Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура в XVIII в.






 

Русская культура, получившая благодаря петровским преобразованиям мощный импульс к дальнейшему развитию, становится в XVIII в. частью евро- пейской культуры Нового времени. Восприятие достижений последней в про- цессе резко интенсифицировавшихся контактов с Западом сообщило отечественной культурной традиции большой динамизм и в конечном счете способствовало тому, что творческий потенциал русского народа в скором вре- мени открылся миру во всем его богатстве и многообразии. Страна быстро прошла период " ученичества". В культурной жизни России XVIII в., отмечает


 

позднейший исследователь, конечно, " было и простое подражание, но было и страстное увлечение, вид творческого энтузиазма, - было вместе с тем и пробу- ждение собственных творческих сил".

 

Русская наука в XVIII в. переживала свою эпоху Возрождения. Основы отечественной научной школы заложила многогранная, кипучая деятельность гениального русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, который, по меткому выражению А.С. Пушкина, " сам был первым нашим университетом". Именно по инициативе Ломоносова был открыт Московский университет. В области естественных и гуманитарных наук успешно трудились М.Е. Головин, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.И. Бол- тин и др. Примеры выдающихся достижений русской технической мысли явила деятельность А.К. Нартова, И.И. Ползунова, создателя " огнедей-ствующей ма- шины", И.П. Кулибина и др.

 

Развитие русской литературы, господствующим направлением в которой тогда был классицизм, неразрывно связано с именами В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.И. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина и др. Вы- сокий гражданский пафос, патриотизм сочетались в их творчестве с ярко выра- женными просветительскими тенденциями. В 1756 г. в Петербурге был открыт государственный публичный профессиональный театр, на сцене которого с большим успехом демонстрировали свои блестящие актерские дарования Ф.Г. Волков (руководитель труппы), И.А. Дмитревский, Т.М. Троепольская и др.

 

В 1757 г. в Петербурге была основана Академия художеств. Во второй половине XVIII в. творили выдающиеся русские живописцы (И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов и др.) и скульпторы (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Ф.Г. Гордеев и др.). Работавший в России француз- ский скульптор Э.М. Фальконе создал один из наиболее замечательных памят- ников эпохи - памятник Петру I в Петербурге (" Медный всадник"), символизирующий великое историческое призвание России. Гениальные тво- рения русских и иностранных зодчих (Б. Растрелли, Д. Кваренги, В.И. Бажено- ва, М.Ф. Казакова, Ч. Камерона, И.Е. Огарева) украсили старую столицу России

- Москву и придали неповторимый облик новому центру державы - Петербургу. " Петербург с кольцом своих резиденций, - писал выдающийся русский фило-

соф Г.П. Федотов, - единственный в мире город трагической красоты, где в гра- ните воплотилась воля к сверхчеловеческому величию, и тяжесть материков плывет, как призрачная флотилия, в туманах с легкостью окрыленной мысли".

Открытая Западу и вместе с тем стоявшая на прочной национальной основе русская культура XVIII в. своими блестящими достижениями существенно обо- гатила сокровищницу мировой цивилизации.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.