Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Лексические нормы современного литературного языка






Задания этого раздела нацелены на формирование представления о коммуникативных качествах речи и основах литературного редактирования. Перед выполнением данного задания необходимо ознакомиться с основными понятиями.

Точность речи — использование слов и выражений в полном соответствии с языковым значением — как средство обеспечения строгого соответствия речи ее предметно-понятийному содержанию.

Логичность речи — соответствие текста развертыванию мысли, последовательность и непротиворечивость мысли.

Ясность речи — ее доступность для понимания, незатрудненность восприятия адресатом.

Уместность речи — ее соответствие целям и условиям общения.

Чистота речи — отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку (штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, «навязчивые слова» и др.).

Выразительность речи — совокупность ее особенностей, поддерживающих внимание и интерес адресата речи.

Богатство (разнообразие) речи в качественно-количественном представлении и в индивидуально-личностном аспекте.

Этот блок отражает явления языка на уровне лексики: проблемы лексической сочетаемости, многословия, лексической неполноты высказывания, употребления слов в несвойственном им значении, проблемы новой лексики, устаревшей лексики, лексики иноязычного происхождения и др. При выполнении этого здания необходимо не просто исправить предложение — нужно объяснить, в чем именно заключатся ошибка.

Задание 1. Объясните значения слов с разным ударением.

Образец: тр у сить — трус и ть. Тр у сить — бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо. Трус и ть — бежать трусцой.

Примечание: иллюстрирующие примеры не обязательны, но приветствуются.

Задание 2. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец:

Конгломерат – механическое соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь; диффамация — оглашение в печати позорящих кого-либо сведений; рента — доход с капитала, имущества или земли, не требующий от получателя предпринимательской деятельности; ренегат — отступник, изменник.

Задание 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. Объясните, в чем заключается ошибка (неточное знание лексического значения слова, смешение значений однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и др.).

Образец:

1) У куниц скоро появится наследство. — Использование слова «наследство» без учета его значения; правильно: У куниц скоро появится потомство.

2) С него взыскали материальный ущерб. — Нарушение лексической сочетаемости в результате совмещения похожих словосочетаний «возместить материальный ущерб» и «взыскать деньги»; правильно: Его попросили возместить материальный ущерб.

3) Главная суть этого высказывания заключается в следующем. — Речевая избыточность, плеоназм; правильно: Суть этого высказывания заключается в следующем.

4) Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии. – Неуместный каламбур возникает вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова; правильно: Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии шахматных фигур.

5) Книга — источник познания. — Смешение паронимов «знание» и «познание»; правильно: Книга — источник знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.