Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности






Группа Геометрическая форма Сигнальный цвет Смысловое значение
Запрещающие знаки Круг с поперечной полосой Красный Запрещение опасного поведения или действия
Предупреждающие знаки Треугольник Желтый Предупреждение о возможной опасности. Осторожность. Внима­ние
Предписывающие знаки Круг Синий Предписание обязательных дейст­вий во избежание опасности
Знаки пожарной безо­пасности Квадрат или прямоугольник Красный Обозначение и указание мест на­хождения средств противопожар­ной защиты, их элементов
Эвакуационные и знаки медицинского и сани­тарного назначения Квадрат или прямоугольник Зелёный Обозначение направления движе­ния при эвакуации, спасении, пер­вая помощь при авариях и пожа­рах. Надпись, информация для обеспечения безопасности
Указательные знаки Квадрат или прямоугольник Синий Разрешение. Указание. Надпись или информация.

 

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин обеспечивается следующими методами:

— определением размера опасной зоны ПТМ;

— расчетом на прочность канатов и грузозахватных уст­ройств;

— определением устойчивости кранов;

— применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;

— применением специальных устройств обеспечения безопасности;

— регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.

Эксплуатация грузоподъемных кранов определяется нормативным документом ПБ 10-382—2000 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности R, в пределах которой может упасть груз, определяется по формуле

R = rс + 0, 5lr + 0, ЗН,

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов rс = 0); lг — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину); H — высота подъема груза.

Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле

K> P/S,

где К — коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии; Р — допустимое разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату на канат; S — наибольшее натяжение каната (без учета динамических нагрузок), Н.

Величина Л" определяется правилами Ростехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ, условий его работы. Так, для промышленных кранов в зависимости от условий работы каната К=3, 5+6, для грузовых лифтов без проводника К=8+13, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами К = 9+15.

Для защиты от механических травмировании человека механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и т.п.) применяются средства, аналогичные средствам защиты, используемым для технологи­ческого оборудования. Прежде всего для защиты человека от травмирования используются ограждения.

К специальным устройствам безопасности ПТМ относятся ограничители грузоподъемности. Они автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кра­нах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, учиты­вающие не только массу поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы. Имеется много видов ограничителей, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению.

Противоугонные устройства предназначаются для удер­жания крана, работающего на открытом воздухе, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств являются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредст­вом которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.

Применяются и другие специальные устройства безопас­ности, такие, как блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах, измерители крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др.

Такие грузозахватные устройства, как крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты являются особо ответственными деталями ПТМ и изготав­ливаются под форму перемещаемых с их помощью грузов. При их использовании необходим периодический контроль за состоянием рабочих поверхностей (износ, отсутствие тре­щин и дефектов).

Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ является важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъемно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Ростехнадзор. Регистрация объектов, где экс­плуатируются краны, должна производиться в соответст­вии с Правилами регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержден­ным постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371. Каждая изготовленная заводом-изготовителем гру­зоподъемная машина должна быть принята отделом тех­нического контроля и снабжена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической докумен­тацией, предусмотренной ГОСТ или ТУ. До пуска в работу грузоподъемная машина подлежит регистрации в органах Ростехнадзора, которые выдают разрешение на ввод ее в экс­плуатацию. Регистрация кранов в органах Ростехнадзора про­изводится по письменному заявлению владельца и паспорта крана. Грузоподъемная машина подлежит перерегистрации после проведения реконструкции машины, ремонта, передачи машины другому владельцу, перестановки на новое место.

Все вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Первичное освидетельствование проводится отделом технического контроля пред­приятия-изготовителя перед отправкой кранов потребителю. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому частичному освидетельствова­нию через каждые 12 месяцев, а полному — через три года. Редко используемые машины (например, краны, обслуживающие производственные помещения только при ремонте) подвергаются полному техническому освидетельствованию через пять лет.

При полном техническом освидетельствовании грузо­подъемная машина подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям; при частичном техническом освидетельствовании — только осмотру. При осмотре уста­навливается надежность каждого узла и элемента машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормозов, аппаратов управления и других устройств, определяется работоспособность приборов и устройств безопасности, крепление канатов, наличие и исправность зазем­ления и электрических блокировок, состояние ограждений, перил, лестниц и т.п.

Статическое испытание грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности в целом и прочности отдельных элементов. У стреловых кранов проверяют грузовую устойчивость под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную. Испытание стреловых кранов проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в положении, отвечающим наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100—200 мм. Кран считается выдержавшим испыта­ние, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а также при осмотре крана и грузозахватных устройств не обнаружено трещин, деформации и других повреждений.

Грузоподъемная машина, выдержавшая статическое испы­тание, подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механизмов, тормозов, устройств безо­пасности. При динамическом испытании масса груза должна превышать номинальную на 10%.

Требования к операторам средств транспорта и ПТМ. При эксплуатации средств транспорта и ПТМ необходимо обеспечивать:

— соответствие квалификации оператора уровню тре­бований, предъявляемых к ведению безопасной эксплуата­ции ПТМ;

— тестирование операторов на их профессиональную при­годность перед началом конкретного вида деятельности;

— медицинский контроль состояния оператора перед нача­лом его взаимодействия с технической системой.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. С какой целью применяют местную вытяжную вентиляцию?

2. Назовите устройства, применяемые для очистки загрязненного воздуха от пыли и капельной жидкости.

3. Какие способы защиты от вибраций применяют на транспорте?

4. Как защищают от вибраций человека-оператора?

5. Назовите параметры, по которым нормируют шум.

6. Что представляет собой штучный звукопоглотитель?

7. Как экранируют источник ЭМП?

8. Как устроены и работают аттенюаторы?

9. Назовите основные средства защиты от ИК-излучений.

10. Что определяет класс лазера?

11. Назовите категории облучаемых лиц, установленные согласно НРБ-99.

12. Какие меры защиты необходимо использовать при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения?

13. Назовите опасности, характерные для ПЭВМ.

14. Перечислите меры защиты от прямого прикосновения к электрической сети.

15. Как устроены защитные заземление и зануление?

16. Что такое УЗО? Каковы принципы его реализации?

17. Каковы роль и области применения тормозных устройств?

18. Назовите методы обеспечения безопасной эксплуатации ПТМ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.