Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Газораспределение






ФОРСИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ

" МОСКВИЧА"


 


В редакционных планах этот материал вначале назывался " Увеличение рабочего объема двигателей УЗАМ". Но, собирая информацию, мы убедились, что те, кто желает пришпорить своего любимого скакуна -" Москвича", могут повысить мощность не только путем увеличения объема. Уже несколько фирм специализируются на различных способах форсировки уфимских двигателей - как нынче говорят, занимаются тюнингом. Об этом рассказывают Владимир БУЗИ НОВ и Александр КРЫМСКИЙ, не раз выполнявшие подобные работы.

РАБОЧИЙ ОБЪЕМ

Реальная перспектива увеличить рабочий объем открылась у владель­цев " москвичей" недавно - с освоени­ем на уфимском заводе двигателей УЗАМ-3317 (1, 7 вместо 1, 5 л), когда комплектующие к ним стали произво­дить серийно. Конечно, спортсмены (и многие заводчане) и раньше ездили на " больших" моторах и, таким обра­зом, накопили опыт доморощенного " гаражного" тюнинга.

Сегодня любой владелец " Моск­вича" при капремонте (или не дожи­даясь оного) может не просто пере­брать мотор, но и немного " раздать" его, причем в некоторых вариантах -без механической обработки деталей, только подбирая готовые узлы. То есть работа доступна и " чайнику".


Ставшие такими, которые сейчас вы­пускает УЗАМ (подробно о них см. ЗР, 1995, №2 и 1996, №2).

Итак, дано: двигатель УЗАМ-331.10 от " Москвича-21412". Требуется: под­нять мощность и крутящий момент. Для начала заглянем в таблицу, чтобы представить основные размеры (ход


Рейдя в следующую группу по ходу поршня - 75 мм. УЗАМ-0102 собирают уже года два и устанавливают на " моск­вичи" в Ижевске. По мнению конструк­торов, это самый удачный мотор из всей уфимской гаммы - настолько точно совпали ожидаемые и реальные харак­теристики, довольно, кстати, высокие.


 



 


 


Рис. 1. Так дорабатывают (подрезают) поршни (красным цветом выделен удаляемый металл): а-двигателя УЗАМ-331.10 при установке коленвала с ходом 75 мм (вместо 70 мм); б-двигателя УЗАМ-412 или УЗАМ-331.10 с поршнями от " четыреста двенадцатого" при установке коленвала с ходом 75 мм; в -двигателя УЗАМ-3317 выпуска 1994-1995 гг. при установке коленвала с ходом 80 мм (вместо 75 мм).

Одно замечание: о многих " тю-нинговых" вариантах приходится су­дить по субъективным (и пока всегда положительным) впечатлениям авто­ров доводки - серьезных испытаний " подросшие" двигатели не проходили. Исключение составляют моторы, в результате каких-либо операций


поршня и диаметр цилиндра) двигате­лей УЗАМ, общих по конструкции. Наш исходный мотор - объемом 1479 см3 (ход - 70 мм, диаметр - 82 мм). Самый простой способ, рекомендуемый всеми специалистами для автолюбителя, -сделать из УЗАМ-331.10 двигатель " 0102" рабочим объемом 1584 см3, пе-


Для этого покупаем коленвал от " сто второго" мотора с радиусом кривошипа 37, 5 мм. Диаметры шеек у всех валов остались прежними, так что и вкладыши от полуторалитро-вого двигателя подойдут. С новым коленвалом поршень будет подни­маться (опускаться) на 2, 5 мм выше (ниже) - ведь его ход стал на 5 мм больше. Лучше всего установить и поршни от модели -0102 - они, кста­ти, внешне похожи на " четыреста двенадцатые", со сферическим дни­щем. Напомним, что поршни делят на пять размерных групп по диамет-


ру юбки, и к гильзе поршень надо подбирать, как рекомендовано в книгах по ремонту. Если на гильзе есть износ, ее придется заменить, иначе " ступенька" повредит ком­прессионное кольцо.

Теперь о методе, на который не­одобрительно смотрят два завода -УЗАМ и АЗЛК, но который, тем не менее, без известных отрицательных последствий применяют авторемонт­ники-профессионалы и любители.

Если старые поршни в хорошем состоянии, можно сэкономить на ком­плекте новых, а увеличившийся рабо­чий ход компенсировать подрезкой днища и юбки поршня по приведен­ным эскизам (рис. 1). На юбке доста­точно углубить на 2 мм " карманы" для противовесов коленвала.

Почему это не нравится конструк­торам? Во-первых, утончается днище поршня, а во-вторых, сокращается " огневой поясок", то есть расстояние от верхней канавки до днища, что снижает долговечность колец и поршня.

Все сказанное о двигателе УЗАМ-331.10 справедливо и по отно­шению к УЗАМ-412.

Допустим, " 1600" мало. Нет проб­лем, еще немного увеличиваем ход поршня (до 80 мм) - и опять попадаем под осуждающий взгляд конструкто­ров. Пусть нас подбодрит опыт тех автолюбителей, кто так уже сделал.

Поставив коленвал с радиусом кривошипа 40 мм, придется искать поршни - стандартные уже не подойдут никак. Надо либо подрезать (аналогич­но " четыреста двенадцатым") поршни от УЗАМ-0102 (1600 см3), либо зака­зывать оригинальные на стороне.

Ну, и уж совсем набравшись сме­лости, можно собрать самый длинно-ходный мотор - 85 мм. Для него ни коленвалы, ни поршни в Уфе не де­лают, а значит, рассчитывать на одо­брение заводских инженеров нечего. Зато эти детали изготовляет в Москве НПП " Автотехнология", причем порш­ни двух типов - изотермической штамповкой. Один - с высокими ка­навками под кольца, применяемые на моторе ВАЗ-21083, второй - с узки­ми, под " родные", которые берет на комплектацию УЗАМ (из Мичуринска, Ильичевска, Болгарии).

Это, пожалуй, все способы и вари­анты увеличения хода поршня в двига­теле УЗАМ-331.10, Но ведь рабочий объем зависит и от диаметра цилиндра (справедливости ради отметим, в фор­муле объема есть еще число 71, но его, как правило, не меняют).

От исходного диаметра 82 мм легко перейти к следующему - 85 мм (особенно если цилиндры уже сильно изношены и с ними и так нужно что-то делать). Путь, знакомый всем вла­дельцам " жигулей", - расточка цилин-


дров с последующим хонингованием -применяется и для уфимских моторов, только вместо блоков растачивают гильзы цилиндров. Гильза внутренним диаметром 82 мм позволяет расточку до 85, но не больше. Конечно, потре­буется и новый поршень диаметром 85 мм под тот коленвал, который вы собираетесь использовать. Здесь оп­тимальной представляется замена коленвала, чтобы получить моторы " 1700" или " 1800", для которых завод делает поршневые группы. Нужно обязательно учитывать соответствие головки блока переделанному " низу" мотора - мы еще подробно остано­вимся на этом.

Гильзы не обязательно растачи­вать - можно заменить, купив комп­лект новых от двигателя УЗАМ-3317.

Рис. 2. Так обрабатывают (" шарошат") камеры сгорания и каналы в головке цилиндров и коллекторах.

Чтобы установить их в блок УЗАМ-331.10, придется уменьшить посадоч­ный диаметр (до 89 мм вместо 92), сняв лишнее на токарном станке. Можно, наоборот, расточить блок, но, во-первых, это требует более слож­ного специального оборудования, а во-вторых, не рекомендуется конст­рукторами. Таким образом, из полу-торалитрового двигателя можно по­лучить моторы с рабочим объемом до 1929 см3 (см. таблицу - ход поршня на диаметр цилиндра 85x85). Что именно вам выбрать - решайте, сообразуясь с собственны­ми потребностями, опытом, кошельком.

Подробно рассмотрев способы увеличения объе­ма УЗАМ-331.10, коротко остановимся на других мо­торах из Уфы.

Модель УЗАМ-0102 для ижевских автомобилей. Те же варианты по колен­валам и только одно заме­чание по поводу расточки -блок можно обрабатывать под гильзы посадочного диаметра 92 мм. А раз так,


то можно использовать новые гильзы от мотора УЗАМ-3320 с диаметром цилиндра 88 мм (этот двигатель отли­чается от моделей -3317, -3318 гиль­зами с тонкой стенкой, а посадочные диаметры в блоке и гильзе одинако­вы). Найти гильзы " на 88 мм" пока не­легко, но можно расточить 85-милли­метровые от двигателей " 1700" и " 1800". Разумеется, их можно исполь­зовать и в первоначальном виде, либо в расточенном блоке УЗАМ-0102, ли­бо уменьшив их посадочный диаметр, что проще.

Двигатель УЗАМ-3317 можно " увеличить" до 1, 8-литрового, проде­лав операции с коленвалом и порш­нями. Вал - заменить на новый, с ра­диусом кривошипа 40 мм, а поршни подрезать (см. рис. 1). Поршни можно поставить и новые от двигателя УЗАМ-3313, что позволит перейти на " семьдесят шестой" бензин, или от УЗАМ-3318.

Установка коленвала под ход поршня 85 мм потребует оригиналь­ных поршней, а рабочий объем в этом случае составит 1929 см3.

Расточив гильзы под диаметр 88 мм и раздобыв соответствующие поршни, получим двигатель УЗАМ-3320 (1946см3).

Три оставшихся мотора - два объемом 1, 8 л и один 2 л - не рассма­триваем, поскольку их пока очень не­много, да, собственно, и " расти" им дальше некуда.

Вернемся к таблице. Незаполнен­ные клетки не означают, что такие сочетания хода поршня и диаметра цилиндра невозможны. Просто они требуют совершенно оригинальных деталей, выпуск которых пока не на­лажен (возможно, это не так - тогда мы будем рады связаться с произво­дителями).

Увеличение объема - далеко не весь тюнинг, который возможен для уфимских моторов. Чтобы завершить о кривошипно-шатунном механизме, советуем на разобранном двигателе проверить все зазоры, допуски, мас­сы, балансировки. Наверняка придет­ся их привести в норму. Нам попада-

Возможные варианты увеличения рабочего объема двигателей УЗАМ


лись моторы, в которых шатуны раз­личались на 40 г при допуске 4 г, а зазор между шатуном и поршневым пальцем превышал допустимый в не­сколько раз! На этих мелочах можно возвратить несколько лошадиных сил

- поверьте, они не будут лишними.
Кстати, это можно считать " тюнингом
по-русски": " доводка" мотора только
ликвидацией заводских огрехов.

ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Подробно рассмотрев " низ" мото­ра, то есть блок и картер и их содер­жимое, поднимемся выше - к головке блока цилиндров, тем более что ино­гда ее конструкция ограничивает пе­ределки мотора.

С таких случаев и начнем. Не так давно УЗАМ серийно делал три мо­дели головок - на двигатели -412, -331.10 и -3317. Отличались они раз­мерами и формой камер сгорания, конструкцией впускных и выпускных каналов, диаметром седел впускных клапанов.

С осени прошлого года УЗАМ на все моторы объемом 1, 6; 1, 7; 1, 8 и 2 л устанавливает унифицированную го­ловку блока с диаметром камеры сго­рания 82 мм (как на двигателе -412), увеличенными впускными клапанами с диаметром тарелки 39, 5 мм (как на двигателе -3317), модернизирован­ными газовыми каналами.

При установке новой головки на двигатели УЗАМ-331.10 и ран­ние -3317 придется менять и поршни

- на первый подойдут от мотора
УЗАМ-412, на второй - новые, с усе­
ченным конусом вместо " хитрых" вы­
емок на днище. Если этого не сде­
лать, двигатель выйдет из строя из-за
удара поршней о клапаны. Сочетание
старой головки и поршней новой кон­
струкции возможно - это приведет
лишь к снижению степени сжатия, на­
пример, для УЗАМ-3317 - до 8, 2.

В головке есть над чем порабо­тать и головой, и руками. Суть всех операций - дать свободный путь ра­бочей смеси в цилиндры, а отрабо­тавшим газам - в глушитель, то есть снизить сопротивление на впуске и выпуске. Как? Подровнять соедине­ния коллекторов и головки, убрав почти всегда оказывающуюся там ступеньку; точно по проходному се­чению подрезать отверстия в про­кладках; сгладить впускные и выпу­скные каналы и, возможно, расши­рить их, удалив лишние наросты металла. Подобные операции вы­полняют и в камере сгорания (рис 2). Сравните обработанную и обычную, снятую с серийного мотора, головки блока цилиндров (рис. 3).

И, конечно, обзор " тюнинговых" работ по " Москвичу" был бы непол-


ным, не упомяни мы о доработанных " резвых" распредвалах. Недавно за­вершены заводские испытания двига­телей УЗАМ с новыми валами, полу­чены хорошие результаты, заслужи­вающие, пожалуй, отдельной публи­кации. А пока напомним ту, что уже была, - см. ЗР, 1995, № 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.