Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиля






О.В. Кузнецова

 

Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиля

(очно-заочная форма обучения)

 

Оренбург

 

УДК 9(с) (075)

ББК 63.3 (2Рос)я73

 

Издание рекомендовано учебно-методической комиссией филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге (председатель УМК В.В. Герасименко)

 

Составитель: к.и.н., доцент ОГ и ЕНД филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге

 

Рецензенты:

Сафонов Д.А.

д.и.н., профессор кафедры «Новейшей истории России» Оренбургского государственного педагогического университета

 

Барышникова Н.В.

к.и.н., доцент кафедры философии Оренбургской государственной медицинской академии

 

 

Учебно-методическое пособие по «Истории» («Истории России») для преподавателей и студентов нефтегазового профиля (очно-заочная форма обучения). – Оренбург: «Газпромпечать», 2012, - 105 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех направлений очно-заочной формы обучения филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге. Данное учебно-методическое пособие содержит широкий круг материалов для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Цель и задачи преподавания «Истории России»..……………………………..5

Методические рекомендации

по организации изучения «Истории России»…………………………………..7

Тематический план лекционных и семинарских занятий……………………...8

Содержание курса «Истории России»……………………………………….….9

Планы семинарских занятий по «Истории России»………………………..…15

Темы сообщений, докладов и презентаций…..……………………...………...65

Вопросы к экзамену по «Истории России»…………………………………...67

Тестовые задания для подготовки к экзамену……………………………….70

Требования к освоению знаний студентами по направлениям подготовки «РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина»…………………………………..……..94

131000 Нефтегазовое дело………………………………………………………95

220400 Управление в технических системах ……………………….……….97

151000 Технологические машины и оборудование ………………..………..99

240100 Химическая технология………………………………………………101

Правила рейтинговой оценки по дисциплине «История» для всех направлений……………………………………………………………………103

 

 

Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие по курсу «История России» предназначено для студентов и преподавателей Филиала «РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина»

Пособие составлено таким образом, чтобы помочь студенту самостоятельно и совместно с преподавателем освоить основные факты, события, их связи и отношения в отечественной истории.

Пособие разбито на несколько частей, первая из которых представляет собой информационный материал по темам курса «История России», вторая - материалы для самостоятельной работы студентов, включающие в себя: перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, задания к ним, материалы для работы с первоисточниками, тестовые задания для подготовки к текущему и итоговому контролю, а также экзаменационные вопросы.

Совмещение информационных и проверочных материалов дает возможность не только усвоить структурировано воспринимать курс, но и позволяет самостоятельно студенту проверить свои знания про пройденной теме.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.) ФГОС третьего поколения.

Дисциплина базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

 

Цель и задачи преподавания «Истории России»

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется:

во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях;

во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие:

в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе;

При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности.

Задачи курса:

- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;

- привить навык исторического анализа;

- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;

- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- заложить основы для понимания будущего России;

- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.

Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей

Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

- процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

- характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

- формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской;

- процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

- складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

- динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

- развитие самобытной культуры и формирование российской

цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

- исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

- особенности внутренней и внешней политики на современном этапе;

Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.

 

Методические рекомендации

по организации изучения «Истории России»

Основными методами изучения курса «Истории России» являются:

· чтение лекций и последующая работа с содержанием лекционного курса;

· совместное обсуждение теоретической проблематики на семинарских занятиях;

· работа с первоисточниками и анализ научной литературы.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью оценки подготовленных заданных тем и вопросов методом опроса, результатов тестирования, сообщений и докладов на семинарских занятиях. Итоговой формой контроля занятий по всему курсу «Истории России» является экзамен.

Тематический план лекционных и семинарских занятий

 

  Тема Лекции (кол-во часов) Семинары (кол-во часов)
Раздел 1. Русское государство в IX-XVIII в.
Тема 1. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития.    
Тема 2. Формирование российского национального государства. XIV – первая половина XVII вв.    
Тема 3. Россия в период Нового Времени. Становление Российской империи. Вторая половина XVII – XVIII вв.    
Раздел 2. Россия в XIX – начале XX вв.
Тема 4.Россия в XIX в. Переход к капитализму.    
Тема 5. Внешняя политика России в XIX в. Идейная борьба и особенности общественного движения в России XIX в.    
Тема 6. Россия в начале XX в. и в годы Первой мировой войны. Смена политических режимов. 1900 – 1920 гг.    
Раздел 3. Советское государство: сущность социально-экономического и политического развития. Россия в кон. XX - нач. XXI вв.
Тема 7. Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР. 1921 – 1953 гг.    
Тема 8. СССР в 1953 – 1991 гг.    
Тема 9. Российская Федерация в 1991 – начале XXI в.    
Всего:    

Содержание курса «История России»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.