Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будьте яркими






Вне всякого сомнения, Нельсон сделал свой план сражения ярким. Как это ни странно, он избегал публичных заявлений и речей, что свидетельствовало об отсутствии у него выдающегося ораторского таланта. Тем не менее он обладал способностью к эффективной коммуникации с капитанами и командами своих судов. Даже морской стратегии он мог придать образность и драматизм. А вы можете проделать то же самое с планом сбыта продукции на следующий год?

Принцип яркости охватывает все, что делает вашу речь интересной, захватывающей и привлекательной. Яркий — это значит полный жизни. Смысл этого определения заключается в живости как самого оратора, так и предмета, который он освещает: бодрость, активность, энтузиазм, энергичность, сила, теплота, свежесть, яркость и оживленность. Когда содержание речи ясно и просто, это уже первый шаг к яркости, однако нам, возможно, предстоит еще потрудиться, чтобы это качество появилось на свет.

Нельзя сказать, что эта яркость может быть с легкостью добавлена после завершения подготовительной работы. Она также не является естественным результатом полного выражения всех граней личности — подобно играющему в лучах солнца фонтану. Все публичные выступления, даже по самому незначительному поводу должны доносить «истину, преломленную через личность». Именно истину мы должны оживить и донести до другого человека, а не самих себя. Только в этом случае возникают, по выражению поэта Томаса Грея, «мысли, которые дышат, и слова, которые жгут».

Первое приложение принципа яркости заключается в заинтересованности предметом разговора и людьми, участвующими в этом разговоре, — именно в таком порядке. Интерес — это одна из форм самой жизни, магнетизм, свойственный не предметам, а людям. Естественно, наследственность, воспитание в семье и образование предопределяют наш интерес к определенным областям или предметам. Однако эти области по своей широте можно сравнить с равнинами: люди, предметы, идеи, прошлое, настоящее или будущее. На этих просторах расположено множество «площадок для кемпинга». Более того, у всех нас есть общие черты, и если один человек интересуется тем или иным предметом, то было бы странно, если бы он не нашел еще кого-то, кто разделял бы его интересы.

Однако интерес может представлять собой тихое и скромное направление мысли. Мы можем распознавать его в других, но мы не обязательно стремимся разделить его. Точно так же не все, кто заинтересован в коммуникации, обладают даром пробуждать интерес аудитории. Однако всем нам трудно устоять перед энтузиазмом, который представляет собой разгоревшийся ярким пламенем интерес. Вдохновенный оратор не может быть скучным: он естественным образом воплощает в себе принцип яркости.

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ Энтузиазм заключается в постоянном и интенсивном удовольствии от того, что происходит в жизни вокруг нас, которое соединено со страстной решимостью что-то создать, некий порядок, схему или произведение — с наслаждением и смаком. Это значит подходить к проблемам, загадкам и препятствиям с инициативой и наслаждением. Мы способны развить в себе этот драйв, сознательно стремясь к увлеченности, вдохновению, восторгу и эмоциональному подъему даже в самых рутинных и тривиальных вещах, приступая к ним со всей энергией, на которую мы способны. Нам не обязательно показывать неистовство театральных страстей и становиться угрозой для своих друзей. Мы просто должны открыто и искренне радоваться всему, что мы делаем. Джон Кэссон. «У вас все получается?» 1970

Помимо этих основных моментов, применение принципа яркости зависит от вашего творческого воображения. Там, где имеет место массовая коммунникация, очень полезным может оказаться театральное чувство «драмы». И Монтгомери, и Нельсон тщательно «ставили» свои коммуникации. «Монти», сверкая ленточками нашивок на своей полевой форме, мог в монологе передать присущий сражению драматизм. Адмирал Нельсон не случайно был влюблен в бывшую актрису, а также настаивал на том, чтобы в день Трафальгарской битвы на нем был синий мундир с золотым кантом. Кроме того, он обладал способностью распознавать великий момент и позволял ему самому говорить за себя — чутье, присущее великим актерам.

На небольших собраниях или при менее драматических обстоятельствах попытка драматизации легко может увести нас на рифы дилетантской театральности. Таким образом, необходимо прежде всего следить за уместностью живой и яркой речи. Я вспоминаю одно из армейских занятий по рытью траншей. После изучения теории новобранцев привели в центр большого поля, вручили лопатки и сообщили, что через тридцать минут поле будет обстреливаться из пулемета. Никогда в жизни мы так быстро не копали… Это было занятие по довольно скучному предмету, но инструктор сумел превратить его в яркое и запоминающееся.

Один из способов сделать свою речь живой и драматичной — это расцветить ее метафорами и аналогиями. Не забывайте, однако, что форма не должна затуманивать смысл, подобно тому, как метод не должен заслонять содержание. Дело в том, что и смысл, и содержание всегда подвергаются опасности быть скрытыми за языком и методами, такими, как метафоры или наглядные пособия.

Проверка осуществляется практикой: понимают ли слушатели смысл сообщения, или они просто смеются над яркой аналогией или цветным плакатом, наглядным примером или запоминающейся фразой?

Один из величайших ораторов и выдающихся политических деятелей античности Демосфен, долгое время боровшийся против постоянных набегов царя Македонии Филипа, однажды сказал своему сопернику: «Ты заставляешь слушателей восклицать: «Как хорошо он говорит!» Я же заставляю их кричать «разобьем Филипа!».

Образы — как визуальные, так и словесные — придают яркость речи. Визуальная метафора или сравнение — это короткая и живая картинка, которая также способствует ясности и простоте. Юмор также способен оживить коммуникацию на рабочем месте, поскольку смех и скука не могут долго жить вместе.

Коммуникация — это серьезное дело, но оно не обязательно должно быть мрачным. Однако яркость, образность или юмор не должны отвлекать внимание от смысла сообщения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.