Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые импровизации






Упражнение " Звук имени — движение" из пре­дыдущего раздела — одна из групповых импрови­заций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой размин­кой являются " Танцы различных частей тела", а также описанные в " Хрестоматии по телесно-ори­ентированной психотерапии" техники: " Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", " Шахматы".

 

Техники:

 

1.Групповая скульптура (другое название " Темп — жанр — скульптура")

 

Группа разбивается на три части.

Первая — будет строить скульптурную компо­зицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной компози­ции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.

Вся работа происходит в полном молчании. Ве­дущий объявляет: " Сейчас вашему вниманию бу­дет представлена скульптурная композиция пер­вой группы на тему..., выполненная в жанре...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди " присоединяются" ос­тальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники " оживают": на счет " Раз! " — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет " Два! " — снова оживают на мгновение и снова замирают.

 

2. Телевизор (Техника создана психологами из Влади­востока Автор, к сожалению, не знает имен ее создате­лей, т.к к нему техника дошла по " устному телеграфу".)

Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыг­рывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).

Один участник второй группы приглашается на просмотр " немого" фильма' участники первой груп­пы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник вто­рой группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмот­ренный фильм. И так далее.

Последний участник второй группы " показыва­ет" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.

 

3. Полустанок.

" Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажи­ры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).

Конец импровизации будет отмечен гудком под­ходящего поезда".

4. Групповая динамическая скульптура.

" Найдите свое место среди остальных. Почув­ствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близос­ти того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каж­дого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чув­ствам".

Выполнение всех упражнений тренинга связа­но с работой воображения, которое сначала " за­пускает" наши ощущения, а потом " идет" вслед за ними. Мы используем также техники " разговоров с собственным телом", работающие в режиме " ак­тивного воображения".

 

5. Разговор с болью.

" Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушай­тесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бед­ро,...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидь­те его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопи­тесь. Что вы видите по сторонам? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рас­смотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете по­мочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит?... Найдите возможность попрощать­ся... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, от­крывайте глаза".

Необходимо отмстить, что " вход" в упражнение и " выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых " путешествиях"). Ведуще­му, проводящему упражнение, необходимо убедить­ся, что все участники " вернулись" из путешествия.

2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники " Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).

1) Запишите " ключевую фразу" (вопрос, репли­ку, пожелание), с которой вы хотели бы обра­титься к своему телу.

2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:

— в.... году я появилось на свет;

— помню вкус материнского молока;

— помню первый ночной страх;

— помню... болезнь;

— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;

— помню первую сигарету;

— помню волнение перед...;

— помню первый сексуальный контакт;

— помню рождение первого ребенка;

и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не за­ботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.

3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хоте­ли бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.

4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выб­ранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощу­щения того момента. Ощутите их сейчас. Ка­кие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слы­шимыми, кинестетическими, могут быть не сра­зу понятными. Откройте глаза, запишите об­разы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.

Когда ваш диалог будет закончен, найдите воз­можность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения " теперешнего" тела".

Использованная литература:

1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО " Психотехни­ка", М., 1993.

2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., " Ис­кусство", 1986.

3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).

4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., " Искусство", 1967.

5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники ак­терского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., " Сов Рос­сия", 1969.

6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать соб­ственным психотерапевтом. М, " Прогресс", 1992.

7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать челове­ка словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., " Сада", 1992.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.