Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический жест






Что происходит в нас, когда мы впадаем в отча­яние, рвем отношения, ускользаем от ответствен­ности, схватываем мысль, переживаем инсайт, ухо­дим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения на­шей души. Душевные или психологические жес­ты (ПЖ) являются источником жестов физичес­ких. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические же­сты и ощущения (особенно те, которые неконгру­энтны произносимым словам, выполняемым дей­ствиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.

 

Техники:

1. Представление.

Участники становятся в круг.

" Пусть каждый по очереди представится, назо­вет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фами­лию — как угодно) и сделает какое-либо движе­ние, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно на­блюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".

После того, как все участники представятся по­добным образом, начинается групповое обсужде­ние виденного и слышанного.

 

2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.

1. " Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,

напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло? "

2. " Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использо­вались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список ис­пользованной литературы).

 

3. ПЖ " Закрытие".

" Вам дается ПЖ — " закрытие". Фраза: " Я хочу остаться один".

Сделайте частный жест, соответствующий " зак­рытию" для вас во фразе " Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, вы­полняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.

— Слегка наклоните голову вперед;

— Слегка согните колено правой ноги;

— Скрестите руки;

— Поднимите скрещенные руки к подбородку;

— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

— Ладони рук поверните от себя;

— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;

Прислушивайтесь ко всем незначительным из­менениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закры­тию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с со­бой".

 

4. ПЖ " Раскрытие ".

" Слушая музыку и прислушиваясь к себе, рас­кройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".

 

5. Походка.

Упражнение отрабатывается в парах. Один уча­стник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не со­ответствуют создаваемому образу в целом? " На­блюдатель" делится своими наблюдениями с парт­нером, показывает ему подмеченный " сигнал" (" зеркалит" его). Просит его усилить этот " сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим " сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). " Наблюдатель", помогая своему партнеру, " зеркалит" его движения.

 

6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).

 

Упражнение выполняется группами по 6-8 че­ловек.

Каждый участник называет свое имя и фами­лию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движе­ниями и позами это имя ассоциируется (прини­мая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, гово­рить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.

После того, как ПЖ построены для каждого уча­стника группы, группа демонстрирует композицию

ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.

 

7. Мой ПЖ.

Участникам предлагается нарисовать свой " при­вычный" ПЖ.

 

8. Скульптор и глина.

Группа разбивается на две части: " скульпторов" и " комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.

1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают гла­за. Скульпторы выбирают себе комочек гли­ны, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, " принимает" и " держит" форму, которую при­дает ей скульптор. Скульптор лепит из гли­ны скульптуру человека, который исполня­ет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура пол­ностью окончена, она застывает на несколь­ко секунд. Участник, исполняющий роль гли­ны, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.

2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она засты­вает на несколько секунд.

3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпто­ры выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).

4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульп­турами себя) они хотели бы работать.

5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что " глина" теперь сопротивляется и " не хочет", чтобы из нее лепили " проблему". Если скуль­птору все же удается придать ей какое-то положение, она его " принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.

6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульп­туры), может " сбросить" свою проблему, ос­вободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру " без проблемы" (она не обяза­тельно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скуль­птор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.

7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсу­дить его на группе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.