Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор природы вопроса






Основной фокус этики соматических подходов направлен на границы. Телесная психотерапия вы­водит на уровень осознания такие аспекты бессозна­тельного скрытого процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые неразличимы или сложны для опознания в вербальной терапии.

В телесную терапию можно войти без подклю­чения реального прикосновения. Для таких слу­чаев проще сформулировать этические соображе­ния и следовать им. Когда терапевт просит клиента направить его осознание на дыхание, телесные ощу­щения или переживания — нет необходимости в реальном прикосновении, как и в случае, когда клиента просят усилить имеющееся напряжение или расслабить конкретные области тела.

Сложнее случаи телесной терапии, в которых используется прикосновение. Это требует большей предосторожности и необходимо убедиться в пол­ном соблюдении этических моментов. Эта статья привлекает внимание к этике телесной терапии в самом широком смысле. Европейская ассоциация Телесных терапевтов (ЕАТТ) создала практичес­кие стандарты, этические коды, определения теле­сной терапии и критерии компетентности терапев­тов. Эти определения и критерии упоминаются здесь для того, чтобы стал яснее смысл телесной терапии и можно было задуматься о сфере приме­нения телесной терапии и о том, каковы сферы ком­петентности ЕАТТ.

" Прямо или косвенно, психотерапевт работает с личностью, представляющей собой воплощение интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизни. Психотерапевт поддерживает как внутрен­ние процессы саморегуляции, так и точное вос­приятие внешней действительности.

Работа психотерапевта делает возможным осоз­нание, понимание и интеграцию таких аспектов личности, которые казались чуждыми.

Чтобы способствовать переходу от отчужденно­сти к целостности, телесный терапевт должен об­ладать следующими качествами:

1. Способностью интуитивно ощущать и воспри­нимать здоровое направление развития чело­века.

2. Пониманием разных аспектов нерешенных кон­фликтов, происходящих из детства или от хро­нической разделенности разума и тела.

3. Способностью к системному восприятию и специфической чувствительности к взаимовли­янию:

а. Сигналов тела: изменений вегетатики; мы­шечного напряжения и расслабления; бло­кирования и интеграции энергетики; пульса­ций; этапов усиления функций естественной саморегуляции.

б. Феноменов психодинамики переноса, контр­переноса, проекции, защитной регрессии и различных видов сопротивления.

 

Более непосредственное включение тела в тера­певтический процесс, особенно через прикоснове­ния, может вызвать перенос, затрагивающий сек­суальность и проблемы границ.

Типы прикосновений, как и то, как, к чему и когда прикасаться — все это будет предметом сле­дующей статьи. Всё это может вызывать разные отклики клиента. В настоящей статье краткое вве­дение в тему прикосновений поможет читателю понять сложность этой темы.

Граница в отношении прикосновений означает, что руки терапевта прикасаются твердо и четко. При неотчетливом прикосновении теряется ощу­щение границы. Например, когда своей ладонью вы прикасаетесь к ладони клиента и какое-то вре­мя держите руки так, то со временем ощущение границы между их двумя поверхностями пропада­ет. Две ладони как бы сливаются в одну. Если терапевт намеренно идет на это, то такое прикос­новение мы называем неотчетливым, слитным.

Эротическое прикосновение содержит сексуальный призыв, выражаемый в ясных движениях руки тера­певта. Нейтральное прикосновение не несет подобных сообщений; напротив, оно не говорит ни о чем, кроме того, что " прикосновение произошло".

Тема переноса в телесной терапии имеет свои особенности. Вот некоторые аспекты этого:

1. Потребность реализовать потенциальные воз­можности. Говоря об этом, Бернгардт и Бентзен (1991) отметили необходимость открыть клиенту новые ресурсы в прикосновении и в формировании первичного эго, которое в зна­чительной мере базируется на телесном эго.

Прикосновение в терапевтическом процессе мо­жет обладать огромной мощью. Тип прикосновения, место и продолжительность может вызвать совер­шенно различные реакции; например, человек, жаж­давший физического утешения, может разволноваться от мягкого и заботливого прикосновения. Это мо­жет вызвать сильную позитивную реакцию перено­са. Если в прошлом этому человеку недоставало спло­ченности в семье или в социуме, то появление такого переноса может затруднить поддержание душевного равновесия. В некоторых случаях терапевт может оказаться не готов к переносу такой силы и будет стараться уклоняться от прикосновений, несмотря на возможное появление контрпереноса.

2. Сексуальный оттенок. Очень важно, куда и к чему прикасаться, при любом подозрении на то, что у человека в прошлом был опыт непо­добающего сексуального поведения. Очевидно, что прикосновение к любой эрогенной зоне не­допустимо. Вдобавок, нужно проявлять осо­бую осторожность при любых прикосновени­ях ко внутренней поверхности бедра. Не столь

очевидно, но в равной степени важно то, как прикасаться, то есть происходит отчетливое или слитное прикосновение, эротичное прикосно­вение или нейтральное.

3. Границы. Когда прикосновение является час­тью терапевтического процесса, клиент ощу­щает вторжение в личное пространство. Каж­дый переживает эго по-своему, в зависимости от предварительной договоренности относитель­но прикосновения, от типа, глубины и про­должительности прикосновения и чувствитель­ное in терапевта. Очевидно, что необходимо получись согласие клиента на прикосновение.

4. Вопрос границ чрезвычайно важен. Взаимо­действие между клиентом и терапевтом может дойти до глубокой интимности, то есть спо­собность терапевта, воспринимать и отображать внутренние ощущения, может привести к тому, что клиент попадет в зависимость, а там про­явится прежняя дисфункциональность, и при этом произойдет сильный перенос на кажущи­еся магическими способности терапевта.

Терапевту необходимо обладать сильными на­выками по распознаванию границ клиента и своих собственных. Если прикосновение необходимо, то определять, когда оно отчетливое, а когда слит­ное, когда эротичное, а когда нейтральное. Для терапевта так же необходимо осознавать, что про­исходит как с ним самим, так и его клиентом. Пос­ледующее рассуждение прояснит некоторые аспек­ты границ.

 

Физическая граница

В психотерапии играют роль разные гипы границ. Прежде мы склонны думать о границах в прямом смысле, то есть о физических границах. Примеры такой физической границы: кожа, место физическо­го контакта человека с его окружением, место при­косновения терапевта к клиенту.

 

Энергетическая граница

Далее следует обратиться к энергической грани­це, эта граница простирается за пределы физическо­го тела человека Иногда считается, что вокруг фи­зического тела человека существует " энергетическое поле". Существуют различные научные теории, объясняющие ото поле. Некоторые терапевты гово­рят об электромагнитном или электростатическом поле, окружающем тело; другие заимствуют из вос­точных философий и религий идею энергетической оболочки, окружающей каждого человека. При этом говорится о личной " ауре", состоящей из семи " тел", существующих над физическим телом. К этому можно добавить, что согласно опыту автора, люди часто очень точно определяют расстояние от руки терапев­та до своего тела даже с закрытыми глазами, и когда рука не производит никакого шума, не вызывает ни малейшего движения воздуха. Клиент может ощу­тить, что вы его задеваете или утешаете своим " энер­гетическим" прикосновением, даже если вы к нему не прикасаетесь физически.

Когда границы клиента слабые, то слитный тип прикосновения может ускорить появление у него ощущения " утраты" себя, тогда как более твердое прикосновение может переживаться как вторже­ние и насилие.

 

Межличностные границы

Третья граница, к которой мы обратимся — это межличностная. Концепция индивидуальной ва­риативности того, что называется близостью и ди-станцированностью разрабатывалась Холлом (Hall, 1966). Холл изучал различие норм безопасности, уважения и беспокойства для разных культур. Мы обратим такое же внимание на новое для нашей культуры осознавание, переживание и выражение отношения к телу в терапевтическом процессе. Часто при это клиент начинает осознавать свою чувствительность к межличностным границам, что для него ново и, порою, неудобно. Чрезвычайно важно руководить процессом так, чтобы окруже­ние клиента было терапевтически безопасным.

 

Безопасность

Природа телесной психотерапии довольно интим­на, и это довольно непривычная в терапевтическом контексте интимность. Клиент может получать мас­саж, лечиться хиропрактикой или физиотерапией. Внимание к телу при психологическом лечении мо­жет быть непривычно. Для установления подходя­щего терапевтического раппорта обычно необходимо больше, чем при других терапевтических подходах объяснять клиенту теоретическую и практическую природу происходящего процесса.

Необходимо обратить внимание на то, что об­суждалось выше, чтобы не произошло никакого нарушения телесных границ, как они воспринима­ются клиентом (здесь необходим опыт работы). Следует обратить внимание на то, как оно скажет­ся на переносе. А сам тип произошедшего перено­са терапевт сможет определить по тому, как это повлияло на клиента.

Бесценно постоянное стремление терапевта к совершенствованию навыков практики телесной терапии. Первостепенное значение имеет прояв­ление должного уважения в лечении. В сфере те­лесной терапии есть множество добросовестно на­строенных терапевтов, интуитивно выбравших для себя разные подходы. Некоторые из них работают великолепно. Когда мы говорим о разработке ру­ководства по защите общества, нам нужно обра­щаться не к этим исключениям, а надежному обо­снованию теории и практики. Для вербальных терапевтов физическая и межличностная граница, естественно, имеют значение, но мало обращается внимание или не уделяется вообще рассмотрению энергетических границ. Авторы считают, что и те­лесные и вербальные терапевты равным образом зачастую вовлекаются в энергетический контакт слитного типа и даже не подозревают об этом.

Терапевт должен ощущать этическую ответствен­ность и обладать опытом, чтобы задуматься об этом. Без тщательной и хорошо развитой под надлежа­щим руководством базы в этой области терапевт может невольно совершить неэтичный поступок, несмотря на свои добрые намерения.

Личные частные соображения

Цель этого раздела — дать более полную карти­ну рабочих проблем, имеющих теоретическое, прак­тическое и этическое значение. Эти практические соображения станут предметом будущей статьи ав­торов.

Чтобы работать эффективно, терапевт должен развивать способность действовать в подходящей манере. Этот раздел иллюстрирует 2 модели воз­действия, которые могут вызвать дистресс вследствие того, что это воздействие будет чрезмерное/ поспешное и недостаточное запоздалое. Эти при­меры предназначены тому, чтобы служить частич­ным напоминанием для практикующих телесных терапевтов о некоторых теоретических и практи­ческих дилеммах в такого рода терапии. Они так­же предназначены тем профессионалам, которые не используют соматического подхода и которые заинтересованы в более конкретных примерах того, какого рода соображения могут возникнуть при те­лесной психотерапии

 

Чрезмерное\поспешное

Работая с клиентом по телесно-ориентирован­ному подходу, терапевт может легко истощиться. Клиенты не привычны к эффектам, которые мо­гут появиться, если они станут иначе дышать, по­зволят пальпировать или определенным образом надавить на свои мышцы. Клиентам привычнее результаты размышлений, зрительных представле­ний и разговоров Когда мы занимаемся тем, что относительно мало знакомо клиентам, то у них нет обычного ощущения уместной и здоровой за­щиты. Это позволяет им соскользнуть в непри­вычное состояние сознания, выйти на посттравма­тический шоковый опыт или впасть в регрессию в отношении старых больных мест, не имея адекват­ной внутренней опоры для разрешения этих про­блем. Если клиент, в ходе терапевтического про­цесса не получит такого доступа к ресурсам, то тогда терапевту надлежит еще более осознанно относиться к возможным негативным последстви­ям любого воздействия на ощущение самости кли­ента.

Использование приемов глубокого дыхания по­рою может привести к замечательному ощущению благополучия, вывести на более глубокий уровень интуиции и чувство духовной связи. Такое же воз­действие, примененное к другому клиенту или к тому же клиенту, но на другом этапе терапии мо­жет привести к разрушению ресурсов. Таким об­разом, строить дорогу к психике — зачастую озна­чает сбегать в трансперсональную сферу от необходимости действовать, постоянно думая и опираясь на реальность.

Недостаточное/запоздалое

На другом полюсе находятся недостаточные или запоздалые воздействия или стимулы. Например, когда клиенты осознают то, что происходит с их телом и сообщают об этом на сессии. Они гово­рят, что погружаются в какое-то состояние, ощу­щают себя несчастными и выглядят испуганно. Если пустить этот " естественный процесс" на са­мотек, то они вполне могут регрессировать на ран­нюю стадию развития, не обладая адекватными ресурсами к тому, чтобы найти новое решение не­завершенной задачи, находящейся там. Они так­же могут выйти на период посттравматического шока таким образом, что получат повторную трав­му. В таких случаях терапевту нужно знать, как служить необходимым ресурсом для клиента, что­бы замедлить этот процесс, причем чтобы не сва­литься по спирали и не воссоздать условия исход­ной боли. При этом терапевту может понадобиться прикоснуться к клиенту или придержать его опре­деленным способом. Определенные группы мус­кулов можно сдерживать или стимулировать, что-

бы удержать клиента от переживания на менее под­готовленном уровне, чтобы он располагал ресурса­ми для перестройки исходного стереотипа.

Это приводит нас к обсуждению чувства време­ни. Научить этому очень трудно. Людям проще понять, какие навыки необходимы, чтобы оцени­вать или воздействовать. Развивать чувство вре­мени (чувство когда и что нужно делать) способ­ны многие искусные учителя и тренеры терапевтов. Если у терапевта неверное чувство времени, то он, выбрав подходящий момент совершает ненужные действия или правильно действует, но в неподхо­дящий момент. Знание о том, когда и как воздей­ствовать на клиента, чтобы не перегрузить его, но все-таки помочь ему генерировать ресурсы, необ­ходимые для того, чтобы перестроить пережива­ния на позитивный лад — это знание основано на развитой теоретической базе, хорошем тренинге и супервизии, в результате чего конструируется на­дежная карта для терапевтического путешествия. И опыт и убеждения авторов статьи свидетельству­ют о том, что в настоящее время сфера телесной терапии очень слаба в том, что называется про­фессиональной практикой. Хоть и есть много ве­ликолепных учителей и обучающих программ для профессионалов, поле практики телесной терапии просторное и широкое. ЕАТТ вызвала значитель­ное продвижение в этом направлении. В каждой новой сфере такого рода открытость необходима, чтобы эта дисциплина была исследована в разных направлениях, чтобы потом эти исследования со­единились в более- менее однородное целое зна­ние, в теорию и практику. Точка зрения авторов такова, что в сфере телесной терапии происходит продвижение к более зрелой стадии, а, вместе с

этим растет необходимость серьезнее отнестись к основам, на которых она стоит и этическим сооб­ражениям, по которым она работает.

 

Рекомендации

Это приводит нас к дилемме, с которой сталки­ваются как неискушенные, так и опытные теле­сные терапевты. Как и в любой другой специали­зированной форме терапии, здесь требуется пройти специальное обучение и овладеть определенными навыками.

Большинство консультантов признают, что ког­да приходит зрелый опыт, то они уже начинают понемногу беспокоить то, чего они не познали па первых годах, хотя в то время были убеждены в том, что получили адекватное академическое об­разование и прошли практику. Сфера телесной те­рапии так молода, что в ней не существует на­столько хорошо развитой системы знаний и критериев тренированности, чтобы честолюбивый психотерапевт мог понадеяться на устойчивые ос­новы. Это говорит о необходимости быть еще бо­лее тщательными и усердными в изучении состав­ных элементов этой сферы. Обучение навыкам оценки и лечения, а также адекватной супервизии. Следующее пригодится наделенному чувством ответственности телесному терапевту для постро­ения структуры этических понятий телесной тера­пии.

 

1. Такой терапевт должен включиться в изучение теории и практики телесной терапии. Сюда должно входить по крайней мере знакомство с основами анатомии и физиологии, глубокое знание консультирования и психотерапевтичес­кие способности.

2. Получив основы телесной терапии, терапевт приступает к работе под супервизией опытно­го телесного терапевта.

3. Такой терапевт хорошо относится к собствен­ному телу, знает его и использует как инстру­мент для отображения клиента и для воздей­ствия на него. Терапевт осознает глубину возникающего при этом контакта.

4. Таким образом, терапевт, учась и интенсивно практикуя под супервизией, развивает высо­кую чувствительность в отношении границ кли­ента и своих собственных. Эта чувствитель­ность к границам развивается равным образом в терминах физического касания, энергетичес­кого присутствия и границ, и в плане межлич­ностных границ.

5. Этот терапевт должен сам проходить глубокую личную терапию в том направлении, которое изучает.

6. В ходе обучения такой терапевт исследует соб­ственное отношение к прикосновениям (стре­мится к ним или избегает) и то, как оно может сказаться на работе с разными клиентами.

7. Следует особо внимательно осознавать свои вербальные сообщения. Терапевт должен от­давать себе отчет в этих " мета" сообщениях.

8. Терапевт должен давать адекватное объясне­ние происходящему процессу и рассказывать о возможности появления сильной эмоциональ­ной реакции на происходящее. Ни при каких обстоятельствах прикосновение не должно быть сексуальным. Ни при каких обстоятельствах нельзя доводить клиента до предела, ради того, чтобы найти новое решение неза­вершенным проблемам развития или шоковым ситуациям.

 

Ссылки

Bcrnhardt, Peter & Bentzen, Marianne, (1993). Waking The Body Ego, Unpublished manuscript, Albany, California: Bodynamic Institute, U.S.A.

Europian Body Psvchotcrapy Association Information Brochure, Lindau, Germany, (1991).

Hall, Edward, (1966). The Hidden Dimention.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.