Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕСЕВИЧ В.В. (1837-1905)






Владимир Викторович Лесевич, закончил Петербургское военно-инженерное училище, служил в инженерных войсках на Кавказе, потом закончил Академию Гене­рального штаба, после чего сразу в 1861 году вышел в отставку, посвятив себя целиком лите­ратурной деятельности и фило­софским занятиям, для чего имел возможность, ибо был помещиком. По переезду в Петербург он сблизился с революцион­ными кругами. В 1879 г. был подвергнут админист­ративной ссылке в Сибирь по подоз­рению в связях с на­родниками. Только в 1888 г. получил разрешение переехать в Пе­тербург. Он всегда придерживался линии позитивизма в контистском или эмпириокри­тицист­ском варианте. Впоследствии увлекся буддизмом. Был знаком с П. Лавровым.

Вот как он оценивает позитивизм: «Этой философии предстоит играть важную роль в современном ходе жизни. Под влиянием различных ее ответвлений складывается идеал лично­сти и общества, во всем отличный от идеала минувших времен. Мышление те­ряет свою вос­пренность и туманность и приобретает простоту, ясность, точность, опре­деленность.. человек перестает предпочитать мечтание и фантазерство трезвости мысли и прозе труда; чаще оглядывается на свое положение в среде человечества; он обращает более внимание на улучшение своего нравственного и материального быта, среди ре­альной его обстановки. Жизнь его становится человечнее, светлее, и все более устраняются из нее явления, оскорбляющие справедливость, препятствующие успехам цивилизаций, нарушающие мир..» (Лесевич В.В. Со­брание сочинений. М., 1915. Т.1 С.16)

«...несмотря на то, что умственная деятельность есть одна из слабейших склонностей человека, на которую, кроме совершенно исключительных случаев, потрачивается наи­меньшая часть жизни большинства людей, несмотря на это, влияние умственной дея­тельности есть единственная коренная причина социального прогресса, потому что она служит средством удовлетворения всех других наших склонностей, способствующих этому прогрессу» (Лесевич В.В. Со­брание сочинений. М., 1915. Т.1. С.25)

Здесь Лесевич возражает Спенсеру, который считал, что динамику общества определяют чело­веческие страсти и равнодействующая этих страстей определяет кон­фигурацию общества. Он же считает, что именно умственная деятельность лежит в ос­нове динамики цивилизации, кото­рая движет промышленность, искусство, нравствен­ность и политику.

 

«Общее изучение действительности обнаруживает, что все совершающиеся в ней явле­ния рас­падаются на три группы: 1) группу математико-физическую, характеризуемую свойствами, об­щими для всей материи, в каком бы состоянии она ни находилась; эти свойства суть свойства величины и ее форм..??? прод(Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. Спб., 1995 с.29)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. СПб., 1995.

2. Лесевич В.В. Собрание сочинений. Т.1-3. М., 1915.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.