Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к семинару






 

1.Дайте определение понятиям: АПК, «бархатные революции», «берлинский» кризис, «великое десятилетие», «венгерский» кризис, волюнтаризм, ВЦСПС, гласность, ГКЧП, десталинизация, диссидентское движение, договор ОСВ – 1, договор ОСВ – 2, «железный занавес», инакомыслие, КГБ, карибский кризис, концепция «ускорения» социально-экономического развития страны, культ личности, либерализация, мирное сосуществование, МТС, научно-технический прогресс, НТР, «новое политическое мышление», ОВД, «оттепель», «парад суверенитетов», партийная номенклатура, «Пражская весна», политика разрядки, правовой нигилизм, программа «500 дней», плюрализм, политика «перестройки», реабилитация, ресталинизация, Совмин, стагнация, субъективизм. экстенсивное (интенсивное) хозяйство, Съезд народных депутатов СССР.

2. Исправьте ошибки:

1. В 1955 году – первый визит советского руководителя в США

2. Июнь 1957 г. – пленум ЦК КПСС, осудивший преступную деятельность Берии

3. Организация Варшавского Договора была создана в 1949 г.

4. Карибский кризис произошел в 1964 г.

5. Программа коммунистического строительства была принята на XX съезде КПСС в 1956 г

6. Освоение целины началось в 1957 г.

7. В 1954 г. – успешное испытание в СССР межконтинентальной ракеты

8. Президентом США во время Карибского кризиса был Д. Эйзенхауэр.

9. Главным редактором журнала “Новый мир” в 60-х гг. был Ф. Бурлацкий.

10. 1962 г. – Совнархозы были упразднены.

11. Председателем Совета Министров СССР в 1964-1980 гг. был Н.А. Тихонов.

12. 1965 г. – расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске.

13. Лето 1957 г. – советские войска введены на территорию Венгрии для подавления антикоммунистического восстания.

3. Работа с первоисточниками:

Задание 1: прочитайте приводимый отрывок из выступлений Н.С. Хрущева перед творческой интеллигенцией и ответьте на следующие вопросы:

1) как оценивало деятельность Сталина руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым?

2) Чем эта оценка отличалась от оценки определенной части интеллигенции, почему это вызвало беспокойство Н.С. Хрущева?

3) Какие задачи выдвинул перед деятелями литературы и искусства глава партии и правительства?

(Текст приводится по изданию: Хрущев Н.С. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. М., 1958 г.)

“ Для того, чтобы правильно понять существо партийной критики культа личности, надо глубоко осознать, что в деятельности товарища Сталина мы видим две стороны:

положительную, которую мы поддерживаем и высоко ценим, и отрицательную, которую критикуем, осуждаем и отвергаем.

… Великие успехи в развитии нашей страны достигнуты под руководством коммунистической партии и ее Центрального Комитета, ведущую роль в которой играл И.В. Сталин. Строительство социализма в СССР осуществлялось в обстановке ожесточенной борьбы с классовыми врагами и их агентурой в партии- с троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и буржуазными националистами. Это была политическая борьба. Партия правильно сделала, разоблачив их как противников ленинизма, противников социалистического строительства в нашей стране…. В этой борьбе Сталин сделал полезное дело.

Наша партия, все мы решительно осуждаем Сталина за те грубые ошибки и извращения, которые нанесли серьезный ущерб делу партии, делу народа. Мы потеряли много честных и преданных людей, работников нашей партии и Советского государства, оклеветанных и невинно пострадавших.

…. Как могло случиться, что Сталин, занимая правильную позицию в борьбе с противниками ленинизма, совершил такие грубые и тяжелые ошибки? …. Это трагедия Сталина, во многом обусловленная крупными недостатками его личности, его характера, на которые указывал В.И. Ленин в декабре 1922 года в своем письме к съезду партии.

Сложность и своеобразие идейной борьбы в области литературы и искусства в настоящее время состоит… в том, что нам приходится защищать литературу и искусство не только от нападок извне, но и от попыток отдельных творческих работников толкнуть литературу и искусство на неправильный путь, увести от главной линии развития…. К сожалению, среди работников литературы и искусства встречаются такие люди, поборники “ свободы творчества”, которые хотят, чтобы проходили мимо, …. не критиковали… произведения, которые в извращенном виде рисуют жизнь советского общества,. Этих людей, оказывается, тяготит руководство литературой и искусством со стороны партии и государства. Они выступают против этого руководства….

Мы открыто заявляем, что такие взгляды противоречат ленинским принципам отношения партии и государства к вопросам литературы и искусства…. В решениях партии по идеологическим вопросам определены важнейшие задачи и основные принципы политики партии в области литературы и искусства, сохраняющие свою силу в настоящее время. Одним из важнейших принципов является неразрывная связь советской литературы и искусства с политикой Коммунистической партии, составляющей жизненную основу советского строя…. Партия решительно осудила и последовательно исправляет ошибки, допущенные в период культа личности во всех областях жизни, в том числе и в вопросах идеологической работы. Но она вместе с тем решительно выступает против тех, кто пытается использовать эти ошибки прошлого для выступления против руководства литературой и искусством со стороны партии и государства”.

Задание 2: Прочитайте приводимый ниже отрывок из Памятной записи А.Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу (5 марта 1971 г.) и охарактеризуйте его политические и экономические взгляды.

… “Я стремился к наиболее полному изложению своих мыслей, хотя и отдавал себе отчет в том, что некоторые из тезисов представятся неприемлемыми, а некоторые представятся неинтересными, малозначительными.

Начиная с 1956 года, в нашей стране осуществлен ряд важных мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты предыдущих этапов развития советского общества и нашей государственной политики. Однако одновременно имеют место определенные негативные явления - отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществления ряда неотложных первоочередных шагов. Этого требуют интересы технико-экономического прогресса, постепенного преодоления отставания и изоляции от передовых капиталистических стран, благосостояния широких слоев населения, внутренней стабильности и внешней безопасности нашей страны...

Следует отметить обострение национальной проблемы, сложность взаимоотношений партийно-государственного аппарата и интеллигенции, взаимоотношений основной массы трудящихся и привилегированной группы и " начальства", к которому более отсталые слои трудящихся нередко относят в силу традиционных предрассудков главным образом интеллигенцию. Внешняя политика нашей страны не всегда является достаточно реалистичной. Необходимы кардинальные решения для предупреждения возможных осложнений.

2.Я высказываю мнение, что было бы правильным следующим образом охарактеризовать общество, к осуществлению которого должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:

а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан.Защита прав человека выше других целей.

б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах (стабильных и известных гражданам). Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.

в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в потреблении, в личной жизни, в образовании, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.

г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений, способствует эффективности всей системы, обусловливает научно-демократический характер системы управления, способствует прогрессу, благосостоянию и безопасности страны.

3. Экономические проблемы, управление, кадры:

а) Углубление экономической реформы 1969 года, увеличение хозяйственной самостоятельности всех производственных единиц, пересмотр ряда ограничительных положений в отношении подбора кадров, зарплаты и поощрения, системы материального снабжения и фондов, планирования, кооперирования, выбора профиля продукции, финансирования.

б)... Принять решения по расширению гласности в работе государственных учреждений всех ступеней в пределах, допустимых интересами государства.... Ликвидация специальных привилегий, связанных со служебным и партийным положением, как очень вредных в социальном и деловом смысле...

4.Рассмотреть вопрос о постепенной отмене паспортного режима как серьезного тормоза в развитии производительных сил страны и как нарушения прав граждан, в особенности сельских жителей...

... Конструктивное разрешение наших проблем, осторожное, гибкое и одновременно решительное, в силу особого положения нашей страны в мире будет иметь важное значение для всего человечества.”

 

Задание 3: рочтите ниже приведенный текст и ответьте на вопросы

1. О каких особенностях экономической ситуации говорится в тексте?

2. О каких радикальных экономических реформах идет речь в тексте?

Из программы перехода к рыночной экономике " 500 дней".

" Залог успеха реформы- ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным.

... необходимо... учитывать особенности сегодняшней экономической ситуации в стране. Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина " отложенного" денежного спроса; гипертрофированное развитие одного подразделения общественного производства оборонной и инвестиционной сферы; неразвитость инфраструктуры и недостаточная экономико-правовая подготовка населения; низкий уровень жизни.

Все это диктует тактику радикальных экономических реформ: восстановление товарно-денежной сбалансированности может быть достигнуто в основном путем продажи части госсобственности, а также изменения бюджетной и кредитной политики. Государство должно отказаться от поддержки неэффективных производств, одного из секторов экономики, создавая тем самым условия для глубоких структурных преобразований. Переход к свободным ценам и единому валютному курсу обеспечивается формированием товарных и финансовых резервов; всему населению гарантируется минимальный уровень потребления. Широкому разгосударствлению будет предшествовать налоговая реформа, ограничивающая имущественные расслоения и стимулирующая производственные инвестиции. На протяжении периода преобразований 500 дней отрабатывается реформа и методы регулирования экономики" (В.П. Островский. История СССР. М. 1991 с.65)

Вопросы для самоконтроля

1.Объясните, когда и почему наметился переход Запада и СССР от союзничества к «холодной войне».

2. Каковы причины ужесточения идеологического пресса после войны и как это проявилось в развитии литературы, искусства, науки?

3. Что Вы знаете о «ленинградском деле», борьбе с космополитизмом, о

«деле кремлевских врачей»?

4. Каковы были основные достижения и просчеты Н.С. Хрущева?

5. Каковы достижения социальной политики периода «оттепели»?

6.К каким позитивным переменам привела реализация реформы 1965 г. в промышленности СССР? Назовите положительные стороны аграрной реформы 1965 г. и в чем ее недостатки?

7. Что Вы знаете о диссидентском движении в СССР?

8. Расскажите о разрядке международной напряженности в мире в середине 1970-х гг.

9. Объясните, почему именно на рубеже 1970-1980-х гг. наметилось новое серьезное отставание СССР от стран Запада? Какие внешние факторы повлияли на это?

10. Назовите основные тенденции развития духовной сферы советского

общества в 1964-1984 гг.

11.Что было главной целью перестройки в СССР? Почему она не привела к ожидаемому результату?

12. Распад СССР в декабре 1991 г. одни считают самой большой трагедией конца XX в., другие - закономерным проявлением развития исторического процесса. Ваше мнение, был ли исчерпан потенциал развития СССР?

13. Каковы причины возникших в годы перестройки межнациональных

конфликтов и каковы их последствия?

14. Что Вы можете сказать о новых отношениях государства и церкви после 1985 г.?

 

Основная литература:

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2008.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ;: Астрель;: Хранитель, 2008.

3. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.

 

Дополнительная литература:

1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

2. Жуков Ю.А. СССР-США: дорога длиною в семьдесят лет, или Рассказ о том, как развивались советско-американские отношения / Ю. А. Жуков. - М.: Политиздат, 1988.

3. Егорова Н.И., Чубарьян А.О. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы. Т.1, 2. М.: Изд-во URSS, 2003.

4. Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества: учеб.-метод. пособие / под ред. В.В. Калинова; РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Каф. политической истории Отечества. - М., 2006.

5. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. ХХ век / Ю. И. Казанцев. - Новосибирск, Ростов-на-Дону: Сибирское соглашение, Феникс, 2002..

6. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000: учебник для вузов / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко. - М.: Аспект Пресс, 2001.

7. Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х кн.- М., 2004.

8. Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. ХХ век.- М., 2005.

9. Советская военная мощь от Сталина до Горбачева / А. В. Минаев [и др.]. - М.: Военный парад, 1999.

10.Сталин и холодная война / РАН, Ин-т всеобщей истории. - М., 1998.

11.Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы / П. А. Судоплатов. - М.: Олма-Пресс, 2002.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.