Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАССТРОЙСТВА внимания






Причины:

1 утомление (чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утом­ления);

2 отравления алкоголем, никотином и при других интоксикациях (нельзя предотвратить никакой тренировкой).

1. Общее снижение внимания наблюдается у большинства боль­ных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ идругих патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы.

При этом больше всего страдает устойчивость внимания, уменьшается его объем (больные многого не замечают вокружающей обстановке), ухуд­шается распределение и переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям боль­ных, к получению ими травм, ожогов ит.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.

2. Невнимательность (ослабление внимания).

1 -й тип невнимательности – рассеянность (малая интенсивность внимания). Наблюдается внорме у детей дошкольного возраста иу астенизированных больных.

2-й тип (высокая интенсив­ность и трудная переключаемость вни­мания). Отмечается у лиц со сверхценными и навязчивы­ми идеями.

3-й тип (слабая концентрация и еще более слабая переключаемость внимания) Наблюдается встарческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

3. Расстройство способности переключе­ния внимания наблюдается при локальных поражениях органичес­ким процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется врезультате зат­руднения впереключении внимания на новое действие (персеве­рация внимания).

4. Патологической усиление способности к переключению внимания отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, сло­ва, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

 

Память.

Прошлое, настоящее и будущее может быть объектом познания целостно, широко и всесторонне благодаря памяти. Этот процесс значительно обогащает возможности познания мира, делает возможным использование жизненного опыта, и является основой целостного развития личности.

Практически в любом медицинском учреждении встречаются больные с нарушением па­мяти. Это, как правило, лица пожилого и старческого возраста.

Память и внимание как психические явления не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, поэтому средний медработник должен развивать и тренировать память и внимание - эти важные психические функции, которые ему, не­сомненно, пригодятся при изучении других наук, всех клинических дисциплин, сестринского дела и в дальнейшей практической дея­тельности.

 

ПАМЯТЬ – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, хранении и последующем воспроизводстве информации.

Основные процессы памяти:

- Запоминание

- Сохранение

- Воспроизведение

- Узнавание

ВИДЫ памяти

По участию волевого компонента:

1 НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ (информация запоминается сама со­бой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятель­ности, в ходе работы над информацией).

2 ПРОИЗВОЛЬНАЯ (информация запоминается целенаправ­ленно с помощью специальных приемов).

эффективность произвольной памяти зависит:

· от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;

· от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а ) механическое дословное многократное повторение ра­ботает механическая память, тратится много сил, времени, а ре­зультаты низкие. Механическая память — это память, основан­ная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

Этапы логического запоминания:

1 Осознание цели запоминания

2 Понимание смысла запоминиемого

3 Анализ материала

4 Выявление наиболее существенных мыслей

5 Обобщение Запоминание этого обобщения

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоци­ональная. Эти типы памяти в той или иной степени выраженности име­ются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.

г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

 

По длительности хранения информации в памяти:

Любая информация вначале попадает в КРАТКОВРЕМЕННУЮ па­мять, которая обеспечивает запоминание однократно предъявлен­ной информации на короткое время (5-7 минут), после чего ин­формация может забыться полностью или перейти в долговремен­ную память, но при условии 1-2-кратного повторения информа­ции. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ память обеспечивает длительное сохранение информации.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второсте­пенное, а также определенный процент инужной информации.

ОПЕРАТИВНАЯ память - вид памяти, проявляющийся входе вы­полнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятель­ность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию втечение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения проме­жуточной памяти икатегоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окон­чании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, вдействиях.

Для уменьшения забывания необходимо:

Ø осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро ипочти полностью);

Ø повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.