Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура информатики и её связь с другими науками






Ядро современной информатики образуют три составные части, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина (рис. 1).

Теоретическая информатика — часть информатики, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации и информационных процессов, разработкой общих принципов построения информационной техники и технологии. Она основана на использовании математических методов и включает в себя такие основные математические разделы, как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и др.

Средства информатизации (технические и программные) — раздел, занимающийся изучением общих принципов построения вычислительных устройств и систем обработки и передачи данных, а также вопросов, связанных с разработкой систем программного обеспечения.

Информационные системы и технологии — раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации, их оптимизации, структурировании в различных сложных системах, разработкой принципов реализации в данных системах информационных процессов. 

 

Теоретическая информатика     Средства информатизации
Основные разделы: • теория алгоритмов и автоматов; • теория информации; • теория кодирования; • математическая логика; • теория формальных языков и грамматик; • исследование операций и др. Технические Программные
• средства обработки информации; • средства передачи информации; • средства хранения информации; • средства представления информации • системное программное обеспечение; • инструментарий технологии программирования; • пакеты прикладных программ
Информационные системы и технологии
• ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; • подготовки текстовых и графических документов; • защиты информации; • программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления объектами, процессами, системами (информационно-справочные, информационно-поисковые системы, современные глобальные системы хранения и поиска информации, включая Интернет и др.)

 

Рис. 1. Структура информатики

 

Иногда информационные технологии называют компьютерными технологиями или прикладной информатикой. Само слово «компьютер» произошло от английского computer, переводимого на русский язык как «вычислитель», или электронная вычислительная машина — ЭВМ.

Технические (аппаратные) средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом hardware, которое переводится как «твердые изделия». Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово software (в переводе — «мягкие изделия»), которое подчеркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Изучением закономерностей и форм движения информации в обществе, возникающих в современном обществе информационных, психологических, социально-экономических проблем и методов их решения занимается новое направление исследований в области информатики — социальная информатика.

Информатика — очень широкая сфера научных знаний, возникшая на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дисциплин.

Фундаментальная наука — наука, изучающая объективные законы природы и общества, осуществляющая теоретическую систематизацию знаний о действительности.

К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности.

Как комплексная научная дисциплина информатика связана с:

■ философией и психологией — через учение об информации и теорию познания;

■ математикой — через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов;

■ лингвистикой — через учение о формальных языках и о знаковых системах;

■ кибернетикой — через теорию информации и теорию управления;

■ физикой и химией, электроникой и радиотехникой — через «материальную» часть компьютера и информационных систем.

 

Ныне предмет информатики, рассматриваемой как совокупность информационных ресурсов и технологий, составляют такие понятия, как:

• средства вычислительной техники;

• программное обеспечение средств вычислительной техники;

• средства и методы взаимодействия человека со средствами вычислительной техники и установленными на них программными средствами (программным обеспечением);

• информационные ресурсы, в том числе средства создания, хранения, поиска информации;

• технологии доступа к распределенным информационным ресурсам;

• методы и средства взаимодействия человека с информационными ресурсами на базе средств вычислительной техники с использованием программного обеспечения;

• инструментальные технологии, обеспечивающие жизненный цикл средств информационных технологий.

Как упоминалось ранее, информация по-разному воспринимается представителями различных научных школ, сфер деятельности и предметных областей. Различают и возможности ее применения в различных сферах деятельности и предметных областях. Любые, в том числе социально-гуманитарные, науки могут, взаимодействуя с информатикой, порождать собственные «отраслевые информатики», обслуживающие эти науки и содействующие внедрению в них информационных технологий. Начиная с 1980-х годов в России появляются «отраслевые информатики»: историческая, социальная, экономическая и другие.

Ряд специалистов утверждает, что изучение информатики должно в большей степени сосредоточиться не на вопросах инструментальных средств программирования, а на системологических основах анализа предметных областей.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит процесс информатизации?

2. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

3. Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.

4. Определите суть информационных технологий.

5. Что включает в себя понятие «информатика»?

6. Охарактеризуйте информационную культуру, в т. ч. информационную культуру личности.

7. Что такое информационный ресурс и в чем его особенности?

8. Какие негативные последствия несет с собой появление новых информационных технологий?

9. Как и для чего появилась информатика?

10. Дайте определение информатики.

11. Какова общая структура современной информатики?

12. Как информатика связана с другими науками?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.