Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление. Я назвал эту книгу «Ма-цзы: пустое зеркало» по той простой причине, что все учение состоит в следу­ющем: «Не реагируй






 


Я назвал эту книгу «Ма-цзы: пустое зеркало» по той простой причине, что все учение состоит в следу­ющем: «Не реагируй. Просто будь. И отражай...»

Простые выводы из простого учения. Но в простоте этих слов заключен глубокий смысл и значение.

«Не реагируй». Да разве это возможно? С самого дет­ства мы приучены реагировать. «Нет» — и мы останавли­ваемся. «Привет» — и мы улыбаемся. И так, слой за слоем, пока мы не превращаемся в живое нагромождение услов­ных рефлексов, которое привыкли называть «собой».

Затем следует «Просто будь». Не слишком привле­кательная, на первый взгляд, идея. Просто будь кем? Врачом, адвокатом, хорошим гражданином? Амери­канцем, японцем, немцем? Примерным работником, великим гением, знаменитым художником? Христиа­нином, буддистом?.. Нет? Ладно, и все же — кем?

«И отражай» — как зеркало. Несомненно, два первых положения являются предпосылкой для третьего; в про­тивном случае американец будет продолжать реагиро­вать как американец, врач будет продолжать смотреть на мир глазами врача, буддист будет следовать буддийским наставлениям, а христианин будет следовать заповедям Иисуса. И мы снова оказываемся в исходной точке кру­га, реагируя на всё (да, на всё — даже не «поддавшись на провокацию», мы, чаще всего, попросту подавляем про­исходящую внутри нас реакцию), пытаясь быть кем-то и яростно «отражая» всё, что видим вокруг себя.

И все это продолжается до бесконечности. Кто-то, смирившись, тянет лямку до конца своих дней, кто-то сходит с ума, не находя выхода, а кто-то ищет возмож­ности вырваться из этого колеса.

Ошо Раджниш, подобно Ма-цзы, доказывает сего­дня, что выпрыгнуть из колеса можно — причем пры­жок этот вовсе не грозит множественными перелома­ми и смертью, а несет с собой новое ощущение целост­ности и жизни.

На этих страницах вы не найдете научных коммен­тариев, которыми славятся большинство изданных на Западе книг по дзэн — тех книг, в которых попытка до­нести дзэн до рационального ума разрушает саму суть практики, добавляя новый слой наукообразия к не тер­пящему наукообразия учению.

Нет, живший в VI веке мастер дзэн Ма-цзы здесь не «разъясняется» — его работа остается живой и в наши дни. И говоря о Ма-цзы, Ошо Раджниш говорит о себе:

Бытие создает жажду лишь после того, как создало воду, чтобы утолить ее. Если существу­ют ученики, искатели, исследователи, значит, бытие позаботилось о том, чтобы они нашли учителя, способного распознать их возможное будущее и помочь им стать самими собой...

Иногда человек думает: «Все эти будды — не бо­лее чем вымысел» — ведь они исчезли из обыденно­го мира. Ваша миссия на этой земле — возродить поиск золотой истины. И я пытаюсь всевозмож­ными путями и ухищрениями, приблизить к вам истину, надеясь, что что-то щелкнет в глубине вашего сознания и откроется та дверь, которая была заперта многие годы... многие столетия...

И в этой книге приоткрывается дверь, давая воз­можность заглянуть по другую сторону колеса, где можно не реагировать, а просто быть и отражать.

Живой источник бытия бьет рядом с нами. По­чему бы не припасть к нему и не утолить жажду?

Ма Дэва Сарито Пуна, 1989

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.