Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция: её основные формы, виды и функции






Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее благоприятные условия производства и реализации товаров и услуг, их купли или продажи.

В рыночной экономике избежать этого столкновения невозможно, так как оно порождается такими объективными условиями как:

· наличием множества равноправных рыночных субъектов;

· зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

· полной экономической обособленностью каждого из них;

· противостоянием со всеми другими субъектами рынка за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба и противостояние между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товары как можно дороже, но конкуренция вынуждает их понижать цены и сбывать свою продукцию гораздо дешевле для того, чтобы стимулировать потребительский спрос. Возникают ситуации когда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В соперничестве между продавцами, стремящимися продать подороже, и покупателями, которые хотят приобрести товар дешевле, победу одерживают те, кто больше сплочён и имеет возможность навязать свою выгодную для них цену.

Конкуренция способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителям. Это несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Конкуренция, как экономический процесс, представлена в виде совокупности определённых действий субъектов хозяйствования. Эти действия представляют собой экономический цикл, который включает в себя последовательные производственные процессы, такие как:

· формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

· создание конкурентоспособной продукции;

· организация производства, снабжение его сырьём, материалами, полуфабрикатами и взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми организациями на возмездной основе;

· сбыт продукции, который включает меры по определению объёмов, времени и места реализации;

· создание инвестиционного фонда за счёт прибыли инвестиционного фонда и его использования для расширения производства.

Функции конкуренции, в которых проявляется вся её сущность:

· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, которое обеспечивает «выживание» производителей;

· дифференциация товаропроизводителей, то есть одни выигрывают, другие остаются при своём, а третьи разоряются);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями экономики в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.[1]

В зависимости от обстоятельств характер и виды конкуренции могут быть различными. Различают свободную, или совершенную, конкуренцию и несовершенную, или монополистическую конкуренцию, ценовую и неценовую.

Совершенная конкуренция – это единственная модель рыночной структуры, при которой одновременно выполняются условия эффективности, а именно аллокативной и производственной.

1. Аллокативная эффективность – это эффективность распределения.

Из теории поведения потребителя следует, что цена – это показатель предельной полезности блага для потребителя. Это значит, что каждый товар потребляется, пока оценка его предельной полезности больше его цены. В этом случае показатель совокупной полезности достигает максимума. Именно это является условием максимизации удовлетворения общественных потребностей.

2. Производственная эффективность – это когда каждый необходимый обществу товар, производится наименее дорогостоящим способом с минимальными средними издержками.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля рынка у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продукции;

4) «неадекватность» рыночной информации.[2]

Эти факторы все вместе или каждый в отдельности способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения.

Крайней формой проявления несовершенной конкуренции является монополия, предполагающая функционирование на рынке одно фирмы, которая производит основную массу определённого товара.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, для которого выполняются следующие признаки.

Признаки монополистической конкуренции (табл. 1.1)[3]

 

№ п/п Признак Характеристика
  Количество фирм в отрасли Много
  Размер фирмы Мелкие и средние
  Рыночная доля фирмы (доля объёма производства фирмы в объёме производства отрасли) Небольшая
  Степень дифференциации продукта Дифференцированный
  Контроль отдельной фирмы над ценами Возможен, но в узких рамках
  Свобода вхождения в отрасль и выхода из неё Сравнительно большая
  Характер поведения фирмы Фирмы практически не учитывают реакцию своих конкурентов
  Неценовая конкуренция Распространена

 

Дифференциация производится по таким признакам как:

1) техническая характеристика и качество товара;

2) услуги и условия продажи;

3) размещение и доступность;

4) фирменное название и упаковка;

5) престижность.[4]

Монополистическая конкуренция успешно сочетает черты рынка совершенной конкуренции и монополии. Многие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции, например: продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и другие.

Суть монополистической конкуренции заключается в продаже фирмой продукции, на которую существует множество близких, но несовершенных заменителей.

Положительные и отрицательные стороны монополистической конкуренции

Положительные стороны:

1. Повышение уровня жизни и рост благосостояния потребителей товаров и услуг, которые вызваны расширением ассортимента и совершенствованием товаров.

2. Всё, что связано с использованием рекламы:

· реклама предоставляет ценную для потребителя информацию о товаре;

· реклама помогает внедрять новые конкурентоспособные товары.

Отрицательные стороны:

1. Монополистически конкурентная фирма производит меньше продукции и продаёт её по более завышенным ценам;

2. Аллокативная эффективность не достигается;

3. Производственной эффективности тоже не наблюдается;

4. Связанные с использованием рекламы:

· информация, которая используется в рекламе, часто бывает обманчива;

· огромные расходы на рекламу способствуют увеличению издержек, а также увеличению цен на продукцию.[5]

Из двух методов конкуренции – ценовой и неценовой – российские предприятия на не благоприятных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них – ценовую. Фирмы, которые проводят ценовую конкуренцию, пытаются привлечь потребителя при помощи установления более низких, чем у соперника, цен. Это приводит к сокращению размеров прибыли, а если цена падает ниже издержек, то возникают убытки.

При неценовой конкуренции фирмы стараются привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь такими способами как: улучшить качество товара, создать новый вид продукции, улучшить сервис и так далее. Базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.[6]

Таким образом, можно сказать, что конкуренция – это сложнейший процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для того, чтобы одержать победу и достичь поставленных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей, в рамках законодательства нашей страны.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.