Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Березкина-Орлова. Актерс­кие телесно-ориентированные пси­хотехники






Представляемый психологический тренинг явля­ется дальнейшей разработкой " Телесно-ориентиро­ванной психотехники актера", описанной в " Хрес­томатии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам обще­ния.

Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо исполь­зовать при работе с людьми, испытывающими труд­ности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, " забалтывать" проблемы, при психосоматических заболеваниях.

В течение жизни человек учится подавлять та­кие чувства, как стыд, обида, страх, гнев. Но из­вестно, что та наша " часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело " знает" и " помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, мо­жет нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к ис­целению. Оно подает нам сигналы, которые мы не понимаем и игнорируем, так как контакт с соб­ственным телом у нас часто нарушен, иногда пол­ностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Вос­становление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренин­га, подчиненными основной его цели, являются:

— снятие телесных напряжений;

— осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;

— установление невербальных контактов с другими людьми;

— улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Необходимо отметить, что возможность исполь­зования тренинга не зависит от теоретических по­зиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные ис­пользуемым в тренинге, применяются в психодра­ме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чехо­вым, педагогами по сценическому мастерству, ра­ботающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колеснико­вой. Часть их них неизбежно претерпела некото­рые изменения и добавления, так как мы не ста­вим перед собой чисто сценических задач. Задачи же повышения чувствительности к себе, к соб­ственному телу, к собственным эмоциям и чув­ствам, к другому человеку, решаемые с помощью этих техник, являются важными и " вечными" пси­хологическими и психотерапевтическими задача­ми почти всех направлений психотерапии.

 

В ходе тренинга участники знакомятся с тремя большими смысловыми кусками:

1 Работа с мышечными напряжениями;

2. Работа с " атмосферой" (контекстом общения).

3. Работа с " психологическим жестом".

 

Два последних понятия были описаны М Чехо­вым и, на наш взгляд, обладают исключительной значимостью для расширения круга осознания не­вербальных аспектов взаимодействия людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.