Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 20. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики






1. Корпоративная экономика как условие развития муниципального образования (городов, районов)

2. Сущность корпоративного метода ведения хозяйства

3. Социально-финансовые группы муниципальных образований – управленческая основа корпоративной экономики

4. Корпоративная экономика и социальная жизнь

1. Цель социально-экономического развития муниципального образования – улучшение качества жизни каждого человека, сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения в целом и конкретных граждан в значительной степени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.

Муниципальное образование – это не просто место совместного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, право, политика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели – рост качества жизни каждого человека.

Организация социально-экономического развития сообщества как корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную схему управления: «население – акционеры – совет - менеджмент», которая является зеркальным отражением системы: «население – избиратели – представительная власть – администрация», реализуемой в сфере политического управления.

Главная цель такой системы управления состоит в необходимости создания четко очерченной и эффективной системы контроля (отчетности и подотчетности) за социально-экономическое развитие муниципального образования.

Основная обязанность представительной власти и совета директоров в представленной модели – обеспечить ответственность и отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты деятельности.

Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение сбалансированности в реализации принципов подотчетности и невмешательства. Иными словами, чтобы контролировать менеджмент, представительная власть МО и совет директоров должны быть объектами контроля.

Политическое и корпоративное управление, выступая ведущими звеньями в едином процессе управления развития МО, могут быть организованы различными способами в зависимости от специфических для каждого региона экономических и культурных факторов. С течением времени процесс институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил и экономического взаимодействия и оформлению деловой активности.

Система управления МО призвана обеспечить компромисс между противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров представляют и гарантируют исполнение воли многообразных слоев электората. Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возможностями, компетенциями, принятыми ценностями.

2. Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления МО. Эта система представляет собой организационную модель, с помощью которой население представляет и защищает свои социально-экономические интересы (в дальнейшем СЭПИН – социально-экономическая поддержка интересов населения). В истории России корпоративная форма жизнедеятельности населения существовала около девяти веков до 1917 г.

Тип применяемой модели зависит от целей, механизмов их достижения и отражает сам факт расхождения функций владения и управления МО. Муниципальное образование как корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами и обязательствами, которые отличаются от прав и обязательств, присущих каждому члену сообщества в отдельности.

Население (акционеры) передает право управления собственностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности. В условиях, когда корпорация основана населением, и когда каждый человек владеет лишь незначительной, но равной для всех частью капитала корпорации, уступка или доверия населением (акционерами) рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления (распоряжения).

Проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных лиц – для населения (акционеров), кредиторов, покупателей и т.д. Всех их можно назвать «участниками в собственности корпорации». Под этим понятием подразумеваются те, кто произвел различного рода инвестиции и соответственно заинтересован в результатах и качестве работы корпорации.

Эффективность корпоративного управления во многом зависит от успешного развития различных аспектов корпоративных отношений. Формирование институтов, способных осуществить финансирование, управление и контроль за корпорацией, есть предпосылка успешного развития экономики МО, без них сектор корпоративной собственности не может возникнуть. Главными вопросами в связи с этим являются следующие: каким образом должны появиться эти институты; какие реформы должны быть предприняты; какие модели корпоративного управления и контроля за ним могут быть использованы в рамках экономики МО.

Общей характеристикой функций муниципального менеджмента является то, что качество их выполнения сказывается непосредственно и сразу на самочувствии местного населения. Но их невозможно осуществить, рассчитывая лишь на местные налоги: если некоторые муниципалитеты располагают избыточной налоговой базой, то другим не хватило бы всех налогов экономических субъектов на их территории.

Предполагается, что некоторый базовый уровень качества жизни должен быть обеспечен усилиями всего государства, а общая система управления должна создавать возможность экономического успеха всем, кто захочет и сможет жить лучше. Это и есть основа для частичного лишения местного уровня его суверенитета, превращения самоуправления в децентрализованное управление.

3. Муниципальное образование как корпорация представляет, по сути, социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО – обеспечение интересов населения, а главная задача корпорационного управления обеспечение оптимальных взаимоотношений ее участников.

Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляет собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд участников инвестируют другие формы капитала (например, работающие по найму работники вкладывают «человеческий капитал», в том числе интеллектуальный).

У населения - акционеров, заинтересованных в уровне и качестве управления корпорацией, имеются в распоряжении несколько внешних механизмов, к каковым относится Фонд «СЭПИН» и рынки, которые могут помочь поставить под контроль деятельность менеджеров. Роль этих механизмов в различных схемах корпоративного управления определяется конкретными условиями и возможностями МО.

Фонд «СЭПИН» некоммерческая общественная организация, созданная при участии администрации МО. В СФГ МО он выполняет роль управляющей компании и представляет собой, по сути, фонд населения - акционеров, передающих акции в доверительное управление.

В сложившихся условиях хозяйствования важнейшими задачами СФГ МО являются:

· сертификация социально-экономического состояния муниципальных образований, мониторинг социально-экономического состояния населения;

· развитие местной финансовой инфраструктуры, работающей на население;

· организация местного производства товаров, продуктов и услуг с учетом территориальных особенностей и возможностей, развитие семейного и малого предпринимательства;

· обеспечение занятости населения, открытие дополнительных рабочих мест;

· разработка стандартов в области социального обслуживания населения, создание эффективной системы контроля за предоставлением социальных услуг;

· внедрение оптимальных моделей территориальных социальных служб;

· концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

· формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды;

· защита приватизируемых промышленных предприятий путем передачи пакетов акций в собственность СФГ МО.

Коммерческая группа, в состав которой входят сбытовые, торгово-закупочные и другие обслуживающие и обеспечивающие организации.

СФГ МО, являясь юридическим лицом:

· выражает корпоративные интересы населения МО;

· существует независимо от состава его участников (т.е., может существовать бессрочно);

· обладает самостоятельной волей, не всегда совпадающей с волей отдельных ее участников;

· имеет имущество, обособленное от имущества участников;

· несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, закрепленным за ней имуществом;

· вправе совершать от своего имени сделки, не закрепленные законом;

· может взыскивать и отвечать в органах юстиции от своего имени.

4. Изучение того, что сегодня в Европе принято называть системой местного самоуправления, приводит к следующему выводу: почти во всех нормативных актах и в Европейской хартии подчеркивается: местное самоуправление не есть децентрализация государственной власти как способа достижения цели. Самоуправление означает прежде всего эффективную ответственность каждого чиновника перед населением. Причем любой чиновник в территориальном самоуправлении может привлекаться к ответственности и при отсутствии каких-либо жалоб со стороны населения – на основании процедуры, с которой население согласно.

Местное самоуправление опирается на определенные принципы, которые определяют сущность его модели. К ним относятся:

· ориентация на местные территориальные сообщества;

· разграничение полномочий между органами самоуправления разных территориальных уровней;

· разделение полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти;

· наделение представительной власти распорядительными и контрольными функциями;

· самостоятельность и независимость в решении вопросов местной жизни в пределах своей компетенции;

· ответственность органов самоуправления перед населением, избравшим их.

Наиболее эффективная социальная политика перераспределения в условиях корпоративизма связана не с перераспределением доходов и богатств, а с предоставлением каждому реальных возможностей получения услуг, определяющих качество жизни (например, получение образования).

Возрождение корпоративного социально-экономического уклада жизни в РК является обязательным условием роста качества жизни и благосостояния населения. Методы корпоративной экономики с этой точки зрения – это путь к прекращению планирования и регулирования из центра. Вопросы хозяйственной жизни следует регулировать в регионах с участием всех заинтересованных сторон.

Вопросы для самопроверки:

1. Социально-финансовые группы муниципальных образований – управленческая основа корпоративной экономики

2. Корпоративная экономика и социальная жизнь

Список рекомендуемой литературы

1. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1995. - №12.

2. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8.

3. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.