Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпуск товаров и услуг






Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом экономической деятельности за определенный период. Изменения этого показателя позволяют судить о наличии или отсутствии экономического роста. Рассматривая последний как составляющую развития, необходимо убедиться в том, что экономическая деятельность в самом деле приводит к повышению уровня благосостояния тех или иных хозяйствующих субъектов. Вполне допустима ситуация, когда экономический рост имеет следствием улучшение качества жизни только высокодоходной группы населения, несущественно влияя на бедные слои. В этом случае рост не сопровождается процессом развития.

Для отслеживания стоимостного выпуска различных отраслей и видов деятельности, величины доходов факторов производства широко используются показатели системы национальных счетов. К основным показателям системы национальных счетов относятся: валовой выпуск, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, чистый внутренний продукт, валовой национальный доход, валовой национальный располагаемый доход.

Показатели системы национальных счетов конвертируют различающиеся по своим потребительским характеристикам товары и услуги в сопоставимые стоимостные единицы путем умножения их физического выпуска и использования на соответствующие рыночные цены. Такая процедура оценки имеет один недостаток, связанный с тем, насколько точно рыночные цены, используемые в качестве весов, отражают реальный вклад отраслей и видов деятельности в валовой доход. Рыночные цены являются адекватным мерилом, если рынки товаров, услуг и факторов производства характеризуются совершенной конкуренцией и отсутствуют внешние эффекты при производстве или потреблении этих товаров и услуг. Однако в реальности довольно сложно найти чисто конкурентные рынки. Особой проблемой является учет в цене производства и спроса внешних эффектов.

Помимо надежности и адекватности стоимостного измерения выпуска существуют проблемы, связанные с учетом товаров и услуг, не фигурирующих в официальной отчетности хозяйствующих субъектов, а также с возможными искажениями статистической отчетности (преднамеренными и неумышленными, вызванными неточностью досчетов статистических органов). Наблюдается следующая закономерность: чем более развита страна, тем меньший удельный вес приходится на неформальный сектор. В менее развитых странах стоимостные показатели занижают величину реального выпуска.

Многие экономисты признают, что изменение валового выпуска не является достоверным показателем экономического роста. В основе этого утверждения лежит необходимость поддержания и обновления капитальной базы, являющейся одним из основных элементов экономического потенциала сообщества. Помимо амортизации выбывшего капитала валовой выпуск включает промежуточное потребление, представляющее стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются за определенный период в процессе производства. Для получения чистого продукта необходимо из валового выпуска вычесть амортизационные отчисления и промежуточное потребление. Изменение в чистом продукте является более адекватным мерилом экономического роста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.