. авт.

 

[170]Там же, с. 49. — Примеч. авт.

 

[171]Collected Papers. London: Hogarth Press, 1950, IV, 16–17. — Примеч. aвm.

 

[172]Разум в этом смысле не тождествен рациональной способности (интеллекту) традиционной теоретической психологии. Этот термин обозначает часть сознания, попавшую под власть принципа реальности и включающую организованную часть тех способностей, которые «отвечают» за «вегетативность», «сенситивность» и «аппетит». — Примеч. авт.

 

[173]Введение в психоанализ, с. 264. — Примеч. авт.

 

[174]Adorno, Theodor W. Die gegangelte Musik // Dcr Monat, V (1953), 182. — Примеч. авт.

 

[175]См. гл. 9. — Примеч. авт.

 

[176]Adorno, Theodor W. Philosophic der neuen Musik. Tubingen: J. С. B. Mohr, 1949. — Примеч. авт.

 

[177]Слово уснуло с пробуждением этого мира (нем.). — Примеч. пер.

 

[178]Введение в психоанализ, с. 264. — Примеч. авт.

 

[179]См. гл. 2. — Примеч. пер.

 

[180]Jung С. G. Psychological Types, transl. Н. Godwin Baynes. New York: Harcourt, Brace, 1926, p. 69. — Примеч. авт.

 

[181]Psychology of Unconscious, transl. Beatrice M. Hinkle. London: Routledge and Kegan Paul, 1951, pp. 13–14. — Примеч. авт.

 

[182]Превосходный анализ Эдварда Гловера избавляет от необходимости дальнейшего рассмотрения творчества Юнга. См.: Freud or Jung? New York: W. W. Norton, 1950. — Примеч. авт.

 

[183]Бретон, Андре. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. М., 1986. Это был первый манифест (1924). — Примеч. авт.

 

[184]Там же, 45. — Примеч. авт.

 

[185]Там же, 45. — Примеч. авт.

 

[186]А. N. Whitehead, Science and the Modern World. New York: Macmillan, 1926, p. 228. — Примеч. авт.

 

[187]«…Ohne Angst Leben». (Adorno T.W. Versuch liber Wagner. Berlin-Frankfurt: Suhrkamp, 1952, p. 198.) — Примеч. авт.

 

[188]Baudlaire, Mon Cceur Mis a Nu, XXXII // CEuvres Posthumes, ed. Conard, Vol. II. Paris, 1952, p. 109. — Примеч. авт.

 

[189]См. гл. 5. — Примеч. авт.

 

[190]Грязь и гадость (нем.). В переносном смысле — бульварщина. — Примеч. пер.

 

[191]Законопроект, предложенный Нью-йоркской объединенной законодательной комиссией, предлагал запретить продажу и распространение книг, представляющих «обнаженное тело, секс или вожделение в манере, направленной на возбуждение похотливых и распутных желаний…» (New York Times, February 17, 1954). — Примеч. авт.

 

[192]Schriften, ed. J. Monor. Jena: Eugen Diederichs, 1923, III, 375. См.: Bachelard.Gaston. La Terre et les Reveries de la Volonte. Paris: Jose Corti, 1948, pp. 4–5. — Примеч. авт.

 

[193]воплощение поэзии в жизнь (фр.). — Примеч. пер.

 

[194]См.: Brown, Norman О. Hesiod's Theogony. New York: Liberal Arts Press, 1953, pp. 18–19, 33; Hermes the Thief. University of Wisconsin Press, 1947, pp. 23ff. — Примеч. авт.

 

[195]Символ Нарцисса и термин «нарциссический» используются здесь не в том значении, которое они получили в теории Фрейда. См. ниже. — Примеч. авт.

 

[196]Рильке P.M. Сонеты к Орфею (пер. А. Карельского). — Примеч. авт.

 

[197]Жид А. Трактат о Нарциссе // Новый круг, № 1, 1993. С. 220. — Примеч. авт.

 

[198]Валери, Поль. Нарцисс говорит (пер. Р. Дубровкина). — Примеч. авт.

 

[199]«Восхищайтесь в Нарциссе вечным возвращением к зеркалу воды, которая предлагает, что образ — его любви, а его красоте — все его знание. Вся моя судьба — это покорность силе моей любви. Тело, я бессилен перед твоей властью; безмятежная вода ожидает меня там, где я протягиваю свои руки: я не сопротивляюсь этому совершенному безумию. Разве я могу сделать что-то, о моя Красота, против твоего желания?» Valery, Paul. (Cantate du Narcisse, Scene II.) — Примеч. авт.

 

[200]избавление от печати первородного греха (фр.). — Примеч. пер.

 

[201]«Во всем порядок и красота, покой и чувственность». — Примеч. авт.

 

[202]Мир тянется к красоте (фр.). — Примеч. пер.

 

[203]Bachelard, Gaston. L'Eau et les Reves. Paris: Jose Corti, 1942, p. 38. См. также (p.36) формулировку Иоахима Гаскета: «Мир — это огромный Нарцисс, который замят мыслью о себе». — Примеч. авт.

 

[204]Wieseler, Friedrich. Narkissos: Eine kunstmythologische Abhandlung. Gottingen, 1856, pp. 90, 94. — Примеч. авт.

 

[205]Ibid., pp. 76, 80–83, 93–94. — Примеч. авт.

 

[206]Ibid., p. 89. Нарцисс и Дионис очень близки (если не тождественны) в орфической мифологии. Титаны хватают Загрея — Диониса в момент, когда он созерцает свое отражение в зеркале, данном ему ими. В древней традиции (Плотин, Прокл) зеркальное удвоение истолковывается как начало самопроявления бога во множестве явлений мира — процесс, завершающим символом которого служит разрывание бога на куски титанами и его повторное рождение Зевсом. И, следовательно, миф выражает воссоединение того, что было разделено, Бога и мира, человека и природы — тождества единого и многого. См.: Rhode, Erwin. Psyche. Freiburg, 1898, II, 117; Kern, Otto. Orpheus. Berlin, 1920, pp. 22–23; Linforth, Ivan M. The Arts of Orpheus. University of California Press, 1941, pp. 307ff. — Примеч. авт.

 

[207]В наиболее ярких изложениях Нарцисс находится в обществе Амура, который печален, но отнюдь не враждебен. См.: Wieseler. Narkissos, pp. 16–17. — Примеч. авт.

 

[208]См. гл. 2. — Примеч. авт.

 

[209]Курсив мой. — Примеч. авт.

 

[210]Там же, с. 69. — Примеч. авт.

 

[211]Там же, с. 73. — Примеч. авт.

 

[212]В своей работе «The Delay of the Machine Age» (Psychoanalytic Quarterly, II, 1933, 420ff.) Ганс Сакс сделал интересную попытку показать нарциссизм как составной элемент принципа реальности в греческой цивилизации. Не удовлетворившись ссылками на экономические и социальные обстоятельства, он рассматривает проблему, почему греки не создали машинную технологию, хотя обладали достаточными для этого умениями и знаниями. Его идея состоит в том, что преобладающий нарциссический элемент в греческой культуре препятствовал техническому прогрессу: либидонозное сдерживание тела было настолько сильным, что стало на пути механизации и автоматизации. — Примеч. авт.

 

[213]«Я» и «Оно», с. 366. — Примеч. авт.

 

[214]См. гл. 10. — Примеч. авт.

 

[215]См.: Rehm, Walther. Orpheus. Duesseldorf: L. Schwann, 1950, pp. 63ff. Об Орфее как культурном герое см.: Linforth, The Arts of Orpheus, p. 69. — Примеч. авт.

 

[216]Гораций. Наука поэзии (пер. М. Гаспарова). — Примеч. авт.

 

[217]Овидий. Метаморфозы, X, 79–85 (пер. С. Шервинского). См: Linforth, The Arts of Orpheus, p. 57. — Примеч. авт.

 

[218]Там же, XL. — Примеч. авт.

 

[219]Здесь представлены не коррелятивные пары, а различные концептуальные области (психические способности в целом, познавательные способности и сферы их применения). — Примеч. авт.

 

[220]Кант И. Критика способности суждения. Введение, III // Кант И. Соч. в 6 тт., т. 5. М., 1966, с. 177. — Примеч. авт.

 

[221]по аналогии (лат.). — Примеч. пер.

 

[222]Последующее рассуждение всего лишь сжатое изложение важнейших моментов движения Канта. Мы не имеем возможности рассматривать здесь ни чрезвычайно сложное отношение между предположением двух основных познавательных способностей (чувственности и понимания) и трех таких способностей (чувственность, воображение, апперцепция), ни отношение трансцендентальной эстетики в «Критике чистого разума» к эстетической функции в «Критике способности суждения». Впервые центральную роль эстетической функции в системе Канта продемонстрировал Хайдеггер. См: Kant und das Problem der Metaphysik. Bonn: Friedrich Cohen, 1929; в связи с отношением между основными познавательными способностями см., в частности, pp. 31ff., 129fF. — Примеч. авт.

 

[223]Здесь и далее в соответствии с «Критикой способности суждения», Введение VII. — Примеч. авт.

 

[224]«Zweckmassigkeit ohne Zweck; Gesetzmassigkeit ohne Gesetz». (Критика способности суждения, § 16, 17, 22.) — Примеч. авт.

 

[225]См.: Moerchen, Herman. Die Einbildungskraft bei Kant // Jahrbuch fur Pholosophie und Phanomenologische Forschung, ed. Husserl, IX. Halle, 1930, 478–479. — Примеч. авт.

 

[226]Критика способности суждения. Введение, IX. // Кант И. Там же, с. 198. — Примеч. авт.

 

[227]См. определение Канта в «Критике чистого разума», Трансцендентальная эстетика, § 24. — Примеч. авт.

 

[228]Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Соч., т. 6, М., 1957, с. 298. — Примеч. авт.

 

[229]Baumgarten, Alexander. Meditationes Philosophicae de Nonnulis ad Poema Pertinentibus, §§ 25–26 // Riemann, Albert. Die Asthetik A. O. Baumgartens. Halle: Niemeyer, 1928, p. 114. — Примеч. авт.

 

[230]Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании (четвертое, восьмое и др. письма). — Примеч. авт.

 

[231]Baumgarten, Asthetik, ed. Bernhard Poppe // Baumgarten A. G. Bonn, Leipzig, 1907, § 1; см. также p. 44 «Meditationes Philosophicae», § 115.— Примеч. авт.

 

[232]Baumgarten, Asthetik, p. 42. — Примеч. авт.

 

[233]Ibid., p. 57. — Примеч. авт.

 

[234]Baumgarten, Aesthetica, Vol. I. Frankfurt a/O, 1750, § 14. — Примеч. авт.

 

[235]Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 1. М., 1968, с. 66. — Примеч. авт.

 

[236]См.: Rank, Otto. The Play-impuls and Aesthetic Pleasure // Art and Artist. New York: Alfred Knopf, 1932. — Примеч. авт.

 

[237]Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании, с. 283. — Примеч. авт.

 

[238]Там же, с. 265, 266. — Примеч. авт.

 

[239]Там же, с. 287, 288. — Примеч. авт.

 

[240]Там же, с. 300, 319. — Примеч. авт.

 

[241]Там же, с. 300, 301. — Примеч. авт.

 

[242]Там же, с. 343, 344. — Примеч. авт.

 

[243]Там же, с. 317, 351, 352. — Примеч. авт.

 

[244]Там же, с. 301. — Примеч. авт.

 

[245]Там же, с. 350. — Примеч. авт.

 

[246]Там же, с. 351. — Примеч. авт.

 

[247]Там же, с. 321. — Примеч. авт.

 

[248]Там же, с. 346. — Примеч. авт.

 

[249]Там же, с. 330. — Примеч. авт.

 

[250]Там же, с. 339. — Примеч. авт.

 

[251]Там же, с. 332. — Примеч. авт.

 

[252]Там же, с. 353. — Примеч. авт.

 

[253]Там же, с. 257. — Примеч. авт.

 

[254]Там же, с. 295. — Примеч. авт.

 

[255]Там же, — Примеч. авт.

 

[256]Там же, с. 355. — Примеч. авт.

 

[257]Там же, — Примеч. авт.

 

[258]Там же, с. 297. — Примеч. авт.

 

[259]Jung C.G. Psychological Types, transl. H. Goldwin Baynes. New York: Harcourt, Brace, 1926, p. 135. — Примеч. авт.

 

[260]Шиллер Ф. Там же, с. 353. — Примеч. авт.

 

[261]Недавно Густавом Балли была предпринята попытка определить человеческую свободу в терминах игры на биологической основе. (Vom Ursprung und den Grenzen der Freiheit. Basel: Benno Schwabe, 1945, особенно cc. 29, 71ff, 74–75.) По его мнению, измерение свободы следует искать в свободе от обусловленности инстинктами. Человек в отличие от животного не находится в плену у своих инстинктов, но обладает некоторым entspanntes Feld-Spielraum, в котором он «сохраняет отстраненность от своих инстинктивных целей», может играть с ними и, следовательно, со своим миром. Благодаря этому отстраненному подходу к инстинктивным целям возможна человеческая культура. Несмотря на близость шиллеровской, концепция Балли означает регресс. Игровая свобода у Шиллера вырастает из освобождения инстинктов, в то время у Балли мы находим лишь «относительную свободу от инстинктов» (с. 94), свободу сопротивления инстинктивным потребностям. Неудивительно поэтому, что новая интерпретация свободы оборачивается старой свободой отречения и отрицания искушений, «смелостью» связать себя, силой самоподавления (с. 79). Совершенно естественно, что подлинная и окончательная свобода, «свобода от тревоги и смерти», отвергается как ложная и «сомнительная» (с. 100). — Примеч. авт.

 

[262]«…urn ein endlich noch Erreichtes» (Рильке). — Примеч. авт.

 

[263]«Wir milssen wieder vim Baum der Erkentnis essen, um in den Stand der Unschuld zuriickzufallen». (Kleist, Heinrich von. Ober das Marionettentheater.) — Примеч. авт.

 

[264]Collected Papers. London: Hogarth Press, 1950, IV, 203ff; По ту сторону принципа удовольствия, с. 319–321. — Примеч. авт.

 

[265]Collected Papers, IV, 215. — Примеч. авт.

 

[266]См. гл. 2. — Примеч. авт.

 

[267]Jones, Ernest. The Life and Work of Sigmund Freud, Vol. I. New York: Basic Books, 1953, p. 330. — Примеч. авт.

 

[268]Collected Papers, II, 269. — Примеч. авт.

 

[269]An Outline of Psychoanalyses. New York: W. W. Norton, 1949, p. 26. — Примеч. авт.

 

[270]Ibid., р. 25. — Примеч. авт.

 

[271]См. работы Зигфрида Бернфельда и Эдварда Бибринга в: Imago, Vols. XXI, XXII (1935, 1936). См. также выше. — Примеч. авт.

 

[272]Продолжение лекций по введению в психоанализ, с. 359. — Примеч. авт.

 

[273]Glover, Edward. Sublimation, Substition, and Social Anxiety // International Journal of Psychoanalysis, Vol. XII, § 3 (1931), p. 264. — Примеч. авт.

 

[274]«The Libido Theory» — статья для Энциклопедии, перепечатанная в: Collected Papers, V, 134. — Примеч. авт.

 

[275]Versuch einer Genitaltheorie. Leipzig: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1924, pp. 51–52. На английском языке эта книга появилась как: «Thalassa», transl. Н. A. Bunker. Albany: Psychoanalytic Quarterly, Inc., 1938. — Примеч. авт.

 

[276]Ryheim, The Origin and Function of Culture, New York: Nervous and Mental Disease Monograph § 69, 1943, p. 74. В своей, статье «Sublimation» (Yearbook of Psychoanalysis, Vol. 1, 1945) Рохайм подчеркивает, что в процессе сублимации «стремления „Оно“ вновь завоевывают для себя почву в скрытой форме». Таким образом, «вопреки преобладающему мнению… в сублимации не „Сверх-Я“ вырывает почву у „Оно“, а, напротив, мы имеем территорию „Сверх-Я“, занимаемую „Оно“» (р. 117). Здесь акцент также сделан на ведущей роли либидо в сублимации. — Примеч. авт.

 

[277]Платон. Пир // Платон. Соч. в 3 тт., т. 2. М., 1970, с. 88. — Примеч. авт.

 

[278]Bachelard, Gaston. L'Eau et les Reves. Paris: Jose Corti, 1942, pp. 34–35. — Примеч. авт. *

 

[279]Ryheim, The Origin and Function of Culture, p. 74. — Примеч. авт.

 

[280]Пир, с. 120. — Примеч. авт.

 

[281]Там же, с. 121. — Примеч. авт.

 

[282]Недовольство культурой, с. 80. — Примеч. авт.

 

[283]Массовая психология и анализ человеческого «Я», с. 286. — Примеч. авт.

 

[284]Там же. — Примеч. авт.

 

[285]International Journal of Psychoanalysis, Vol. XXIV (1943), pp. 114ff, части 3 и 4. — Примеч. авт.

 

[286]Ibid., р. 117. — Примеч. авт.

 

[287]Ibid., р. 118. — Примеч. авт.

 

[288]Roheim, The Origin and Function of Culture, p. 75. — Примеч. авт.

 

[289]Sex and Temperament in Three Primitive Societies. New York: New American Library, 1952, p. 100. — Примеч. авт.

 

[290]Armand F., Maublanc R. Fourier: Texts Choisis. Paris: Editions Sociales Internationales, 1937, III, 154. — Примеч. авт.

 

[291]притягательность промышленного [труда] (фр.). — Примеч. пер.

 

[292]страстное влечение (фр.). — Примеч. пер.

 

[293]Ibid., II, 240ff. — Примеч. авт.

 

[294]Psychoanalutic Quarterly, Vol. XII, § 3 (1943). — Примеч. авт.

 

[295]Ibid., p. 314. — Примеч. авт.

 

[296]Ibid., р. 317. — Примеч. авт.

 

[297]Ibid., р. 324. — Примеч. авт.

 

[298]Chisholm С. В. The Psychiatry of Enduring Peace and Social Progress (panel discussion) // Psychiatry, Vol. XI, § 1 (1946), p. 31. — Примеч. авт.

 

[299]Об унижении любовной жизни, с. 151. — Примеч. авт.

 

[300]Там же, с. 152. — Примеч. авт.

 

[301]Horkheimer, Max; Adorno, Theodor W. Dialektik der AufklSrung. Amsterdam, Querido Verlag, 1947, S. 127. — Примеч. авт.

 

[302]Vom Uberich // Internationale Zeitsrift fur Psychoanalyse, XII (1926), 280, 281. — Примеч. пер.

 

[303]Loewald, Hans W. Ego and Reality // International Journal of Psychoanalysis, Vol. XXXII (1951), Part I, p. 12. — Примеч. авт.

 

[304]Ibid. — Примеч. авт.

 

[305]Ibid., р. 11. — Примеч. авт.

 

[306]Ibid., р. 15. — Примеч. авт.

 

[307]См. гл. 1. — Примеч. авт.

 

[308]Ницше Ф. Генеалогия морали, часть II, 1–3 // Соч. в 2 тт., т. 2, с. 439–442. — Примеч. авт.

 

[309]утраченное время (фр.). — Примеч. пер.

 

[310]Benjamin, Walter. Uber den Begriff der Geschichte // Die Neue Rundschau (1950), S. 568. — Примеч. авт.

 

[311]Вторжение сексуальной морали (нем.). — Примеч. пер.

 

[312]См.: Glover, Edward. Freud or Jung. New York: W. W. Norton, 1950. — Примеч. авт.

 

[313]Ober Methode und Aufgabe einer analytischen Sozialpsychologie // Zeitschrift fur Sozialforschung, I (1932), 39–40. — Примеч. авт.

 

[314]Ibid., S. 51, 47. — Примеч. авт.

 

[315]Ibid., S. 53. — Примеч. авт.

 

[316]Zeitschrift fiir Sozialforschung, Vol. III (1934). — Примеч. авт.

 

[317]Ibid., S. 215. — Примеч. авт.

 

[318]Zeitschrift fuг Sozialforschung, IV (1935), 374–374. — Примеч. авт.

 

[319]Ibid., S. 395. — Примеч. авт.

 

[320]The Loss of Reality in Neurosis and Psychosis // Collected Papers. London: Hogarth Press, 1950, II, 279. — Примеч. авт.

 

[321]Недовольство культурой, с. 83. — Примеч. авт.

 

[322]Breuer and Freud, Studies in Hysteria. New York: Nervous and Mental Disease Monograph § 61, 1936, p. 232. См. также: A General Introduction to Psychoanalysis. New York: Garden City Publishing Co., 1943, pp. 397–398. — Примеч. авт.

 

[323]См.: Продолжение лекций по введению в психоанализ, с. 392. — Примеч. авт.

 

[324]Psychoanalysis: Evolution and Development. New York: Hermitage House, 1951. — Примеч. авт.

 

[325]Thompson С. Psychoanalysis, pp. 15, 182. — Примеч. авт.

 

[326]Ibid., pp. 9, 13, 26–27, 155. — Примеч. авт.

 

[327]Ibid., р. 42. — Примеч. авт.

 

[328]Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 43. — Примеч. авт.

 

[329]Thompson С. Psychoanalysis, р. 143. — Примеч. авт.

 

[330]Фромм Э. Человек для самого себя, с. 53, 54. — Примеч. авт.

 

[331]Thompson С. Psychoanalysis, р. 108. — Примеч. авт.

 

[332]Sullivan, Harry Stack. Conceptions of Modern Psychatry. Washington: William Alanson White Psychiatric Foundation, 1947, p. 48. — Примеч. авт.

 

[333]Сравните трактовку «рыночной ориентации» у Эриха Фромма в: Человек для самого себя, с. 65–75. — Примеч. авт.

 

[334]Beaglehole, Ernest. Interpersonal Theory and Social Psychology // A Study of Interpersonal Relations, ed Patrick Mullahy. New York: Hermitage Press, 1950, p. 54. — Примеч. авт.

 

[335]Mullahy, Patrick. A Study of Interpersonal Relations introduction, p. XVII. — Примеч. авт.

 

[336]Sullivan H.S. Conceptions of Modem Psychiatry, p. 96. См. обзор Меррел Линд в: The Nation, January 15, 1949. — Примеч. авт.

 

[337]The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York: W.W. Norton, 1953, p. 208. — Примеч. авт.

 

[338]См. суждения Фрейда в «Введении в психоанализ», с. 245, 246. — Примеч. авт.

 

[339]духом серьезности (фр.). — Примеч. пер.

 

[340]Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990, с. 191. — Примеч. авт.

 

[341]Там же, с. 220. — Примеч. авт.

 

[342]Homey, Karen. The Neurotic Personality of Our Time. New York: W. W. Norton, 1937, p. 284. — Примеч. авт.

 

[343]Thompson, Clara. Psychoanalysis, p. 152. — Примеч. авт.

 

[344]Фромм Э. Человек для самого себя, с. 65–75. — Примеч. авт.

 

[345]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 193. — Примеч. авт.

 

[346]Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990, с. 62–94. — Примеч. авт.

 

[347]Фромм Э. Человек для самого себя, с. 86. — Примеч. авт.

 

[348]Об унижении любовной жизни, с. 148. — Примеч. авт.

 

[349]Недовольство культурой, с. 102. — Примеч. авт.

 

[350]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 220, 221. — Примеч. авт.

 

[351]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 144. — Примеч. авт.

 

[352]The Neurotic Personality, p. 284. — Примеч. авт.

 

[353]Фромм Э. Человек для самого себя, с. 190. — Примеч. авт.

 

[354]Там же, с. 19. — Примеч. авт.

 

[355]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 193. — Примеч. авт.

 

[356]Фромм Э. Человек для самого себя, с. 114. — Примеч. авт.

 

[357]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 144. — Примеч. авт.

 

[358]Horney К. New Ways in Psychoanalysis. New York: W. W. Norton, 1939, p. 10. — Примеч. авт.

 

[359]Фромм Э. Психоанализ и религия, с. 195–197. (Перевод изменен. — Примеч. пер.) См. также еще более изощренную интепретацию Фромма в: The Forgotten Language. New York: Rinehart, 1951, pp. 231–235. — Примеч. авт.

 

[360]Введение в психоанализ, с. 91. — Примеч. авт.

 

[361]New Ways in Psychoanalysis, pp. 130–131. — Примеч. авт.

 

[362]New Ways in Psychoanalysis, p. 132. — Примеч. авт.

 

[363]наивную народную почву (нем.). — Примеч. пер.

 

[364]соразмерно с человеком (фр.). — Примеч. пер.

 

[365]т. е. общество как таковое. — Прим. пер.

 

[366]Термины «трансцендировать» и «трансцендирование» везде употребляются в эмпирическом, критическом смысле: они обозначают тенденции в теории и практике, которые в данном обществе «переходят границы» утвердившегося универсума дискурса и действия, приближаясь к их историческим альтернативам (реальные возможности). — Примеч. авт.

 

[367]рациональное основание (фр.). — Примеч. пер.

 

[368]Термин «проект» подчеркивает элемент свободы и ответственности в исторической детерминации: он связывает автономию и случайность. Именно в этом смысле он употребляется в работах Жан-Поля Сартра. Далее этот термин рассматривается в гл. 8. — Примеч. авт.

 

[369]Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП). — Примеч. пер.

 

[370]«Скрытые аргументы», «В поисках статуса», «Производители отходов», «Человек организации», «Государство войны» (англ.). — Примеч. пер.

 

[371]В оригинале используется понятие preconditioning или being preconditioned, что в английском языке имеет техническое значение — «предварительная обработка». Автор, употребляя свой термин, имеет в виду то, что индустриальное общество формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направлении. — Примеч. пер.

 

[372]Решающую роль здесь играет перемена функции семьи: «социализация» в значительной степени теперь переходит к внешним сообществам и средствам массовой информации. См.: Эрос и цивилизация. — Примеч. авт.

 

[373]Adorno, Theodor W. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. Frankfurt: Suhrkamp, 1955, S. 24. — Примеч. авт.

 

[374]Bridgeman P.W. The Logic of Modern Physics. New York: Macmillan, 1928, p. 5. С тех пор операциональная доктрина претерпела видоизменения и стала утонченнее. Сам Бриджмен распространил понятие «операция» на операции «с бумагой и карандашом», производимые теоретиком (Frank, Philip J. The Validation of Scientific Theories. Boston: Beacon Press, 1954, Chap. II). Но основная движущая сила сохраняется: остается «желательным», чтобы операции с карандашом и бумагой «можно было фактически, хотя бы и непрямо, соотнести с инструментальными операциями». — Примеч. авт.

 

[375]Bridgeman P.W. The Logic of Modem Physics, loc. cit., p. 31. — Примеч. авт.

 

[376]Zworikine A. The History of Technology as a Science and as a Branch of Learning; a Soviet view // Technology and Culture. Detroit: Wayne State University Press, Winter 1961, p. 2. — Примеч. авт.

 

[377]Simondon, Gilbert. Du Mode d'existence des objets techniques. Paris: Aubier, 1958, p. 103. — Примеч. авт.

 

[378]См.: Denby, Charles. Workers Battle Automation. // News and Letters. Detroit, 1960. — Примеч. авт.

 

[379]Walker, Charles R. Toward the Automatic Factory. New Haven: Yale University Press, 1957, p. XIX. — Примеч. авт.

 

[380]Ibid., p. 195. — Примеч. авт.

 

[381]Мы настаиваем на внутренней связи марксовых понятий эксплуатации и обнищания вопреки позднейшим ревизиям, рассматривавшим обнищание либо как культурный аспект, либо релятивно до такой степени, что оно становилось приложимым только к пригородной жизни с автомобилем, телевидением и т. п. «Обнищание» подразумевает абсолютную потребность и необходимость низвержения невыносимых условий существования, которая лежит в основе всех революций и направлена против базовых социальных институтов. — Примеч. авт.

 

[382]Walker, Charles R. Loc. cit, p. 104. — Примеч. авт.

 

[383]Ibid., p. 104f — Примеч. авт.

 

[384]Sartre, Jean-Paul. Critique de la raison dialectique, tome I. Paris: Gallimard, 1960, p. 290. — Примеч. авт.

 

[385]Automation and Major Technological Change: Impact on Union Size, Structure, and Function. Industrial Union Dept. AFL–CIO, Washington, 1958, p. 5ff. Barkin, Solomon. The Decline of the Labor Movement. Santa Barbara: Center for the Study of Democratic Institutions, 1961, p. lOff. — Примеч. авт.

 

[386]Simondon, Gilbert. Loc. cit., p. 146 — Примеч. авт.

 

[387]Simondon, Gilbert. Loc. cit., p. 146

 

[388]Automation and Major Technological Change, loc cit, p. 8. — Примеч. авт.

 

[389]Ibid. — Примеч. авт.

 

[390]Walker, Charles R. Loc. cit. p. 97ff. См. также: Chinoy, Ely. Automobile Workers and the American Dream. Garden City Doubleday, 1955, passim. — Примеч. авт.

 

[391]Mann, Floyd C., Hoffman, Richard L. Automation and the Worker. A Study of Social Change in Power Plants. New York: Henry Holt, 1960, p. 189. — Примеч. авт.

 

[392]Walker, Charles R. Loc. cit. p. 213f. — Примеч. авт.

 

[393]Mallet, Serge. Le Salaire de la technique // La Nef, no 25, Paris, 1959, p. 40. По поводу тенденции к интегрированию в Соединенных Штатах можно привести поразительное утверждение лидера профсоюза объединенных автомобильных рабочих: «Много раз нам пришлось бы встречаться в зале профсоюза для обсуждения жалоб, поданных рабочими. Но ко времени организованной мною на следующий день встречи с управлением проблема была устранена и профсоюз лишился возможности приписать себе заслугу удовлетворения жалобы. Это превратилось в битву за верность воем стороне. Все, за что боролись мы, компания сама теперь предоставляет рабочим. Нам приходится изыскивать нечто такое, чего хочет рабочий и что наниматель не в состоянии ему предоставить… Мы ищем, ищем». (Labor Looks at Labor. A Conversation. Santa Barbara: Center for the Study of Democratic Institutions, 1963, p. 16f.) — Примеч. авт.

 

[394]Есть ли еще необходимость в разоблачении идеологии «революции управляющих»? Капиталистическое производство осуществляется путем вложения частного капитала для частного извлечения и присвоения прибавочной стоимости; при этом капитал является инструментом господства человека над человеком. Ни распространение акционирования, ни отделение собственности от управления и т. п. не изменили сущностные черты этого процесса. — Примеч. авт.

 

[395]Perroux, Franсois. La Coexistence pacique. Paris: Presses Universitaires, 1958, vol. Ill, p. 600. — Примеч. авт.

 

[396]Meacham, Stewart. Labor and the Cold War. Philadelphia: American Friends Service Committee, 1959, p. 9. — Примеч. авт.

 

[397]Ibid. — Примеч. авт.

 

[398]Marx, Karl. Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie. Berlin: Dietz Verlag, 1953. S. 592–593. См также с. 596. — Примеч. авт.

 

[399]Automation and Major Technological Change, loc. cit, p. 11f. — Примеч. авт.

 

[400]Mills С. Wrigt. White Collar. New York: Oxford University Press, 1956, p. 319f. — Примеч. авт.

 

[401]В менее развитых капиталистических странах, где по-прежнему силен сектор воинственного рабочего движения (Франция, Италия), его сила направлена против ускоряющейся технологической и политической рационализации в авторитарной форме. Необходимость соперничества на международной арене, вероятно, усилит последнюю и приблизит ее согласие и союз с доминирующими тенденциями в наиболее развитых индустриальных странах. — Примеч. авт.

 

[402]В связи с дальнейшим см. мою работу: Soviet Marxism. New York: Columbia University Press, 1958. — Примеч. авт.

 

[403]Rousseau. The Social Contract, Book I, Chap. VII, Book II, Chap. VI. — Примеч. авт.

 

[404]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1961, т. 19, с. 18. — Примеч. авт.

 

[405]О различиях между встроенным и управляемым сопротивлением см. мою работу: Soviet Marxism, loc. cit., p. 109ff. — Примеч. авт.

 

[406]Economic Problems of Socialism in the U.S.S.R. (1952) // Leo Gruliow ed. Current Soviet Policies. New York: F. A. Praeger, 1953, p. 5, 11, 14. — Примеч. авт.

 

[407]Ibid., p. 14f. — Примеч. авт.

 

[408]По поводу дальнейшего см. замечательные книги Рене Дюмона, в особенности: Torres vivantes. Paris: Plon, 1961. — Примеч. авт.

 

[409]«Свободное» время не означает время «досуга». Последнему развитое индустриальное общество максимально благоприятствует, но, однако же, оно не является свободным в той мере, в какой оно регулируется бизнесом и политикой. — Примеч. авт.

 

[410]«Свободное» время не означает время «досуга». Последнему развитое индустриальное общество максимально благоприятствует, но, однако же, оно не является свободным в той мере, в какой оно регулируется бизнесом и политикой. — Примеч. авт.

 

[411]В отношении критической и реалистической оценки идеологической концепции Гэлбрейта см.: Latham, Earl. The Body Politic of the Corporation // Mason E. S. The Corporation in Modern Society. Cambridge: Harvard University Press, 1959, p. 223, 225f. — Примеч. авт.

 

[412]Perroux, Francois. Loc. cit., vol. III, p. 631–632; 633 — Примеч. авт.

 

[413]обещание счастья (фр.) — Примеч. пер.

 

[414]В оригинале «estrangement», т. е. «отчуждение». Однако в русском языке термин «отчуждение» имеет особое значение (английское соответствие — alienation). Среди терминов же искусствоведения есть два соответствующих английскому «estrangement»: очуждение (Б. Брехт) и остранение (В. Шкловский), О-стран-ять — значит делать странным, т. е. заставлять зрителя (читателя) по-новому воспринимать привычную вещь, переживать ее, а не узнавать. — Примеч. пер.

 

[415]Не хочу недоразумений: настолько, насколько они удовлетворяют потребности, дешевые издания, всеобщее образование и долгоиграющие пластинки действительно являются благом. — Примеч. авт.

 

[416]Стефан Георге в Квартете fis moll А. Шенберга. См.: Adorno T. W. Philosophic der neuen Musik. Tubingen: J. C. B. Mohr, 1949, S. 19. — Примеч. авт.

 

[417]Brecht, Bertolt. Schriften zur Theater. Berlin-Frankfurt: Suhrkamp, 1957, S. 7, 9. — Примеч. авт.

 

[418]Ibid., S. 76. — Примеч. авт.

 

[419]Ibid, S. 63. — Примеч. авт.

 

[420]говорят лишь о предметах отсутствующих (фр.). См.: Валери П. Поэзия и абстрактная мысль // Валери П. Об искусстве. М, 1993, с. 323. — Примеч. пер.

 

[421]усилие, которое наделяет в нас жизнью несуществующее (фр.). См. там же, с. 331. — Примеч. пер.

 

[422]рождение мира (фр.). См. там же, с. 326. — Примеч. пер.

 

[423]См. гл. 7. — Примеч. авт

 

[424]См. гл. 5. — Примеч. авт.

 

[425]Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983, с. 331 (курсив мой). — Примеч. авт. (Цитата несколько изменена. — Примеч. пер

 

[426]Там же, с. 332. — Примеч. авт.

 

[427]Adortio, Theodor W. Noten zur Literatur. Berlin-Frankfurt: Suhrkamp, 1958., S. 160. — Примеч. авт.

 

[428]«И вот вам луна над Сохо», «Но в один прекрасный безоблачный день», «Давным-давно в былые времена», «И корабль под семью парусами», «Под древней луной Бильбао, где еще живет любовь» — первые строки зонгов из пьес Б. Брехта. — Примеч. пер.

 

[429]Еще существует легендарный революционный герой, способный устоять перед телевидением и прессой — в мире «слаборазвитых» стран. — Примеч. авт.

 

[430]См. мою книгу «Эрос и цивилизация», в особенности гл. 10. — Примеч. авт.

 

[431]В соответствии с терминологией, используемой в поздних работах Фрейда: сексуальность является «специализированным» частным влечением, в то время как Эрос — влечением всего организма. — Примеч. авт

 

[432]Пьесы Т. Уильямса «Трамвай „Желание“» и «Кошка на раскаленной крыше». — Примеч. пер.

 

[433]Необходимость одномерного общества. — Примеч. пер.

 

[434]Ионеско Э. в: Nouvelle Revue Francaise, July 1956; цит. по: London Times Literary Supplement, March 4, 1960. Герман Кан считает (1959 RAND study RM-2206-RC), что «необходимо исследовать выживаемость населения в условиях окружающей среды, напоминающей переполненные убежища (концентрационные лагеря, использование в России и Германии грузовых вагонов для перевозки людей, военные корабли, переполненные тюрьмы… и т. п.). Из этого можно извлечь некоторые руководящие принципы для программы убежищ». — Примеч. авт.

 

[435]Игра слов в английском языке, т. к. random означает «наугад». — Примеч. пер.

 

[436]В квадратных скобках иронические замечания самого Маркузе. — Примеч. пер.

 

[437]Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983, с. 319. — Примеч. пер.

 

[438]Galbraith, John К. American Capitalism. Boston: Houghton Mifflin, 1956, p. 96. — Примеч. авт.

 

[439]Gerr, Stanley. Language and Science // Philosophy of Science, April 1942, p. 156. — Примеч. авт.

 

[440]Ibid. — Примеч. авт.

 

[441]New York Times, December 1, 1960. — Примеч. авт.

 

[442]Ibid., November 2, 1960 — Примеч. авт.

 

[443]Ibid., November 7, 1960 — Примеч. авт.

 

[444]Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983, с. 315. — Примеч. авт.

 

[445]См.: Lowenthal, Leo. Literature, Popular Culture, and Society. Prentice-Hall, 1961, p. 109 ff, а также: Hoggart, Richard. The Uses of Literacy. Boston: Beacon Press, 1961, p. 161 ff. — Примеч. авт.

 

[446]В англ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.