Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия: сущность, формы, причины возникновения






 

Процессы, которые дают начало монополиям – это научно-технический прогресс, расширение масштабов и рост производства, концентрация и централизация капиталов в ходе жестокой конкурентной борьбы. Также это процессы дальнейшего обобществления труда и производства, возникновение отраслевых, международных и межгосударственных корпораций и многое другое.

Отличием монополии от конкуренции является то, что монополия выражает в основном интересы не потребителя и не продавца, а производителя, продавца. Монополии направляют покупательский спрос в свою пользу, создавая при этом условия для получения монопольно высоких прибылей. Единственный вид монополии, который защищает интересы покупателей – это монопсония, объединяющая потребителей.

Экономическая теория различает несколько видов монополий.

Естественная монополия, которая может быть частной или государственной. Она возникает в тех отраслях, где долгосрочные издержки достигают своего минимума, а эффективность производства – максимума, но это только в том случае, когда одна фирма или один хозяин обслуживает данный вид собственности или производства и всю выпускаемую им продукцию на рынке.

Для естественной монополии (ЕМ) (рис. 1.1) характерны высокие постоянные издержки, очень низкие предельные издержки.

При этом характерно то, что:

1) средние издержки ЕМ постоянно снижаются (в отличие от средних издержек обычной совершенно конкурентной фирмы);

2) кривая предельных издержек всегда ниже кривой средних издержек.[7]

 

C, P

 

D

AC

P = AC MC

P = MC 0 Q

MR

Рис. 1.1 Естественная монополия [8]

В Российской Федерации отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».[9]

В соответствии с этим Законом ЕМ – это такое состояние товарного рынка, характеризующееся следующими признаками:

· удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

· товары, которые производят субъекты ЕМ, не могут быть заменены другими товарами;

· спрос на товар, на данном товарном рынке, который производят субъекты ЕМ, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу.

Федеральная служба по тарифам – это федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий, который осуществляет функции по определению, установлению цен на товары, и ведению контроля по вопросам, связанным с установлением и применением цен в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Государственная ЕМ определена исключительным правом государства на выпуск денег, производство оружия и другое.

Естественно государственной монополией был Аэрофлот в СССР, который представлял собой единую общенациональную компанию гражданской авиации в масштабе всей страны. В настоящее время ЕМ являются – нынешний «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и другие.

Чистая монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом.[10]

Чистая монополия (от греч. «моно» - один и «полео» - продаю) – тип рыночной структуры, имеющий следующие признаки (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Признаки чистой монополии[11]

№ п/п Признак Характеристика
  Количество фирм в отрасли Одна
  Размеры фирмы Очень крупная
  Рыночная доля фирмы (доля объёма производства фирмы в объёме производства отрасли) Абсолютная
  Степень дифференциации продукта Уникальный (нет субститутов)
  Контроль отдельной фирмы над ценами Значительный
  Свобода вхождения в отрасль и выхода из неё Блокирована (высокие барьеры)

 

Барьеры, препятствующие вхождению в отрасль:

1. Значительный положительный эффект масштаба;

2. Контроль над произведёнными ресурсами;

3. Исключительные права, такие как: предоставление органами государственной власти исключительного права на использование и разрешение другим использовать изобретение;

4. Предпочтения потребителей;

5. Нечестная конкуренция;

6. Политика цен, делающая вход на рынок малопривлекательным для других компаний.[12]

Закрытая монополия – защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя объём, который он готов продать. Степень монопольной власти продавца в основном зависит от наличия товаров заменителей его товаров и от доли его в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью – это право на свободу устанавливать цену на свой товар.

Из этого параграфа следует, что монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только лишь один продавец, который контролирует всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого товара-заменителя. Существует несколько видов монополий, например: открытая, закрытая, государственная, естественная монополия, чистая и другие.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.