Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ревизская сказка 1 страница






Истоки

 

(вместо предисловия)

 

Зрячим посохом называли в древности человеческую память, но много ли мы знаем и помним о русском селе Нижняя Добринка затерянном в бескрайних степях Поволжья? Где можем о нем прочесть? Нет таких специальных статей в наших энциклопедиях, а между тем без истории деревни не может быть ни истории крестьянства, ни истории страны.

На российских просторах есть много мест и поселений, объединенных общим корнем - добро... Добрая речка дарила людям влагу и рыбу, добрый луг одаривал душистым сеном, добрый лес - обогревал в стужу, дарил прохладу и кров, одевал и кормил, а в лихую годину укрывал от соседа степняка... Так возникали у речек Добрая, Добринка, селения Добрянка, Добринка.

Те, кто в поисках новых неистощенных земель, уходил на новые места, в верховье или низовье рек, основывали новые Добринки - Нижнюю или Верхнюю. В Волгоградской области таких поселений, носящие имя Добринка пять: одна в Суровикинском районе и по две - Нижних и Верхних Добринок - в Жирновском и Камышинском районах. В Урюпинском районе есть станица Добринская.

В нашем случае речь пойдет о селе Нижняя Добринка Жирновского района, что живописно раскинулась на опушке пойменного леса, в устье речки Добринки. Стоит оно на левом берегу реки Медведицы, что протекает у подножия медведицких яров Доно-Медведицкой гряды Приволжской возвышенности.

Когда конкретно было основано село установить сегодня вряд ли возможно. Место для селитьбы первые жители выбрали в междуречье Добринки и Ломовки, где их воды встречаются с сестрой - красавицей Медведицей. По легенде название селу дали путники, когда-то проходившие через селение. Напившись из речки, те молвили: “Хороша у вас водица, добренькая! ” С тех пор безымянное селение и реку стали называть Добринкой.

История не сохранила для нас ни имени добринского первопоселенца, ни того, кто срубил первую избу и проложил первую борозду. Известно лишь то, что первая улица свежесрубленных изб расположилось вблизи цепочки из пяти озер. Самым большим среди них считался “Лиман”, а остальные озера, со временем, исчезли.

Однако в окрестностях современного села люди селились еще в глубокой древности, в эпоху бронзы, примерно 4 - 3, 5 тыс. лет тому назад. Это были пастушеские племена Поволжья срубной культуры, дальние предки киммерийцев и скифов. Следы их пребывания археологи обнаруживают до сих пор. В картотеке известного волгоградского археолога В.И. Мамонтова - профессора Волгоградского педуниверситета, есть сообщение о том, что у с. Н-Добринка им обнаружена дюнная охотничья рыболовная стоянка.

Сведения о прошлом Саратовской губернии начали собирать в первой половине XIX века - после запроса Правительствующего сената. Сенат потребовал от губернских властей предоставить ему информацию о древностях, кои находили в городах Нижнего Поволжья, а также сведения об их происхождении и истории. На первом этапе эту работу, в основном, пришлось выполнять священнослужителям.

К концу столетия эстафету изучения исторического прошлого края подхватили ученые. В 1886 году была создана Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК) и историко-краеведческие исследования в губернии заметно активизировалась.

В 1887 году Московское археологическое общество обратилось к саратовскому губернатору А.И. Костичу и в СУАК с предложением приступить к составлению археологической карты губернии.

Предложение согласовывали по всем инстанциям два года, и в 1889 году было решено отпечатать 1000 экземпляров бланков вопросников о памятниках истории и археологии с последующей их рассылкой по уездам. Дело шло крайне медленно, и в ноябре 1894 года комиссия вновь вернулась к вопросу о направлении анкет на места через дирекцию начальных училищ и епархиальное ведомство. Однако из-за отсутствия средств отправка их не состоялась и только в январе 1905 года, благодаря энергичному правителю дел СУАК С.А. Щеглову, первые анкеты стали поступать в волостные церковные приходы и земские училища.

К 1908 года скудный ручеек информации с мест стал стекаться в Саратов и А.А. Кротков вплотную занялся составлением археологической карты губернии. Ныне весь материал этого проекта хранится в Государственном архиве Саратовской области.

А так как до революции 1917 г. село административно входило в состав Камышинского уезда Саратовской губернии - как центр Нижнедобринской волости, то дирекция начальных училищ поручило учителю Нижнедобринского министерского одноклассного училища В. И. Заулошнову ответить на анкету.

Письмо Василия Ивановича, датированное 3 мая 1908 года, сохранилось в фондах государственного архива Саратовской области (ГАСО) [3] и ниже приведены ответы на вопросы анкеты:

“А. По находкам каменных орудий. 1. Не были ли находимы на пашнях или в других местах каменные молотки и кремниевые (громовые) стрелки и, если находимы, то где именно, много ли и неизвестны ли о них что- либо старикам?

“Была найдена медная стрелка крестьянином с Н. Добринка... Веревкиным Михаилом Николаевичем у кургана “Кирпичный мар”, находящегося на 6-й версте от речки Добринки (по правой [её] стороне).

Б. По находкам медных и бронзовых топориков и стрелок.

2. Не были находимы где- либо на пашнях или в других местах медные и бронзовые топорики, кольца, стрелки?

В 1905 г. и раньше к востоку за с. Нижней Добринкой находили стрелы такого вида [здесь В. Заулошнов нарисовал двузубый вток от копья... с отверстием (впадиной в точке А), служившей, по-видимому, вставкой для большого наконечника].

В. По находкам старинных монет.

3. Не находили ли где кладов старинных монет, серебряных или медных, и где именно (у каких рек, деревень и т.д.)?

“За версту к востоку от села Н. Добринка был найден медный ковш и татарская монета. А так же находили старинные медные монеты в “Коблах” (низком... и лесистом месте за старицей р. Медведицы) и в курганах: “Большой мар”, ”Кирпичный мар” и на “Кочетковой горе”...

Г. По находкам старинного оружия.

4. Не находили где в поле, на пашне или в каких других местах старинного оружия - мечей, копий, шишаков, кольчуг и прочего?

“В нижне-добринском займище в земле была найдена кривая короткая сабля, а в степи - копье. Кроме того, в красноярском поле в 7 верстах от с. Н. Добринки на юг был найден в земле кинжал с костяной ручкой (рукояткой), сильно попорченный ржавчиной.

Находили на “Кирпичном маре” сабельные клинки, гвозди, монеты, горшки и кости.

Д. По находкам костей.

5. Не находили ли где в поле, пашне или в каком другом месте человеческие кости вместе с медными или железными старинными вещами или глиняной посудой (хотя бы в черепках)?

“Находили человеческие кости с медными вещами и глиняной посудой на “Кочетковой горе” и около кургана “Кирпичный мар”.

Найден в 30 верстах от г. Камышина в поле медный светильник (мамаевский) [4], который в настоящее время находится у учителя села Н. Добринка Василия Ивановича Заулошнова.

Находили на курганах “Большой мар”, “Кирпичный мар” и на “Кочетковой горе” человеческие кости со старинными железными вещами и глиняной посудой. В прошлом 1902 году крестьянин с. Н.- Добринки Дмитрий Дмитриевич Бусалаев выкопал в “Кирпичном маре” несколько полных человеческих костяков и целую глиняную стол [овую] посуду, каковую можно найти и по сие время...”Кирпичный мар” был покрыт густым лесом.

В полуторах верстах на восток от с. Н. Добринки около р. Добринки в житии [т.е. имении] (бывшем давно) помещиков Преженцевых во время рытья ямы под ледник был найден скелет человека в сидячем положении

На запад от с. Н. Добринки недалеко от берега речки Добринки, огибающей село и впадающей в р. Медведицу, во время рытья ямы для погреба была найдена большая берцовая кость какого-то животного, длинною 7 четвертей.

Е. По пещерам.

6. Нет ли где в волости пещер или ходов в горах или на земле, и если есть, то где именно, как велики, и не было в них когда что находимо?

«Есть пещера в Липовой горе около слободы Меловатка... Пещера завалена мелом и песком и главные ходы до сего времени не использованы…».

Ж. По насыпным валам.

7. Имеются ли в местности длинные насыпанные валы или лесные знаки и, если имеются, то где именно, мимо каких деревень, лесов, рек, в каком от них расстоянии, в каком направлении и на какую длину они тянутся (примерно на сколько сажень или верст). Не имеются ли следов древних засек или не сохранились ли названия их?

... В “Кочетковой горе” находят кости и разные старинные вещи....

З. По городищам.

8. Имеются ли в местности древние земляные насыпи или окопы, или батареи, которые называются городищами или городками или, по-литовски, пилискальник, и если таковые имеются, то где именно, у каких городов, сел, деревень, хуторов, рек и других урочищ, - и в каком от них направлении и расстоянии, и если на берегу реки, то котором - правом или левом?

9. Как велика площадь городища или городка?

10. Какова форма городища или городка? - Круглая, четырехугольная, треугольная, подковой или какая другая?

11. На каком месте находится городище или городок? - В лесу, на поле, на горе, на берегу у речки, между двух оврагов или как иначе?

12. С каких сторон городище или городок окружено оврагами, спусками, выкопанными рвами и насыпанными валами? Есть ли въезд, и если есть, то с какой стороны? Какая длинна и ширина рвов и валов, если они сохранились?

13. Нет ли в народе каких- либо преданий об этих городищах, о том, когда, кем и зачем они были сооружены, а если они сохранились не вполне или разрушены, то от чего они разрушались?

14. Не было ли сделано каких- либо находок на этих городищах или поблизости их, и если были, то какие (Кости ли звериные или человеческие, или вещи костяные, медные и т.д.)?

Таких городищ и городков в округе найдено не было, и учитель сделал прочерк.

И. О курганах.

18. Не встречаются ли где на курганах или в других местах каменных столбов, обтесанных наподобие человека, которые и называются “каменными бабами”? Если встречаются, то где именно, на каких курганах, у какого села, реки и т.д., какой величины и что изображает?

1) В полверсты от Н. Добринки с северо-восточной стороны около речки Ломовки, впадающей в р. Медведицу, находится “Кочеткова гора”. По преданию, на ней жили “мамаи - крупные лица” [монгольский скуластый тип]. Они занимались в обыкновенное время охотой на медведей, сайгаков и птиц, так как на этом месте в древнее время рос крупный березовый лес, а больше делали набеги,... потому, что в этом месте пролегал “соляной тракт” (трактовая дорога), по которой чумаки доставляли из-за Волги обозы с солью в Малороссию и южные области, а так же проезжали с товарами купцы. “Мамаи” жили здесь партиями... Вооружение их составляла кривая шашка и лук со стрелами. В 1905 г. здесь были найдены черепки, несколько старинных монет и два человеческих костяка длинною до сажени.

2) “Большой мар”... находится к востоку от с. Н. Добринка в 7 - 8 верстах. На нем стоял табор “мамаев”... На “Большом маре” во время пахоты крестьяне издавна и периодично находили (выпахивали) небольшие [неразборчиво], черепки, монеты, человеческие кости и разные другие вещи.

3)”Малый мар”... лежит в 70 - 100 саженях к востоку от “Большого мара”.

4) “Кирпичный мар”... находится в 3 - 4 верстах от Н. Добринки к востоку, не доходя до “Большого мара”. На этом месте жили тоже “мамаи - крупные лица” в кирпичных постройках, где они и выделывали кирпичи.... Здесь крестьяне находили черепки от посуды, монеты и разные вещи. Неподалеку от “Кирпичного мара” находится местечко, называемое “Росташи”, где был найден скелет человека длинною в сажень. Вокруг скелета были [при] знаки истлевшего гроба (колоды), а рядом с ним лежала шашка, рукоятка которой также истлела, но сталь еще не вполне проржавела, Костяк лежал изголовьем к западу. После, недалеко от этого же места, был найден большой череп человека, а под ним слиток меди, на котором покоился череп.

5) “Осинов куст” (несколько курганов, расположенных неподалеко друг от друга) находится к югу от “Кирпичного мара” в 4 - 5 верстах. Название... это место получило потому, что здесь когда - то был крупный осиновый лес. Около этих курганов под яблоней, которая растет по сие время, был отрыт плугом при пашке поля плоский камень более сажени длиной с изображением знаков и круглого отверстия, высеченного на нем.

6) “ Кирпичный яр” или “ Красный яр” [овраг] находится к юго-западу от “Осинового куста”, против слободы Красного яра, в нем жили шайки разбойников. Название... овраг получил потому, что на нем находятся кирпичные выходы и здания.

7) “Мамаев курган” находится в 3 - 4 верстах от с. Н. Добринки за р. Медведицей, на горном берегу между дер. [евней] Егоровкой и слоб. [одой] Меловаткой, а за ним еще небольшой курган.... На “Мамаевом кургане” находили кирпичные выходы, монеты и еще какие - то вещи.

8) “Боров холм” (вернее, “Бор”) находится в 7 верстах от села Н. Добринки к северу, на горном берегу р. Медведицы за сл. Меловаткой, между с. Жирным [ныне г. Жирновск] и немецким селением Линево Озеро, которые лежат на луговой стороне. Этот высокий холм по всем направлениям изрезан оврагами и покрыт кустарником и лесом. По преданию, здесь жила когда-то главная шайка разбойников....

К. По изображениям на камнях или на скалах.

19. Не встречаются ли где скал или камней с иссеченными или написанными на них древними знаками, например изображениями креста, людей, зверей, или какими другими знаками и отметинами, и, если встречаются, то где именно, какой величины и что на них можно разобрать? ”

Этот вопрос также остался без ответа – древних изображения в волости не находили.

В письме, к разным литерам, были сделаны приписки, в том числе и о других курганах волости: И. О курганах. 2) В 2 верстах от сл. Меловатки на грани меловатской земли и участка [крупного камышинского] купца [Виктора Николаевича] Ткаченко находится курган «Мамин». 3) В 2 верстах от Жирного на экономической земле княгини Гагариной находится большой курган «Евгеньин», а на грани жирновской земли с землею крестьян Крестовского Буерака находится очень большой курган «Рыжий мар».

Подобные анкеты были получены и в соседних волостях, а так как волости граничили друг с другом, то иногда ответы взаимодополняли друг друга.

Надворный советник, управляющий 18-м (Медведицким) удельным округом управления Саратовского Удельного Округа Министерства Императорского Двора и Уделов Максимилиан Александрович Кнорре 7 марта 1908 года дал исчерпывающие ответы по вопросному листу о памятниках Руднянской волости и её ближайшей округе. Вот что он пишет о «пещерах» и курганах: «Е. Около с. Меловатка Нижне-Добринской волости в 1899 г. в меловой горе были найдены два перекрещивающихся хода, каждый по нескольку сажен длины, такого размера, что человек не сгибаясь идти по нему. Ясных следов работы человека не было. Ходы были завалены далее меловым мусором и против уборки его крестьяне восставали. Ничего, по слухам, найдено не было. Вскорости после этого крестьяне засыпали ходы…».

«Г. Весьма интересная группа курганов между дер. Егоровкой и с. Меловаткой, состоящая из 3 очень больших курганов вышиной в несколько сажен и несколько и 5-6 средних курганов, вышиной 2-4 аршина. Большие курганы имеют значительную впадину, похожую на бывший свод, но возможно, что они образовались вследствие поисков клада, хотя против этого предположения говорит сравнительная правильность впадин».

О памятниках Красноярской волости Архивной комиссии сообщил волостной старшина Фомин. Для нас определенный интерес представляют его сведения о племенах, обитавших в нашей округе: «… Верстах в 2 от Красного Яра вверх по течению Медведицы еще при первоначальном образовании «Николаевского» поселка кочевало какое-то бродячее племя, которое в данное время в народе называется «мамаями». Нужно предполагать, что то было какое-нибудь татарское племя. Этот бродячий народец оседло не жил, временами появлялся и, большею частью, на зимовки; прочных строений не возводил, а в куренях (шалашах), наскоро сделанных, и местом стоянок своих всегда избирал левый берег р. Медведицы, довольно возвышенный, с которого далеко видны окрестности, на берегу так называемого «Бобрового озера».

Из приведенных ответов сельского учителя, старшины и надворного советника видно - люди в здешних краях селились давно.

Извлечь на свет подлинные предметы - немых свидетелей далекого прошлого - мало, их нужно заставить “заговорить” - для освящения бесписьменной эпохи края. И это удалось сделать археологам.

Первые археологические исследования у Нижней Добринки, были проведены в 1997 году. Археологическая экспедиция ОНПЦ по охране памятников истории и культуры Волгоградской области (начальник П.Е. Захаров) произвела раскопки двух курганов в зоне строительства нефтепровода, который шел в обход рабочего поселка Линево. Курганная группа из 7 курганов располагалась на возвышенности между речкой Добринка и балкой Шемякин Дол - в 6 км к юго-востоку от Нижней Добринки.

Рассказ о результатах раскопок мы начнем с кургана № 2, так как он более древний. Археологи относят его к позднесарматскому времени и ориентировочно датируют I-II веком нашей эры. Погребение знатной женщины одного из сарматских племен было единственное. Античные авторы называли их, предположительно, “верхними аорсами”.

Насыпь кургана скрывала могильную яму, дно которой было устлано дощечками - накрытые златотканым полотном. Согласно обычаям племени, умершую женщину положили головой на юго-восток. Одежду ее украсили тонким кожаным ремешком, продетым сквозь золотые рифленые трубочки. Другой ремешок оплели золотою проволокой. На шее было надето ожерелье из бус белого стекла и крупных полированных гагатовых. Был обнаружен золотой оконечник ремня с тремя сердечками, заполненные пастой голубого, фиолетового и белого цвета каждый.

Археологи раскопали обломки футляра для лука и наконечники стрел. В могилу была помещена и конская узда, при помощи которой покойница должна была отправиться в путь на коне в загробный мир. Часть украшений изготовлено из золота с бирюзовыми вставками; посуда из бронзы (котел), а два сосуда - из серебра.

Курган был разграблен в древности. Грабители украли многочисленную посуду, некогда принадлежащую погребенной. Сохранились лишь мелкие обломки сероглиняного кувшинчика с широким горлом, изготовленный меотами - племенем, обитавшем по восточному берегу Азовского моря и в Нижнем Прикубанье, а так же глиняной лепной курительницы. Курительница использовалась при проведении ритуала прощания. В нее клали тлеющие угольки и сыпали на них семена ароматических и наркотических растений.

Курган № 1 был поврежден распашкой. Раскапывая практически полностью распаханный курган, участники археологической экспедиции наткнулись на два захоронения периода Золотой Орды, датируемые XIII веком.

В первом погребении, в гробовище сколоченном из досок, был захоронен взрослый мужчина с монголоидными признаками в строении черепа. Рядом с гробовищем лежал железный нож, часть туши овцы, деревянное седло с костяной накладкой.

Мужчина лежал головой на запад (лицом на восток), в направлении, характерном для средневековых кипчаков. У правой его ноги лежал берестяной колчан с семью боевыми стрелами со стальными наконечниками.

У колена правой ноги найдено железное кресало для добывания огня, ряд позолоченных пуговиц от халата, обрывки кожаных штанов и сапог.

В 3, 5 метрах от мужского погребения находилось женское. Женщина лежала в выдолбленной колоде с крышкой. На колоде, в ногах погребенной, лежала конская узда с позолоченной бляхой и удилами, а рядом стоял кованый бронзовый котел с железной дужкой и многочисленными заплатами.

Справа от колоды лежал железный нож в деревянных ножнах, а слева кинжал с 19-ти сантиметровым клинком.

Женщина была обряжена в халат застегнутый справа налево пуговицами из бусин голубого цвета. На поясе у неё висело железные шарнирные ножницы и бронзовое зеркало. Лицевая сторона зеркала полировалась, а оборотная сторона имела бортик по краю и была украшена изображениями четырех лебедей.

Археологи считают, что в кургане были захоронены кипчаки, пришедшие с монголами с берегов Иртыша.

 

Курган разрыт. В тяжёлом саркофаге
Он спит, как страж. Железный меч в руке.
Поют над ним узорной вязью саги,
Беззвучные, на звучном языке.
Но лик сокрыт— опущено забрало.
И плащ истлел на ржавленой броне.
Был воин, вождь. Но имя Смерть украла
И унеслась на чёрном скакуне.

И. Бунин

 

Во времена владычества Золотой Орды татары не только появлялись на реке Медведице во время летних кочевий, но и имели на ней свои небольшие постоянные селения. В те времена Медведица была пограничной рекой, куда ордынцы заходили со стадами и табунами лошадей.

Краевед Б. Лащилин в книге “На родных просторах” приводит предание медведицких казаков, в котором упоминаются татарские князья - Арчак, Кепка, Скуриха и Глазун, некогда кочевавших со своими родами по Медведице. Объединенную татарскую орду разбили казаки из дружины Ермака [5]. Возможно, что часть татар, все же осталась на местах и, перейдя в подданство к русским князьям, продолжала кочевать по степи.

Спустя столетие в здешних местах объявились ногайцы. Это отмечено в «Истории Российской» русского историка В.Н. Татищев: «нагайским князем дано [московским правительством] кочевать по Хопру и Медведице подле Дона».[6] В те времена русский человек любой азиата называл татарином. Не были исключением и ногайцы.

Из всех татарских ханов, только имя Мамая глубоко врезалось в память народа. Спроси любого добрянина про цепочку курганов, что тянется по горизонту в стороне Егоровки, и он ответит - насыпаны они-де по приказанию самого Мамая. Популярное имя хана закрепилось за курганом, по народному - мар.

Появление в народном словаре топонима – мар, можно объяснить следующими обстоятельствами: его или принесли пензенцы, которые на родине контачили с мордовским племенем эрзя, и от них, видимо, переняли это слово, или топоним пошел от крещеной мордвы, жившей в окрестностях будущего села Жирное. В переводе с мордовского мар - куча, могильный “холм”, “бугор”. Эрзя употребляли слово мар также и для обозначения искусственных насыпей для осмотра горизонта.

В первой половине ХХ века слово мар постепенно вышло из употребления, и на смену ему пришло слово курган.

Курганы всегда привлекали внимание людей мифическими и реальными кладами и сокровищами. На смену древним грабителям пришли крестьяне («бугровщики»), которые раскапывали курганы в поисках древних сокровищ. И поныне на курганах видны следы их грабительских раскопов.

В фондах Саратовского госархива даже сохранился список случайных находок обнаруженных при исследовании нижнедобринских курганов. Находились они в округе и некоторые из них были разрыты кладоискателями. Список в 1914 году передал в СУАК А.А. Ширинский-Шихматов. В нём 10 предметов: бронзовый трехгранный наконечник стрелы с втулкой, бронзовый нож, край медного сосуда, медное кольцо с частью удил; две медные пластины, одна из которых украшена серебряной накладкой; медная сбруйная бляшка с кружковым орнаментом, медные сбруйные пластинки с орнаментом по ним тонкими золотыми и с серебряными окладами, украшенных каменьями; железная сбруйная обкладка с впайкой в нее серебряных пластин; обломок железного кинжала, глиняный горшок без орнамента.

Судьба этих находок неизвестна, скорее всего, они хранятся в фондах Саратовского краеведческого музея.

Курганы подпитывают народные легенды о зарытых сокровищах, как древних народов – «мамаев», так и разбойников. По одной легенде одному из крестьян села Жирного даже посчастливилось найти клад с награбленными сокровищами. Их, якобы, зарыли у Жирновой горы разбойники, промышлявшие там разбоем в XVIII веке.

Эти обстоятельства подпитывают зуд кладоискательства и некоторые добринцы пытали на этом поприще свою удачу. В отчете археологической экспедиции П. Захарова есть запись о том, что «в начале 50-х годов ХХ века А.Ф. Крашенинников предпринял попытку раскопать курган (№5) и обнаружил там котел и «шлем»». Как выглядели эти предметы и куда делись находки - неизвестно.

Завершая тему кладов, скажу – да, их действительно находили, как и случайные предметы старины седой, но в селе. Относились они к более позднему времени и, в основном, были денежными. Из монет самые ранние – пулы, датируются XIV веком и относятся к временам владычества Золотой Орды. Их было найдено несколько штук.

В основном находили медные монеты второй половины XVIII века – периода царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Павла I; известны сообщения о кладах, найденных в 60-х гг. ХХ века. Так на поместье В. Кирсанова девочки обнаружили в сарае клад медных монет XVIII – XIX вв; при замене перекрытии крыши дома, купленного Ю. Овчинниковым, был найден клад бумажных денег: банкноты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей периода правления Николая-II, и “керенки”[7] достоинством в 20 и 40 рублей. Причем керенки Временного правительства были напечатаны на больших листах, и чтобы взять сумму, нужную владельцу, ему следовало ее аккуратно отрезать. Керенка размером была со спичечный коробок.

Сообщали о находке подобного клада под стрехой одного из домов в «Кутке». Как и в первом случае, он относятся к периоду Гражданской войны и первых лет Советской власти.

В 2003 году, расчищая место под будущее строительство, нож бульдозера вывернул горшочек с золотыми монетами времен Николая-II. Монеты собрали, а о находке умолчали. Однако слух пополз по селу, и не только. Приезжие кладоискатели, вооружившись новейшими металлодетекторами, обследовали участок и подняли еще три золотые монеты: две пятирублевые и полуимпериал - 7, 5 рублей. Нашли так же и бронзовую литую иконку с образом «Николы Можайского». Предположительно клад на своем подворье зарыл Шатин - местный богатей.

В селе находили кремневое ружье, шашку, принадлежавшую добринцу служившего в дивизии В.И. Чапаева в годы Гражданской войны; а при рытье погреба на подворье Н.П. Луночкина был обнаружен остов капсюлевого пистолета. Судьба всех этих находок одинакова: их по недомыслию растаскивали, ломали, использовали не по назначению, и они… исчезали бесследно.

Иная судьба была у больших медных пятаков – их берегли и использовали в народной медицине. Медяки прикладывали к больному месту при воспалениях и грыже или пили медные опилки при переломах. И я (-Л.М.) был свидетелем того, как козленку сломавшему ногу, наложили шину и вливали воду с медными опилками. Спустя несколько лет козла забили, и на месте сросшегося перелома была видна позеленевшая «спайка».

Думаю, что и сегодня у рачительных старушек в сундуках можно найти старинные медяки со сточенными гуртами.

 

Глава 1. Начало

 

В старину, поросшие тополем, осиной, ольхой, березой, а подлески кустарником речные берега реки Медведица были обильны зверьем. Первых русских поселенцев, пришедших в эти края в XVI столетии, поражало обилие медведей и они-то, якобы, и дали реке такое название - Медведица. Добринские старики говорили, что река брала свое начало в берлоге медведицы.

Говоря о медведях, отметим, что в медведицких лесах они еще изредка встречались в конце XVIII века, о чем упомянуто в книгах «Географи­ческое описание обитаемой земли Войска Донского» и «Древняя Российская вивлиофика» [8]. Сообщение датировано 1791 годом, но уже спустя 30-35 лет в другой книге: «Статистическое описание земли донских ка­заков, составленное в 1822—1832 гг.» - отмечено, что «медведь из наших краев «удалился совсем».

Развитие современного нижнедобринского рельефа началось с конца палеогена, когда древнее море Тетис покинуло территорию Волгоградской области и теперь красавица Медведица течет по руслу древней реки юрского периода в зеленом ожерелье пойменного леса. Выше по течению, в районе горы Жирной, до сих пор находят окаменелые останки ископаемых животных.

Гидроним Медведица в русских летописях впервые встречается в «Повести временных лет»... как северный приток Волги. И здесь нет ошибки: действительно, существует еще одна река Медведица! Протекает она в 30 км от г. Кашина Тверской области и впадает в Волгу.

Вот что пишет о ней В.П. Семенов-Тян-Шанский в путеводителе «Поволжье: природа, быт, хозяйство»: «… в Волгу слева впадает Медведица, сплавная река, до 377 км длины, долго бывшая границей между тверскими и новгородскими владениями. При устье (новгор.) построена крепость». [9]

Первое русское упоминание о «нашей» р. Медведице есть в описании путешествия митрополита Пимена в Константинополь, которое он совершил в 1389 г.

Некоторые ученые полагают, что гидроним Медведица славянского происхождения и возникло сравнительно поздно и оно, по сути, является калькированным, т.е. перенесенным с тюркского языка.

Река Медведица образуется при слиянии двух ручьев – Большой Медведицы и Малой Медведицы, которые берут свое начало на отрогах Приволжской возвышенности, в 14 км северо-восточнее станции Бурасы, близ с. Медведица Саратовской области. Длина реки 745 км, из них 324 приходится на территорию Саратов­ской, а 421 — на территорию Волго­градской областей. Ширина самой реки в пределах нашей области дости­гает до 50—90 м, а местами 110—130 м. Русло Медведицы извилистое, неустойчивое, из года в год перемещается то в одну, то в другую сторону, часто изобилует мелями, перекатами, песча­ными островами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.